Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" ФИО2 на постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 декабря 2018 года N 5-1036/2018,
установил:
постановлением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 декабря 2018 года N 5-1036/2018 общество с ограниченной ответственностью "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление суда от 21 декабря 2018 г. отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что обществом было направлено уведомление о расторжении трудового договора с иностранным работником в срок, но из-за смены формы бланков и отсутствия новых, уведомление было направлено по старой форме, что, однако, не повлекло отрицательных последствий. Заявитель указывает, что данное правонарушение не носит высокую степень общественной опасности в сфере миграционного законодательства, в связи, с чем является малозначительным.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" Гречко В.И, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
На момент совершения правонарушения применялись формы и порядок представления уведомлений, установленные Приказом МВД России от 10 января 2018 г. N 11 "О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее - Приказ МВД России от 10 января 2018 г. N 11). Форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) приводится в Приложении N 14 к Приказу от 10 января 2018 г. N11, порядок уведомления - в Приложении N 15.
Согласно пункту 2 Приказа МВД России от 10 января 2018 г. N 11 Приложения N 15 работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Срок подачи уведомления исчисляется со следующего дня с даты заключения (расторжения) соответствующего договора.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Киевского района города Симферополя на основании решения о проведении проверки от 24.05.2018 г. N 145 проведена проверка соблюдения ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" требований миграционного законодательства.
В ходе проверки установлено, что ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" на основании трудового договора от 24.04.2017 г. N 126, а также приказа о приеме на работу от 24.04.2017 г. N 113-к, к выполнению трудовых обязанностей в качестве главного инженера привлечен гражданин Украины ФИО4
20.04.2018 г. трудовой договор между ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" и гражданином Украины ФИО4 расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с указанным, 20.04.2018 г. ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" в ОП N 2 "Киевский" УМВД России по г. Симферополю направлена форма уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства (Приложение N 20), утвержденная приказом Федеральной миграционной службы от 28.06.2010 г. N 147.
Однако данная форма уведомления не соответствовала форме, установленной приказом МВД России от 10 января 2018 г. N 11 "О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации". Начало действия указанного приказа наступило с 20.04.2018 г.
25 мая 2018 г. заместителем прокурора Киевского района г. Симферополя младшим советником юстиции ФИО5 в отношении ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.05.2018 г. (л.д. 1-5), формой уведомлением о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином от 20.04.2018 г. (л.д. 8), приказом о прекращении трудового договора с работником от 20.04.2018 г. N 47-к (л.д. 32) и др.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Таким образом, действия ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов о виновности ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Довод жалобы о необходимости прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, является необоснованным в виду следующего.
Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок по обеспечению реализации единой государственной миграционной политики.
Характер совершенного ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, объектом посягательства которого являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, при этом объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечении устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда, отсутствие информации о расторжении договора препятствует эффективному осуществлению полномочий по контролю в сфере миграции, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере. В рассматриваемом случае судья оценил обстоятельства конкретного дела и сделал вывод о необходимости избрания наказания в виде штрафа, то есть той меры ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершенного правонарушения и степени вины привлекаемого к административной ответственности лица, что отвечает принципам законности, справедливости и неотвратимости наказания.
Решение вопроса об исключительности в каждом конкретном случае является категорией оценочной и должно соотноситься с характером и степенью общественной опасности совершенного правонарушения, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется, поскольку угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в ненадлежащем отношении ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" к исполнению своих обязанностей работодателя, использующего труд иностранных граждан.
Административное наказание назначено ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы судьей районного суда при назначении наказания ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" учтены все имеющиеся обстоятельства смягчающие административную ответственность.
Порядок и срок привлечения ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" к административной ответственности соблюдены.
Поскольку жалоба ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены постановления Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 декабря 2018 года N 5-1036/2018 отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу генерального директора ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" ФИО2 на постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 декабря 2018 года N 5-1036/2018 - оставить без удовлетворения.
Постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 21 декабря 2018 года N 5-1036/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ПАЛЛАДИУМ ЭНЕРГО" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.