Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А,
судей Султанова Р.А, Федотовой Е.В,
при секретаре Слиповичевой Н.А,
рассмотрела 18 июня 2019 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рыжовой Ларисы Анатольевны на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 февраля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Рыжовой Л.А. к Муниципальному образованию "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области" и муниципальному образованию Курманаевский район Оренбургской области о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, оценив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рыжова Л.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к МО Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области, указав, что с (дата) года постоянно проживает в квартире по адресу: (адрес), на регистрационном учете по тому же адресу состоит с (дата) года. Документов на вселение не сохранилось.
В связи с её работой уборщицей в администрации МО Курманаевский сельсовет, в 2014 году ей и членам её семьи предоставлена вышеуказанная квартира во временное владение и пользование. 1 декабря 2014 года между ней и администрацией МО Курманаевский сельсовет заключен договор найма служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда МО Курманаевский сельсовет N ***
На обращение к главе МО Курманаевский сельсовет о заключении договора социального найма на вышеуказанную квартиру, ей отказано со ссылкой на заключенный 1 декабря 2014 года договор найма служебного жилого помещения.
Полагала, что заключенный с ней 1 декабря 2014 года договор найма служебного жилого помещения, является ничтожным, заключенным с нарушением ст. 93 ЖК РФ, поскольку в трудовых отношениях с администрацией МО Курманаевский сельсовет она не состояла и не состоит, работает по гражданско-правовому договору и не относится ни к одной из категорий лиц, указанных в данной статье.
В связи с вышеизложенным и с учетом уточнений, истец просила суд признать договор найма служебного жилого помещения от 1 декабря 2014 года ничтожным, недействительным, признать за ней право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, обязать ответчика заключить с ней договор социального найма.
На стадии подготовки дела к разбирательству в судебном заседании, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена дочь истицы Рыжова Е.А. Определением суда от 28 сентября 2018 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено МО Курманаевский район Оренбургской области.
При рассмотрении дела судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований Рыжовой Л.А.
С таким решением суда Рыжова Л.А. не согласилась и в своей апелляционной жалобе просила об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. С учетом указанной правовой нормы судебная коллегия проверяет законность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, приходит к следующему.
До 01.03.2005 года (до введения в действие Жилищного кодекса РФ), жилищные правоотношения регулировались Жилищным кодексом РСФСР.
В силу ст. 42 ЖК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения органа местного самоуправления, государственного либо муниципального предприятия или учреждения о предоставлении жилья по договору найма гражданину органом местного самоуправления выдавался ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии с нормами ЖК РФ выдача ордера не предусмотрена.
После введения в действие ЖК РФ, основанием для заключения договора социального найма жилого помещения является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, части 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Вместе с тем статьей 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев предоставления жилого помещения вне очереди.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", если в ЖК РФ не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (ст. ст. 196, 197), и иные положения гл. 12 данного Кодекса об исковой давности (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ)
Согласно ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года.
Если сделку оспаривает сторона сделки, срок начинает течь со дня, когда началось ее исполнение (п. 1 ст. 181 ГК РФ). Это день, когда одна сторона приступила к фактическому исполнению, а другая - к его принятию (п. 101 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Общие положения о начале течения срока исковой давности в данном случае не применяются, поскольку п. 1 ст. 181 ГК РФ является специальной нормой по отношению к ст. 200 ГК РФ.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на спорную квартиру N (адрес) по адресу: (адрес)11зарегистрировано право муниципальной собственности МА "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28 мая 2013 года.
Постановлением администрации муниципального образования "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области" от 11.09.2014 N *** квартира N (адрес) по адресу: Оренбургская (адрес) включена в специализированный жилищный фонд служебного использования МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области".
Указанное постановление до настоящего времени не отменено, никем не обжаловано и не признано незаконным.
Начиная с 1 марта 2014 года по настоящее время между администрацией МО Курманаевский сельсовет ("Заказчик") и Рыжовой Л.А. ("Исполнитель") ежегодно заключаются договора на оказание услуг, согласно которым Рыжова Л.А. выполняет работы по влажной уборке кабинетов, коридоров, удалению пыли с мебели и технике, убирает мусор, очистку окон, люстр, плафонов, выполняет поручения главы администрации МО Курманаевский сельсовет по уборке помещений здания администрации, что подтверждено договорами оказания услуг 2014-2018 года.
Администрация МО Курманаевский сельсовет, передает сведения о доходах Рыжовой Л.А. в ИФНС, перечисляет страховые взносы в ОПС, ФСС, ОМС, исходя из сумм начисленных ей выплат, что подтверждено справкой о доходах физического лица, карточкой учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.
В отзыве на иск от 16 ноября 2018 года N *** администрация МО Курманаевский сельсовет, ссылаясь на положения ст. 56 ТК РФ о трудовом договоре, указывает на то, в договоре на оказание услуг с Рыжовой Л.А. она усматривает признаки трудового договора.
Рыжова Л.А. в ноябре 2014 года обратилась к главе МО Курманаевский сельсовет с заключением договора служебного найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда на квартиру N (адрес) дома N (адрес), ссылаясь на наличие трудовых отношений с МО Курманаевский сельсовет.
На заседании комиссии по жилищным вопросам при администрации МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области" 20 ноября 2014 года главе МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области" заявление Рыжовой Л.А. рассмотрено, рекомендовано заключить договор служебного найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда МО Курманаевский сельсовет по адресу: (адрес), с Рыжовой Л.А. с 2 ноября 2014 года на период трудовых отношений с администрацией МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области", что следует из протокола заседания комиссии N ***.
Постановлением администрации МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области" от 28 ноября 2014 N *** Рыжовой Л.А. с составом семьи человека, в том числе она, муж и дочь, предоставлена жилая квартира N (адрес) общей площадью 47,0 кв.м. по адресу: Оренбургская (адрес) по договору найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений с администрацией МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области".
Во исполнение указанного постановления от 28 ноября 2014 N 321-п между сторонами МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области" и Рыжовой Л.А. 01.12.2014 года заключен договор найма служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда МО "Курманаевский сельсовет" по условиям которого администрация МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области" передает Рыжовой Л.А. и членам ее семьи во временное владение и пользование квартиру N (адрес), находящуюся в муниципальной собственности МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области", на основании акта приема-передачи, для временного проживания в нем, на период трудовых отношений с МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области" (раздел 1 Договора).
На основании акта приема-передачи от 1 декабря 2014 года Рыжова Л.А. приняла в пользование спорную квартиру по договору найма служебного помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ч.3 ст. 19,92,93,100,104 ЖК РФ, Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, положениями ст. ст. 166,168,181 ГК РФ пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку спорная квартира, являющаяся собственностью МО "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области", была отнесена к служебному жилищному фонду в установленном порядке, доказательств того, что указанное жилое помещение утратило статус специализированного служебного жилого помещения, не имеется.
Кроме того суд пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки, о применении которого заявила сторона ответчика.
Определяя момент, с которого следует исчислять срок исковой давности, суд первой инстанции пришел к выводу, что начало течения трехлетнего срока исковой давности по договору от 01.12.2014 года исчисляется с момента совершения сделки и подписания акта приема-передачи квартиры 01.12.2014 года.
Требования о признании договора найма служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда МО "Курманаевский сельсовет" от 01.12.2014 ничтожным истец заявила 27.11.2018 года, т.е. с пропуском установленного законом срока.
В связи с изложенным суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании за Рыжовой Л.А. права пользования жилым помещением - квартирой (адрес) на условиях договора социального найма. При этом суд исходил из того, что регистрация истицы с 2016 года не порождает у нее права пользования спорной квартирой на условиях социального найма, оплата истцом за период с 01.05.2009 года по 30.09.2012 года услуги "найм" не является основанием для возникновения права пользования жилым помещением на условиях социального найма, при том, что начисление указанной услуги производилось УК "Курманаевское ЖКХ" безосновательно, без указаний собственника, при том, что доказательств, подтверждающих, что спорная квартира была предоставлена Рыжовой Л.А.по договору социального найма в управляющей компании не имелось.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Судом при рассмотрении дела проверены все доводы сторон, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая оценка всем представленным по делу доказательствам, в том числе показаниям свидетелей.
Доводы апелляционной жалобы о проживании истца в спорной квартире с (дата) года без регистрации, исполнении обязанности нанимателя путем платы за наем, об отсутствии у истца с администрацией МО Курманаевский сельсовет трудовых отношений, а также ссылка на признание спорного дома в 2002 года ветхим были предметом исследования суда первой инстанции и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, правовых оснований для которой, у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение было незаконно включено в специализированный жилищный фонд служебного использования нельзя признать обоснованным, поскольку постановление администрации муниципального образования "Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области" от 11.09.2014 N 217-п истцом оспорено не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не пропущен срок исковой давности, поскольку о нарушении своих прав Рыжова Л.А. узнала когда ей отказали в заключении договора социального найма нельзя признать состоятельным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал, кому принадлежал дом до возникновения права муниципальной собственности, обстоятельства передачи жилого дома не влияют на законность принятого судом решения, поскольку доказательств нахождения спорный квартиры в иной, чем муниципальная, собственности материалы дела не содержат.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку исследованных судом доказательств.
С учетом исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не пропущен срок исковой давности, основан на неправильном понимании материального закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рыжовой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.