Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.
судей
Кудасовой Т.А, Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Фадеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 апреля 2019 года гражданское дело N 2-3046/2018 по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2018 года по иску Левкина Дмитрия Михайловича к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А, объяснения представителя ответчика ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Кубаловой Ю.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Левкина Д.М, представителя Главного управления Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Васильевой О.В, возражавших против доводов апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Левкин Д.М. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Министерству финансов РФ, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил взыскать в свою пользу компенсацию за наем жилого помещения за период с марта 2017 года по сентябрь 2018 года в размере 405 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является "... " в соответствии с приказом директора Федеральной службы войск национальной гвардии - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации от "дата" N... л/с уволен "дата" с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ по собственному желанию.
Согласно приказу командующего Северо-западным ордена Красной Звезды округом войск национальной гвардии РФ N... с/ч от "дата" он исключен из списков личного состава и всех видов довольствия управления округа. С 19 марта 2017 года Левкину Д.М. назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", он состоит на пенсионном обеспечении в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В период прохождения службы в управлении Северо-Западного округа войск национальной гвардии Левкин Д.М. был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания. В декабре 2017 года истцом в Центр пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было направлено заявление о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с приложением всех необходимых документов. 02 марта 2018 года за N 69/1824 от Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступил ответ о том, что финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы. В связи с изданием Указа Президента Российском Федерации от 05 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" правовых оснований для выплат денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы в Росгвардии, у МВД России не имеется.
Законодательством Российской Федерации на МВД России возложена только функция пенсионного обеспечения военнослужащих Росгвардии.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2018 года исковые требования Левкина Д.М. удовлетворены частично. Судом постановлено взыскать с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Левкина Д.М. компенсацию за наем жилого помещения в размере 405 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 250 рублей, в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2018 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции ответчик Министерство финансов РФ не явилось, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Левкин Д.М. является "... ", в соответствии с приказом директора Федеральной службы войск национальной гвардии - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации от "дата" N... л/с уволен "дата" с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ по собственному желанию.
Согласно приказу командующего Северо-западным ордена Красной Звезды округом войск национальной гвардии РФ N... с/ч от "дата" Левкин Д.М. исключен из списков личного состава и всех видов довольствия управления округа.
С 19 марта 2017 года Левкину Д.М. назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", он состоит на пенсионном обеспечении в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что подтверждается удостоверением N.., выданным ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и не оспаривается сторонами.
В период прохождения службы в управлении Северо-Западного округа войск национальной гвардии Левкин Д.М. был признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания согласно решению Центральной жилищной комиссии СЗО войск национальной гвардии (протокол N 12 от 28 декабря 2016 года) с составом семьи 4 человека (супруга - Л.Т.М, сын Л.Л.Д, 2006 года рождения, сын Л.А.Д, 2016 года рождения) с 28 декабря 2016 года и жилым помещением для постоянного проживания, служебным жилым помещением, жилой площадью в общежитии не обеспечивался.
На учете нуждающихся в служебных жилых помещениях управления Северо-Западного округа войск национальной гвардии Левкин Д.М. и члены его семьи не состояли, что подтверждается справкой N 422 от 04 мая 2018 года Управления Северо-Западного ордена Красной Звезды округа войск национальной гвардии и выпиской из списка очередников на получение жилых помещения.
Таким образом, истец был признан нуждающимся в получении жилой площади, обеспечен жилым помещением не был, в связи с чем имеет право на ежемесячную компенсацию за наем жилого помещения до обеспечения его жилым помещением.
19 ноября 2016 года между истцом и Б.А.А. был заключен договор найма жилого помещения N 1 - квартиры по адресу: "адрес", сроком с 23 ноября 2016 года по 23 октября 2017 года.
25 октября 2017 года между истцом и Б.А.А. был заключен договор найма жилого помещения N... - квартиры по адресу: "адрес", сроком с 25 октября 2017 года по 23 сентября 2018 года.
В соответствии с условиями указанных договоров переданное жилое помещение используется для проживания нанимателя, а также Л.Т.М, Л.Л.Д, Л.А.Д.
Указанная квартира принадлежит Б.А.А. на праве общей долевой собственности на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 30 октября 2012 года, право собственности зарегистрировано 20 ноября 2012 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В обоснование возмездного характера указанных договоров истцом представлены расписки о взаиморасчетах по договорам найма за период с 23 ноября 2016 года по 23 октября 2017 года и за период с 25 октября 2017 года по "дата" о ежемесячной передаче истцом денежных средств в сумме 23 000 рублей с подписями наймодателя в получении указанных сумм ежемесячно.
В декабре 2017 года истцом в Центр пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было направлено заявление о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с приложением всех необходимых документов.
02 марта 2018 года за N 69/1824 от Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступил ответ о том, что финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
В связи с изданием Указа Президента Российском Федерации от 05 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" правовых оснований для выплат денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы в Росгвардии, у МВД России не имеется. Законодательством Российской Федерации на МВД России возложена только функция пенсионного обеспечения военнослужащих Росгвардии.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", пришел к верному выводу о праве истца на получение денежной компенсации за наем жилья за счет средств федерального бюджета, счел требования подлежащими удовлетворению с ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с тем обстоятельством, что истец состоит на пенсионном учете в ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в связи с чем взыскал с ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за счет средств казны в пользу истца компенсацию за наем жилого помещения, за период с марта 2017 года по сентябрь 2018 года в размере 405 000 рублей.
С приведенными в решении суда мотивами, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия соглашается.
Абзацем 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Согласно п. 2 Постановления Правительства от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" установить, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей.
Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях:
совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи;
семья военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из 4 и более человек.
Согласно указанным нормам права, а также учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 03.02.2010 года N 3-П, мера социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений имеет своим предназначением возмещение расходов, которые они вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства по обеспечению жилым помещением.
С учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
При этом право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано с датой принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца права на компенсацию за наем жилья, поскольку увольнение производилось без предоставления жилого помещения, за государством сохранилась обязанность по выплате компенсации за наем жилого помещения до обеспечения истца жилым помещением.
Размер компенсации определен судом правильно, с учетом количества месяцев пользования жилым помещением и размера ежемесячной платы за наем жилого помещения, определенного договором найма и ограниченного предельным размером, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909.
Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд сослался на Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу" и возложил обязанность по возмещению вреда на ГУ МВД Российской Федерации за счет средств казны в связи с состоянием истца на пенсионном учете в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном определении судом надлежащего ответчика основаны на неверном толковании положений п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", предусматривающего выплату денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Согласно пункту "6" статьи 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу", пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу во внутренних войсках МВД России и в войсках национальной гвардии Российской Федерации осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, истец состоит на пенсионном обслуживании в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что не дает оснований для несогласия с постановленным решением суда.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Кроме того, доводы жалобы направлены на неверное толкование норм действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.