Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелияв составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С,
судей Переплесниной Е.М, Гудковой Г.В.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчикана решениеПудожского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХпо иску Митрофановой Н. А. к администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия о взыскании материальной помощи при увольнении, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Митрофанова Н.А. обратилась в суд по тем основаниям, что с сентября 2002 года работала в администрации Пудожского муниципального района в должности (... ), уволена ХХ.ХХ.ХХ в связи с сокращением штата.Считает, что на день увольнения ей необоснованно не была выплачена материальная помощь в размере двух окладов с начислением районного коэффициента за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХПросила взыскать с ответчика задолженность в размере 38940,00 руб, компенсацию за задержку указанной выплаты в сумме 2424,83 руб, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей
Суд исковые требования удовлетворил частично.Взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по выплате при увольнении материальной помощи по итогам работы в 2018 году пропорционально отработанному времени в сумме 19470,00 руб, компенсацию за задержку окончательного расчета в сумме 1262,31 руб, компенсацию морального вреда в размере 2000 руб. В остальной части иска отказал.
С решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит его отменить,принять по делу новое решение об отказе в иске.
В обоснование жалобы указывает, что материальная помощь выплачивается муниципальным служащим из средств бюджета муниципального района при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и в конце календарного года при наличии средств в фонде оплаты труда. Считает, чтосудом не принят во внимание тот факт, что на момент увольнения истицы ( ХХ.ХХ.ХХ) в бюджете отсутствовали денежные средства, необходимые для выплаты материальной помощи, что подтверждается представленными ответчикомдокументами. Указывает на то, чтоРазделом 10 Решения 21 заседания Совета Пудожского муниципального района 3 созыва от ХХ.ХХ.ХХ N "Об утверждении Положения об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района" материальная помощь по итогам работы за год не выплачивается уволенным сотрудникам.Не согласны с выводомсуда об отнесении материальной помощи к дополнительным выплатам и обязанности работодателя произвести указанную выплату работнику при его увольнении. Считает, что в соответствии со статьей 191 Трудового кодекса РФ поощрительные выплаты, в том числе материальная помощь, которые в систему оплаты труда не входят, выплачиваются по усмотрению работодателя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны не участвовали, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела,проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не нашла правовых оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Митрофанова Н.А. со ХХ.ХХ.ХХ работала в должности (... ) (далее - администрация), уволена ХХ.ХХ.ХХ в связи с сокращением штата сотрудников.
Дополнительным соглашением от ХХ.ХХ.ХХ к трудовому договору, заключённому ХХ.ХХ.ХХ, заключённому между истцом и администрацией, предусмотрено, что муниципальному служащему может выплачиваться материальная помощь в соответствии с законодательством.
Требования истца основаны на том, что ей полагалась выплата материальной помощи при увольнении пропорционально отработанному в 2018 году времени, в чём ответчик ей отказал, ссылаясь на пункт 10.5 Положения об оплате труда (материальная помощь не выплачивается уволенным работникам), в то время как в соответствии с п. 10.2 данного Положения такая выплата производится пропорционально отработанному времени.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные исковые требования, установилпо делу все юридически значимые обстоятельства и принял решение, основанное на нормах материального закона.
Так, в силу положений ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Особенности прохождения муниципальной службы в Республике Карелия, и в частности в Пудожском муниципальном районе, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом РК "О муниципальной службе в Республике Карелия" от 24.07.2007 N1107-ЗРК, Положением об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района, утвержденным Решением XXI заседания Совета Пудожского муниципального района III созыва от 29.01.2016 N 192.
В соответствии с п.3.4 указанного Положения в составе оплаты труда муниципальным служащим предусмотрены ежемесячные и иные дополнительные выплаты, в число которых входит материальная помощь.
Согласно п. 2.2. Положения сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в фонде оплаты труда предусматриваются средства для выплаты в расчёте на каждую должность муниципальной службы на год в числе прочих выплат - материальная помощь в размере двух должностных окладов.
В течение 2018 года истцу была выплачена материальная помощь в размере одного оклада при выходе в очередной ежегодный отпуск. В выплате дополнительно материальной помощи при увольнении истца отказано со ссылкой на п. 10.5 Положения.
Оценивая в совокупности действие нормативных предписаний Положения об оплате труда, суд первой инстанции правомерно основывался на правилах п. 10.2. Положения - о взыскании в пользу истца материальной помощи, в пропорциональном отношении к отработанному ею в 2018 году времени.
При этом суд принял во внимание наличие денежных средств в фонде оплаты труда, позволившее произвести такие выплаты по итогам года другим муниципальным служащим в размере одного должностного оклада.
Учитывая, что выплата, предусмотренная системой оплаты труда, не была произведена истцу при её увольнении, как это предписано ст. 140 ТК РФ, суд правомерно применил к подлежащей взысканию сумме - 19470 руб. (с учётом районного коэффициента, а также за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные федеральным законодательством) правила ст. 236 ТК РФ, рассчитав денежную компенсацию за задержку выплаты в размере 1262,31 руб.
У суда имелись правовые основания (ст.ст. 21, 237 ТК РФ) и для взыскания компенсации морального вреда, размер которого (2000 руб.) определён с учётом требований разумности.
Решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции и получившую надлежащую оценку при принятии решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХпо настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.