Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Отарове А.М., с участием гражданина Узбекистана Абдуллаева А.Т.У., участкового уполномоченного полиции Межрайонного отдела Министерства внутренних дел России "Прохладненский" Балкизова А.З., переводчика Исмаилова Э.М ., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Абдуллаева А.Т.У. на постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 января 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан Абдуллаева А.Т.У., ДД.ММ.ГГГГ рождения,
УСТАНОВИЛ:
26 января 2019 года участковым уполномоченным полиции Межрайонного отдела Министерства внутренних дел России "Прохладненский" Балкизовым А.З. в отношении гражданина Республики Узбекистан Абдуллаева А.Т.У, ДД.ММ.ГГГГ рождения, был составлен протокол ФЛ КБР N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом (л.д. 2).
Как следует из протокола, гражданин Республики Узбекистан Абдуллаев А.Т.У, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированный по "адрес" дивизии, "адрес", в "адрес", изменил место своего пребывания и с 16 января 2019 года поживал по адресу: "адрес", не уведомив об этом соответствующие органы.
Постановлением судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 января 2019 года Абдуллаев А.Т.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде принудительного контролируемого перемещения через государственную границу Российской Федерации с помещением в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике в Прохладненском районе.
4 февраля 2019 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики поступила жалоба Абдуллаева А.Т.У, в которой он просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление в части назначения ему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В обоснование незаконности обжалуемого судебного постановления Абдуллаев А.Т.У. указал, что вопреки указанию суда, вины в судебном заседании он не признавал, а Алимов О.М, привлеченный к участию в деле в качестве переводчика, не владеет русским языком.
Заявитель полагает, что действующим миграционным законодательством Российской Федерации не установлены сроки, в течение которых иностранный гражданин вправе находиться за пределами места пребывания, и потому нахождение по иному адресу на протяжении нескольких дней законом не запрещено.
По мнению заявителя, назначенное постановлением судьи дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации не соответствует тяжести совершенного правонарушения, не основано на данных подтверждающих необходимость применения такой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного производства, и противоречит положениям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.).
В судебном заседании Абдуллаев А.Т.У. поддержал жалобу, по изложенным в ней доводам и пояснил, что фактически он в г. Прохладном не проживал, а ездил туда с 24 января 2019 года для оказания помощи соотечественнику Алимову О.М, работающему в пекарне, оборудованном в жилом доме по "адрес". Он подписал протокол об административном правонарушении и письменные объяснения от 26 января 2019 года, содержащие сведения о его пребывании в "адрес" с 16 января 2019 года не читая, поскольку не умеет читать на русском языке. Из его объяснений следует также, что приехал в Российскую Федерацию с целью занятия трудовой деятельностью по своей профессии пекаря и имеет постоянную работу в "адрес", мотивирован и намерен соблюдать законы Российской Федерации.
Из пояснений участкового уполномоченного полиции Межрайонного отдела Министерства внутренних дел России "Прохладненский" Балкизова А.З.- должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении по делу, следует, что 26 января 2019 года в ходе проверки оперативной информации о незаконном пребывании в "адрес" иностранных граждан, в жилом доме по "адрес", были обнаружены Абдуллаев А.Т.У. вместе с другими тремя гражданами Республики Узбекистан. С их слов, в том числе со слов Абдуллаева А.Т.У, они находились по указному адресу с 16 января 2019 года и работали в пекарне, оборудованном в указанном домовладении.
При составлении процессуальных документов Абдуллаев А.Т.У был обеспечен переводчиком, он понимал содержание этих документов и подписал их добровольно.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального процессуального права при рассмотрении дела, соответствие выводов по делу фактическим обстоятельствам и доказательствам прихожу к следующему.
Статья 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами, наличие которых у гражданина Республики Узбекистан Абдуллаева А.Т.У. по делу не установлено.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон о миграционном учете).
Согласно части 3 статьи 7 Закона о миграционном учете временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
По правилам части 1 статьи 20 Закона о миграционном учете иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о миграционном учете установлено, что постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
В силу части 3 статьи 21 Закона о миграционном учете, учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Из протокола ФЛ КБР N от 26 января 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, усматривается, что 26 января 2019 года по адресу: "адрес", был выявлен гражданин Республики Узбекистан Абдуллаев А.Т.У, который с 16 января 2019 года, не уведомив об этом органы миграционного контроля, проживал не по месту регистрации: "адрес" дивизии, "адрес", а в "адрес",
Из объяснений Абдуллаева А.Т.У. в протоколе об административном правонарушении следует, что он с 16 января 2019 года жил без регистрации по адресу: "адрес".
Аналогичные сведения содержатся в его письменных объяснениях от 26 января 2019 года.
Из имеющегося в материалах дела уведомления о прибытии, зарегистрированного в Управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел по КБР, усматривается, что срок пребывания Абдуллаева А.Т.У. на территории Российской Федерации истекает 26 апреля 2019 года. Он уведомил орган миграционного контроля о прибытии в место пребывания по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, "адрес" дивизии, "адрес".
Оценив вышеприведенные доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд пришел к правильному выводу о том, что Абдуллаев А.Т.У. не исполнил возложенной на него приведенными правовыми нормами обязанности по уведомлению органа миграционного контроля об изменении места своего пребывания.
Действия Абдуллаев А.Т.У. правильно квалифицированы судом первой инстанции по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и положениями миграционного законодательства. Порядок и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены.
В то же время, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначения Абдуллаеву А.Т.У. дополнительного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П, устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Установленное санкцией части 1 статьи 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является альтернативным и в соответствии с вышеприведенными общими правилами назначения административного наказания, назначение данного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
При вынесении постановления о назначении Абдуллаеву А.Т.У. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения, суд первой инстанции в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений части 2 статьи 4.1 данного Кодекса, не привел конкретных обстоятельств, свидетельствующих о том, что выдворение Абдуллаева А.Т.У. за пределы Российской Федерации является единственно возможным способом достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
Судом по делу не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность Абдуллаева А.Т.У. Материалы дела не содержат сведений о том, что ранее он привлекался к административной ответственности, склонен к нарушению общественной безопасности.
Кроме того, срок пребывания Абдуллаева А.Т.У. на территории Российской Федерации как на момент выявления правонарушения, так и рассмотрения дела судом, не истек.
При таких данных назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации следует признать несоразмерным содеянному и целям административного наказания.
Частью 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенных обстоятельств постановление Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 января 2019 года, вынесенное отношении гражданина Республики Узбекистан Абдуллаева А.Т.У, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем исключения из него указания о назначении Абдуллаеву А.Т.У. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино - Балкарской Республики,
РЕШИЛ:
Жалобу гражданина Узбекистана Абдуллаева А.Т.У. удовлетворить.
Постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 января 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан Абдуллаева А.Т.У, 4 октября 1996 года рождения, изменить путем исключения из него указания о назначении Абдуллаеву А.Т.У. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, освободив его из специального учреждения временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике в Прохладненском районе.
В остальной части судебное постановление оставить без изменения.
Судья Л.М. Бабугоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.