Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М,
судей Баутдинова М.Т, Ойдуп У.М,
с участием прокурора Дажымба Б.Б,
при секретаре Байыр-оол М.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва, действующего в интересах Тулуш С.Д. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа сумона Сайлыг Чеди-Хольского района Республики Тыва о взыскании недоначисленной заработной платы по апелляционной жалобе представителя третьего лица финансового управления администрации Чеди-Хольского района - Агыы Д.О. на решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 6 марта 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах Тулуш С.Д. обратился в суд с вышеуказанным иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа сумона Сайлыг Чеди-Хольского района Республики Тыва (далее - МБОУ СОШ с. Сайлы), указав, что Тулуш С.Д. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, ей начислена заработная плата с января по апрель 2018 года с нарушением действующего трудового законодательства, поскольку районный коэффициент и надбавка за работу в районах приравненных к Крайнему Северу не начислялись сверх установленного размера минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Просил суд взыскать с ответчика в пользу Тулуш С.Д. недоначисленную заработную плату за январь, февраль, март, апрель 2018 года в размере 29 160 рублей.
Решением Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 6 марта 2019 года иск удовлетворён. Постановлено взыскать с МБОУ СОШ с. Сайлыг в пользу Тулуш С.Д. недоначисленную заработную плату в размере 29 160 рублей, государственную пошлину в размере 1 074,8 рубля в доход бюджета муниципального образования "Чеди-Хольский кожуун Республики Тыва".
Не согласившись с решением, представитель третьего лица финансового управления администрации Чеди-Хольского района (далее - ФУ администрации Чеди-Хольского района) - Агыы Д.О. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, указав, что для начисления районного коэффициента и северной надбавки к МРОТ с 1 января по апрель 2018 года должен быть принят нормативно-правовой акт Правительства Республики Тыва по повышению заработной платы. Работодатели бюджетных организаций самостоятельно не имеют право устанавливать и повышать размер оклада или иные выплаты работникам обслуживающего персонала образовательных организаций. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в республике подписано 29 мая 2018 года. Фонд оплаты труда образовательных организаций формируется на календарный год за счёт средств бюджета района, с учётом примерных штатных нормативов, устанавливаемых Министерством образования и науки Республики Тыва. ФУ в лице администрации Чеди-Хольского района для предоставления дополнительного финансирования на увеличение фонда оплаты труда работников образования. Неоднократно обращались в Правительство Республики Тыва, Министерство финансов республики, однако получали отказ со ссылкой на то, что республика является дотационной, собственных доходов хватает только на выплату текущей заработной платы, дополнительного финансирования до настоящего времени нет. Указанные доказательства не исследовались, не учитывалось, что образовательная организация является некоммерческой организацией и не ставит основной целью зарабатывать деньги; приносящей доход деятельностью школа не занимается по социальным причинам. Не учитывался финансово-экономическое положение работодателей.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор района просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании прокурор просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Тулуш С.Д, представители ответчика, третьих лиц управления образования Чеди-Хольского района, ФУ администрации Чеди-Хольского района не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).
Статья ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3,4,5).
Согласно названной статье ТК РФ, тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счёт средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В силу ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в сумме 7 500 руб. в месяц, с 1 июля 2017 года - 7 800 руб. в месяц, с 1 января 2018 года - 9 489 руб. в месяц, с 1 мая 2018 года - 11 163 руб. в месяц.
Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года N 945 "Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" территория Чеди-Хольского района Республики Тыва отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно п. "б" ст. 7 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1054 ВХ-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва" процентная надбавка к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается в размере 10 процентов за каждый год работы, но не свыше 50 процентов заработка.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением её территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" в Чеди-Хольском районе применяется районный коэффициент 1,9.
Судом установлено, что Тулуш С.Д. находится в трудовых отношениях с МБОУ СОШ с. Сайлыг, что подтверждается копией трудового договора от 10 сентября 1997 года, из которого видно, что Тулуш С.Д. принята в образовательное учреждение на должность **.
Из расчётно-платёжных ведомостей следует, что в период времени с января по апрель 2018 года норма рабочего времени Тулуш С.Д. отработана в полном объёме.
Ей с января по апрель 2018 года начислена и выплачена заработная плата в размере ** рублей, то есть по ** рублей в месяц.
При учёте МРОТ и районного коэффициента, северной надбавки ответчику следовало с января по апрель 2018 года начислять и выплачивать Тулуш С.Д. заработную плату не менее чем 18 029,10 рублей в месяц.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что месячная заработная плата за названные периоды Тулуш С.Д. начислялась в размере, который не соответствует требованиям действующего законодательства.
Разрешая требования истца и удовлетворяя их, суд первой инстанции, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Ссылка апеллянта на то, что отсутствие нормативно-правового акта Правительства Республики Тыва о повышении заработной платы с 1 января до мая 2018 года исключало возможность самостоятельно повышать размер заработной платы работникам образовательных учреждений, несостоятельна, поскольку МРОТ, установленный с 1 января 2018 года Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" подлежит к обязательному применению всеми работодателями на территории РФ, независимо от форм собственности.
Отсутствие нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации в области оплаты труда, призванного для исполнения требований вышеназванного Федерального закона не должно нарушать права работника, закреплённые в Федеральном законе.
Вопреки доводам жалобы при принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установилправоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 6 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июня 2019 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.