Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Душнюк Н.В. и Мишеневой М.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 24 апреля 2019 года по исковому заявлению В.Л.В. к администрации Пудожского муниципального района о взыскании материальной помощи, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Л.В. обратилась с иском по тем основаниям, что работала в администрации Пудожского муниципального района (далее - Администрация) в должности (... ); ХХ.ХХ.ХХ была уволена в связи с сокращением штата сотрудников, однако при увольнении расчет с ней в полном объеме не произведен: ей не была выплачена материальная помощь в размере двух окладов за период с ХХ.ХХ.ХХ, предусмотренная Законом Республики Карелия "О муниципальной службе в Республике Карелия" от ХХ.ХХ.ХХ N и Положением об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района. Истец просила взыскать с ответчика сумму материальной помощи - (... ) руб, компенсацию за задержку указанной выплаты - (... ), компенсацию морального вреда - (... ) руб.
Решением суда иск удовлетворен частично. Суд взыскал с администрации Пудожского муниципального района в пользу В.Л.В. материальную помощь по итогам работы за 2018 год пропорционально отработанному времени в размере (... ) руб, компенсацию за задержку выплаты - (... ) коп, компенсацию морального вреда - (... ) руб, всего - (... ) руб. (... ) коп. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе глава администрации Пудожского муниципального района Л.А.В. просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает на то, что статьей 8 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года N1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" установлено, что денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Согласно разделу 10 Решения ХХI заседания Совета Пудожского муниципального района 3 созыва от 29 января 2016 года N 192 "Об утверждении Положения об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района", материальная помощь выплачивается муниципальным служащим из средств бюджета муниципального района при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и в конце календарного года при наличии средств в фонде оплаты труда. Судом не принято во внимание, что на момент увольнения истца ( ХХ.ХХ.ХХ) в бюджете отсутствовали денежные средства, необходимые для выплаты материальной помощи, поэтому сделан ошибочный вывод о том, что у ответчика не было препятствий и установленных ограничений для начисления и выплаты материальной помощи в декабре 2018 года, после поступления в бюджет соответствующих финансовых средств. Данный вывод противоречит нормам указанного правового акта и трудового законодательства, учитывая, что выплата материальной помощи сотруднику, который не числится в штате организации и не связан с ней трудовыми отношениями, произведен быть не может. Не согласен с выводом суда о том, что материальная помощь относится к дополнительным выплатам и у работодателя имеется обязанность её выплаты в соответствии с утвержденным Положением об оплате труда и материальном стимулировании.
Ссылаясь на статью 191 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает на то, поощрительные выплаты, в том числе материальная помощь, которые в систему оплаты труда не входят, выплачиваются по усмотрению работодателя. Выплата не носит постоянный безусловный характер.
В возражениях на жалобу истица просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, ее прохождением, прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируется Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части первой статьи 11 указанного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"). Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Частью 2 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" решением Совета Пудожского муниципального района от 29 января 2016 года N 192 утверждено Положение об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3.4 указанного Положения в составе оплаты труда муниципальным служащим предусмотрены ежемесячные и иные дополнительные выплаты, к которым относится материальная помощь. Пункт 2.2. Положения предусматривает, что сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в фонде оплаты труда предусматриваются средства для выплаты в расчёте на каждую должность муниципальной службы на год, в том числе - материальной помощи в размере двух должностных окладов. В силу пункта 10.1. материальная помощь выплачивается муниципальным служащим из средств бюджета муниципального района в размере трех должностных окладов: одного оклада при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, на основании заявления муниципального служащего (пункт 10.1.1.); двух окладов в конце календарного года, при наличии средств в фонде оплаты труда (пункт 10.1.2.). Согласно пункту 10.2. Положения муниципальным служащим, не проработавшим полностью календарный год, материальная помощь выплачивается пропорционально отработанному времени, а в случае увольнения - при окончательном расчете.
Судом установлено, что В.Л.В. с января 2015 года работала в администрации Пудожского муниципального района, ХХ.ХХ.ХХ уволена с должности (... ) в связи с сокращением штата сотрудников. Истице установлен должностной оклад (... ) руб. Дополнительным соглашением от ХХ.ХХ.ХХ к трудовому договору, заключенному между истцом и ответчиком ХХ.ХХ.ХХ, установлено, что муниципальному служащему может выплачиваться материальная помощь в соответствии с законодательством.
В 2018 года истец отработала 10 месяцев, в марте 2018 года ей была выплачена материальная помощь в размере одного оклада при выходе в очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, иные выплаты материальной помощи не производились.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация в соответствии с распоряжением от ХХ.ХХ.ХХ N произвела всем муниципальным служащим Администрации выплату материальной помощи в размере одного должностного оклада за фактически отработанное время. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии у ответчика денежных средств в фонде оплаты труда для выплаты материальной помощи в соответствии с пунктом 10.1.2 указанного выше Положения
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что истец была уволена по инициативе работодателя по сокращению штатов, правомерным является вывод суда о взыскании с Администрации в пользу истца материальной помощи в размере одного оклада пропорционально отработанному времени и с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что составляет (... )
В соответствии со статьями 236, 237 Трудового кодекса РФ с ответчика в пользу истицы также правомерно взысканы проценты за задержку выплаты материальной помощи за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере (... ). и компенсация морального вреда в размере (... )
При этом не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что материальная помощь по итогам работы за год не выплачивается уволенным сотрудникам. Действительно, согласно пункту 10.5 Положению об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района установлено, материальная помощь по итогам работы за год не выплачивается уволенн6ым работникам, вместе с тем, пунктом 10.2. Положения такая выплата уволенным муниципальным служащим предусмотрена.
Не являются основанием для отмены судебного решения доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии денежных средств, необходимых для выплаты материальной помощи истцу на момент ее увольнения, поскольку в соответствии с распоряжением Администрации от ХХ.ХХ.ХХ N материальная помощь выплачена всем муниципальным служащим.
Иные доводы апелляционной жалобы также не являются основанием для отмены судебного решения, поскольку оно является законным, основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 24 апреля 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.