Судья Верховного суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев 05 июня 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе представителя ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" Шулеповой В.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 апреля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Северного МУГАДН Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от "Дата обезличена" года, ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" (далее - ООО "САТП N 1") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО "САТП N 1" Шулепова В.С. обжаловала его в суд, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.04.2019 постановление старшего государственного инспектора Северного МУГАДН Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "САТП N 1" оставлено без изменения, жалоба ООО "САТП N 1" - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, представитель ООО "САТП N 1" Шулепова В.С. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просила состоявшееся судебное решение и постановление должностного лица отменить, указав, что имеются основания для освобождения ООО "САТП N 1" от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, либо снижения наказания в соответствии с положениями пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель ООО "САТП N 1" Шулепова В.С. доводы жалобы поддержала.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что "Дата обезличена" уполномоченным должностным лицом органа государственного транспортного надзора в отношении ООО "САТП N 1" проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения о проведении проверки, выданного заместителем начальника надзорного органа от "Дата обезличена".
В ходе проверки в ООО "САТП N 1" установлены следующие нарушения:
- несоответствие квалификации диспетчера автомобильного транспорта... установленным требованиям. В нарушении пункта 13.3 Профессиональных и квалификационных требований, утвержденных приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287, отсутствует диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта";
- несоответствие контролера технического состояния автотранспортных средств профессиональным и квалификационным требованиям. У работника... отсутствует диплом по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; отсутствует диплом о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств, чем нарушен пункт 14.3 Профессиональных и квалификационных требований, утвержденных приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.
Таким образом, в рамках проверки выявлены факты нарушения требований о наличии профессиональных и квалификационных требований к работникам Общества.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10.12.1995N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно пункту 4 статьи 20 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом обязаны в том числе, обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 13.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 N 287, предъявляются к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта следующие требования в части профессионального образования: - наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"; - наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Пунктом 14.3 названного правового акта, к контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований: - наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы; - наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года; - наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Пунктом 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59 установлено, что соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2015 N 287, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации.
Пунктом 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7, определено, что обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается: 1) проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей); 2) наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Пунктами 3, 4, 5 указанных Правил также установлено, что субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов.
К требованиям по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов субъектами транспортной деятельности относятся: обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности; обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях.
Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.1993 N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году" установлено, что в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.
Совершение ООО "САТП N 1" административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от "Дата обезличена" N.., а также материалами проверки.
Факт совершения ООО "САТП N 1" правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Допущенное Обществом нарушение правил образует состав вмененного правонарушения.
Оснований для применения норм статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не усматривается, поскольку совершенное правонарушение свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений, выразившемся в том, что привлекаемым лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих данные общественные правоотношения.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, в установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок.
При этом исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Общества, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено и не указано.
Законность и обоснованность постановления было в полном объеме проверено судьей городского суда с соблюдением требований статей 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи городского суда не установлено.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление и решение судьи являются законными, оснований для их отмены нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Северного МУГАДН Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от "Дата обезличена" года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" Шулеповой В.С. - без удовлетворения.
Судья - А.А. Голиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.