Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные направления и этапы развития воспитания в системе
образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года
Современная стратегия воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на:
необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок; восстановление ответственности и активной роли республики в воспитании юных граждан;
достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи;
расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность.
Основными направлениями дальнейшего развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики на новом качественном уровне являются:
совершенствование республиканской законодательной базы по воспитательной деятельности;
активизация мер по повышению социального статуса воспитания в обществе;
развитие профессионального уровня управления воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях;
формирование единого межведомственного подхода к воспитанию детей и молодежи; демократического стиля руководства воспитательным процессом;
создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации семьи; усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением;
развитие многообразия типов образовательных учреждений и образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода;
разработка инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения;
формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи; реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения детского населения республики;
усиление взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений со средствами массовой информации, включение средств массовой информации в процессы воспитания; системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;
повышение социального статуса педагогических работников, создание условий для их профессионального совершенствования и творчества; информационно-методическое и научно-педагогическое обеспечение их деятельности; создание единой системы подготовки кадров в области воспитания с учетом специфики образовательных учреждений;
создание условий для введения в штатное расписание образовательных учреждений педагогов дополнительного образования, старших вожатых, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов, классных воспитателей;
активное использование возможностей морального и материального поощрения педагогических работников, активно занимающихся организацией воспитательной деятельности;
развитие сети учреждений дополнительного образования детей, особенно клубов по месту жительства, в том числе в сельской местности;
разработка критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения;
выделить приоритетные направления, нуждающиеся в особом внимании и поддержке:
"Наш двор" - организация работы с детьми и подростками по месту их жительства.
Ожидаемые результаты: создание федеральных и республиканских экспериментальных площадок по развитию клубов и творческих объединений по месту жительства обучающихся в городах и сельской местности Карачаево-Черкесской Республики; решение правовых и финансовых вопросов организации работы с детьми и подростками по месту их жительства; охват занятиями по интересам в клубах по месту жительства до 30% подростков микрорайона; обобщение опыта по созданию "воспитательного пространства" микрорайона, города, сельской местности.
"Быть рядом и чуть впереди!" - кадровое обеспечение развития воспитания в образовательных учреждениях.
Ожидаемые результаты: обеспечение образовательных учреждений разных типов педагогическими и руководящими кадрами для организации воспитательной деятельности (разработка нормативов; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных специалистов); повышение роли высших педагогических профессиональных учебных заведений в подготовке педагогических кадров, способных решать задачи воспитания подрастающего поколения.
"Лидер" - создание условий для участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями, развитие деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений.
Ожидаемые результаты: создание федеральных и республиканских экспериментальных площадок в городах и районах республики по разработке моделей участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями, внедрение передового опыта в практику работы общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики; создание условий для повсеместного развития детских и молодежных общественных организаций и объединений в образовательных учреждениях разных типов и по месту жительства обучающихся. Эти направления призваны не только повысить потенциал системы воспитания для достижения планируемых результатов, но и в целом способствовать эффективности модернизации образования Карачаево-Черкесской Республики на предстоящие годы.
Концепция развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года определена с учетом особенностей развития воспитания в образовательных учреждениях разного типа, адресована органам управления образованием, органам по делам молодежи, педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов, ученым, родительской общественности, руководителям детских и молодежных общественных и других организаций, осуществляющих воспитание обучающихся и воспитанников.
Дошкольное образование. В системе образования Карачаево-Черкесской Республики основной упор был сделан на сохранение и укрепление материально-технической базы сети дошкольных образовательных учреждений; совершенствование подготовки кадров воспитателей, ориентированных на решение современных задач; разработку и внедрение комплексных образовательных программ и воспитательных технологий.
План действий по реализации положений Концепции должен быть направлен прежде всего на создание системы приобщения детей к культурным ценностям, индивидуализации их обучения и воспитания, социализации, формирование коммуникативных навыков с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и общего образования; развитие форм педагогического просвещения родителей, оказания им помощи в воспитании детей; на активизацию работы с детьми, находящимися вне дошкольных образовательных учреждений.
Общее образование. В целях создания условий для повышения воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений предполагается значительное усиление воспитывающей функции образовательного процесса; дальнейшее развитие психолого-педагогической службы как основы индивидуализации целостного образовательного процесса; организация всестороннего изучения личности обучающегося, его интересов и склонностей; функционирование общеобразовательного учреждения как открытой системы, способствующей укреплению взаимодействия с семьей, повышению роли родительской общественности в управлении общеобразовательным учреждением.
На первой ступени общего образования приоритет будет отдан приобщению детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств воспитания юного гражданина, формирования духовно-нравственных качеств, основ культуры здоровья.
На второй ступени общего образования особое внимание необходимо уделить участию обучающихся в управлении образовательным учреждением, развитию детских общественных организаций и объединений; вовлечению обучающихся в творческую деятельность по интересам в системе д
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.