ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело N 3а-16/2019
г.Улан-Удэ 31 мая 2019 года
Верховный Суд Республики Бурятия в составе:
судьи Назимовой П.С,
при секретаре Свистунове А.И,
с участием прокурора Осиповой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования сельское поселение "Ранжуровское" Кабанского района Республики Бурятия о признании недействующим в части решения от 11 ноября 2011 года N 104 "О принятии генерального плана муниципального образования сельского поселения "Ранжуровское" (в редакции решения от 8 ноября 2018 года N 10),
установил:
11 ноября 2011 года Совет депутатов муниципального образования сельское поселение "Ранжуровское" Кабанского района Республики Бурятия (далее также - МО СП "Ранжуровское") принял решение N 104 "О принятии генерального плана муниципального образования сельского поселения "Ранжуровское" (далее также - решение о принятии Генерального плана, Генеральный план).
Указанный нормативный правовой акт размещён вместе с графическим материалом на официальном сайте администрации МО "Кабанский район" в сети Интернет по адресу: www.kabansk.org.
В состав территории МО CП "Ранжуровское" входят земли административного центра у. Ранжурово, с. Истомино, с. Степной Дворец (пункт 9 статьи 13 Закона Республики Бурятия от 31 декабря 2004 года N 985-III "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия").
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов МО СП "Ранжуровское" от 11 ноября 2011 года N 104 "О принятии генерального плана муниципального образования сельского поселения "Ранжуровское" Кабанского района Республики Бурятия" в части включения в границы с. Истомино лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Степнодворецкое участковое лесничество, а именно:
в квартале "... " выдел "... " часть, в квартале "... " выдела "... ", выдела "... " часть, "... " часть, "... " часть, "... " часть, "... " часть, "... " часть, "... " часть, в квартале "... " выдела "... " часть.
Требования основаны на том, что указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтёнными объектами недвижимости с границами, определёнными материалами лесоустройства. По результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы сельского поселения, определённые основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы МО СП "Ранжуровское" земель лесного фонда. Генеральный план в части включения в границы муниципального образования лесных участков принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, так как не было обеспечено обязательное согласование проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода лесных участков в земли населённых пунктов влечёт нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 8 ноября 2018 года Советом депутатов МО СП "Ранжуровское" принято решение "О внесении изменений в генеральный план МО СП "Ранжуровское", которым границы населённого пункта с. Истомино были изменены. Данное решение опубликовано в газете "Байкальские огни" N 10 от 7 марта 2019 года.
В связи с указанным обстоятельством, а также по результатам проведённой по делу судебной землеустроительной экспертизы административный истец требования изменил и просил признать не действующим решение Совета депутатов МО СП "Ранжуровское" Кабанского района Республики Бурятия от 11 ноября 2011 года N 104 "О принятии генерального плана муниципального образования сельского поселения "Ранжуровское" (в редакции решения Совета депутатов МО СП "Ранжуровское" от 8 ноября 2018 года N 10 "О внесении изменений в генеральный план МО СП "Ранжуровское") в части включения в границы с.Истомино МО СП "Ранжуровское" Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Степнодворецкое участковое лесничество, а именно: квартал "... " части выделов "... ", квартал "... " часть выдела "... ".
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства Керимова В.А. требования поддержала.
Представитель административного ответчика - председатель Совета депутатов МО СП "Ранжуровское" Пиноев С.Х. в суд не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен.
Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Жапова Н.И. и представитель ФГБУ "Рослесинфорг" Ринчино С.В. просили удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО "Кабанский район" Шереметов И.А. не возражал против удовлетворения административного иска.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Республике Бурятия, ТУ Росимущества в Республике Бурятия, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Прокурор Осипова А.М. полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт с учётом внесённых в него изменений принят в пределах полномочий Совета депутатов МО СП "Ранжуровское", с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта и введению его в действие. Вместе с тем административным ответчиком допущено нарушение процедуры принятия решения об утверждении Генерального плана МО СП "Ранжуровское", что влечёт его недействительность.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения от 11 ноября 2011 года) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом МО СП "Ранжуровское" Кабанского района Республики Бурятия является Совет депутатов данного поселения (статья 20 Устава МО СП "Ранжуровское").
Таким образом, оспариваемое решение от 11 ноября 2011 года N 104 "О принятии генерального плана муниципального образования сельского поселения "Ранжуровское" принято уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности и опубликовано в установленном порядке.
Утверждённым названным решением Генеральным планом установлены границы в том числе населённого пункта - с. Истомино.
В соответствии с частями 3, 6, 8 статьи 23 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральный план содержит положение о территориальном планировании. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы поселения, городского округа; границы существующих населённых пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
Частью 8 статьи 24 ГрК РФ закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных в части 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение о согласовании).
Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ.
Таким уполномоченным органом в период подготовки Генерального плана МО ГП "Ранжуровское" являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40).
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделён организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, действовавшего в период подготовки оспариваемого акта, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.
Исходя из части 8 статьи 24, части 1 и части 8 статьи 25 ГрК РФ, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закреплённой в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект Генерального плана МО СП "Ранжуровское" не направлялся на утверждение в Минрегион России, утверждён без согласования с Рослесхозом, что не отрицается стороной административного ответчика.
В соответствии с частью 17 статьи 24 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент внесения в Генеральный план изменений) внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанной статьей и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса.
Из дела видно, что по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы МО СП "Ранжуровское", определённых оспариваемым генеральным планом (в первоначальной редакции 2011 года), выявлено включение в границы сельского поселения (с. Истомино) лесного участка, находившегося в федеральной собственности и расположенного на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Степнодворецкое участковое лесничество, а именно:
в квартале "... " выдел "... " часть, в квартале "... " выдела "... ", выдела "... " часть, "... " часть, "... " часть, "... " часть, "... " часть, "... " часть, "... " часть, в квартале "... " выдела "... " часть.
На момент рассмотрения дела в Генеральный план МО СП "Ранжуровское" административным ответчиком внесены изменения в части изменения границ населённого пункта - с. Истомино (решение N 10 "О внесении изменений в генеральный план МО СП "Ранжуровское").
Однако по результатам проведённой по делу судебной землеустроительной экспертизы установлено, что не все указанные в административном иске лесные участки исключены из границ населенного пункта новым генеральным планом.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы, выполненной Бурятским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг", выявлено включение в границы населённого пункта с. Истомино лесного участка, находящегося в федеральной собственности и расположенного на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Степнодворецкое участковое лесничество, а именно:
квартал "... " части выделов "... ", квартал "... " часть выдела "... "
Из представленной экспертом ФГБУ "Рослесинфорг" схемы расположения границ населённого пункта с. Истомино относительно земель лесного фонда Кабанского лесничества, Степнодворецкого участкового лесничества видно, что в новых границах с. Истомино, установленных оспариваемым решением от 11 ноября 2011 года N 104 "О принятии генерального плана муниципального образования сельского поселения "Ранжуровское" (в редакции решения от 8 ноября 2018 года), находятся участки из земель лесного фонда.
В судебном заседании эксперт Алаева В.Б. выводы, указанные в заключении, подтвердила в полном объёме.
По сведениям Государственного лесного реестра приведённые выше лесные участки входят в состав Кабанского лесничества, Степнодворецкое участковое лесничество, и являются собственностью Российской Федерации, что стороной административного ответчика признается.
Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы с. Истомино Кабанского района Республики Бурятия вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом таксационным описанием лесных участков по Кабанскому лесничеству, лесоустроительным планшетом.
В соответствии с частью 7 статьи 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определённого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
Судом установлено, что проект нового генерального плана МО СП "Ранжуровское", утверждённый решением Совета депутатов МО СП "Ранжуровское" от 8 ноября 2018 года N 10, в ФГИС ТП не размещался.
Следовательно, решение об утверждении Генерального плана МО СП "Ранжуровское" с последующими изменениями, принятое с нарушением установленного порядка согласования с Рослесхозом включения в земли населённых пунктов лесных участков, является не действующим в оспариваемой части, как противоречащее приведённым выше нормам федерального законодательства, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определённой судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов муниципального образования сельское поселение "Ранжуровское" Кабанского района Республики Бурятия от 11 ноября 2011 года N 104 "О принятии генерального плана муниципального образования сельского поселения "Ранжуровское" (в редакции решения Совета депутатов МО СП "Ранжуровское" от 8 ноября 2018 года N 10 "О внесении изменений в генеральный план МО СП "Ранжуровское") в части включения в границы села Истомино МО СП "Ранжуровское" Кабанского района Республики Бурятия лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, -
Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Степнодворецкое участковое лесничество: квартал "... " части выделов "... ", квартал "... " часть выдела "... ".
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.