Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Холмогорова И.К. при секретаре Васильевой Л.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
10 июня 2019 года
дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2018 года, которым по делу по иску Киреевой Зулаехи Лотфулловны к Министерству строительства Республики Саха (Якутия), муниципальному казенному учреждению "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" о признании права на получение жилищного сертификата как пострадавшей в ядерной катастрофе,
п о с т а н о в л е н о:
В удовлетворении иска Киреевой Зулаехи Лотфулловны к Министерству строительства Республики Саха (Якутия), МКУ "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" отказать.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А, объяснения истца Киреевой З.Л. и ее представителя Мекумянова В.П, представителя МКУ "Департамент жилищных отношений ГО "Город Якутск" Федорова Е.К, представителя Министерства архитектуры и строительного комплекса РС (Я) Климовской М.К, судебная коллегия
установила:
Киреева З.Л, Юсупова З.Л. обратились в Якутский городской суд РС (Я) с иском к Министерству строительства РС (Я) о признании права на получение жилищного сертификата, как пострадавших в ядерной катастрофе на ядерном комбинате "Маяк", ссылаясь на то, что является эвакуированной в 1957 г. из населенных пунктов, подвергшихся загрязнению вследствие аварии на производственном объединении "Маяк". Свои требования основывают на п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому из содержания нормы, закрепленной в пункте 1 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, следует, что гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для жилья, жилое помещение предоставляется вне очереди, без каких-либо дополнительных условий. Между тем до настоящего времени не обеспечены жилым помещением. Просили признать право на получение жилищного сертификата без каких-либо дополнительных условий.
Определением суда от 28 февраля 2019 года к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечено МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО г. Якутск.
Не согласившись с требованиями истцов, представитель МКУ "ДЖО" ГО г. Якутск Федоров Е.К. представил в суд отзыв, которым просил в иске отказать.
С иском также не согласился представитель Министерства строительства РС (Я) Баллыев А.С, в отзыве которого просил в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель истцов Мекумянов В.П. иск уточнил, просил исключить из числа истцов Юсупову З.Л. и выделить ее требования в отдельное производство.
Протокольным определением от 05 апреля 2019 года суд принял уточнения представителя истцов, ходатайство об исключении из числа истцов Юсупову З.Л. и выделении ее требований в отдельное производство удовлетворено.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Мекумянов В.П. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование своих доводов указывает на неправильное определение судом фактических обстоятельств дела, нерассмотрение судом существенных обстоятельств, связанных с предметом иска, по предоставлению истцу жилого помещения вне очереди без каких-либо дополнительных условий. Такие ограничения, как постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются нарушением конституционного принципа справедливости.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства архитектуры и строительного комплекса РС (Я) Климовская М.К. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Киреева З.Л. состоит на регистрационном учете, как эвакуированная вследствие аварии на ядерном комбинате "Маяк" р. Теча с 15 января 2002 года, что подтверждается удостоверением истца серии ******** N... от 13.12.1994 г. (л.д. 20).
Кроме того, установлено, что решением Якутского городского суда РС (Я) от 20 января 2016 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2016 г, иск Киреевой З.Л, Юсуповой З.Л. к Правительству РС (Я), Министерству финансов РФ в лице Казначейства РФ, МКУ "Департамент жилищных отношений" городского округа "Город Якутск", Министерству труда и социального развития РС (Я) о предоставлении жилого помещения оставлен без удовлетворения.
При рассмотрении указанного иска судом установлено, что в 2012 г. истцом Киреевой З.Л. была произведена сделка по отчуждению жилого помещения, в результате которой у истца Киреевой З.Л. появились основания для признания ее нуждающейся, однако положениями ст. 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2016 г. иск Киреевой З.Л, Юсуповой З.Л. к Окружной администрации города Якутска о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворен частично, постановлено обязать ОА ГО "Город Якутск" поставить Юсупову З.Л. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу город Якутск. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2016г. указанное решение суда отменено в части, в удовлетворении иска Юсуповой З.Л. к ОА ГО г. Якутска о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Разрешая указанный спор, суд первой инстанции, применив положения Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 52 ЖК РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Киреевой З.Л, поскольку истцом Киреевой З.Л. суду не представлено доказательств о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по городскому округу "Город Якутск", принятии на учет в качестве малоимущего нуждающегося в улучшении жилищных условий и отказа в принятии на такой учет.
С выводом суда судебная коллегия находит основания согласиться.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п. 7 ст. 17 Закона).
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такие условия определены в Жилищном Кодексе РФ, а также законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы" выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнением государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
В соответствии с пп. "е" п. 5 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
В Федеральном законе РФ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ п. 6 ст. 15 Закона изложен в редакции, предусматривающей гарантию в виде одноразового получения беспроцентной ссуды на покупку (приобретение) жилья, кооперативное или индивидуальное жилищное строительство (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий) с погашением 25 процентов ссуды за счет средств федерального бюджета.
Определением Конституционного Суда РФ от 07 февраля 2013 года N 187-0 установлено, что лицо, имеющее статус, указанный в пункте 11 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-1, вправе обратиться за предоставлением меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 7 статьи 17 Закона РФ N 1244-1, в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, в целях реализации права на жилище граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, путем выдачи им государственных жилищных сертификатов, необходимым условием является принятие таких граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец не может быть признана участником вышеуказанной подпрограммы, поскольку не признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям положений Жилищного кодекса РФ и Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Ссылки истца на Постановление Конституционного суда от 01.12.1997 г. N 18-П судебной коллегией признаны необоснованными, поскольку предметом проверки по данному постановлению являлось установленное в законе условие сдачи имеющейся жилой площади по прежнему месту жительства, что в данном случае в рассматриваемом споре не установлено.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводом апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2019 года по делу по иску Киреевой Зулаехи Лотфулловны к Министерству строительства Республики Саха (Якутия), муниципальному казенному учреждению "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" о признании права на получение жилищного сертификата как пострадавшей в ядерной катастрофе о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, апелляционную жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.Н. Бережнова
Судьи: И.К. Холмогоров
С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.