Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 сентября 2012 г. N 381 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 17 августа 2011 г. N 273
Республиканская целевая программа
"Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике
на 2012-2016 годы"
20 сентября 2012 г.
Паспорт республиканской целевой программы "Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2016 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2016 годы" (далее - Программа) |
||
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", Перечень поручений Президента Российской Федерации от 06.12.2010 N Пр-3534 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 |
||
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
||
Государственные заказчики |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
||
Разработчик Программы |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
||
Цели и задачи Программы |
Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики, в качественном общедоступном дошкольном образовании; обеспечение доступности и качества дошкольного образования; увеличение охвата детей дошкольным образованием; дальнейшее развитие сети вариативных дошкольных образовательных учреждений; повышение качества предоставляемых населению услуг по дошкольному образованию |
||
Перечень основных мероприятий Программы |
Реконструкция имеющихся зданий с целью открытия дополнительных мест; развитие вариативных форм дошкольного образования; совершенствование качества дошкольного образования; организация подготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих услуги по дошкольному образованию |
||
Основные исполнители Программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), организации, привлекаемые в установленном порядке |
||
Целевые индикаторы и показатели |
Удельный вес детей, охваченных дошкольным воспитанием в дошкольных образовательных учреждениях; доля детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и получающих предшкольную подготовку на базе общеобразовательных школ; количество семейных детских садов; количество негосударственных детских садов; количество дошкольных образовательных групп, созданных при общеобразовательных учреждениях; количество групп кратковременного пребывания; доля специалистов, прошедших курсовую переподготовку и повышение квалификации, оказывающих услуги по дошкольному образованию |
||
Сроки реализации Программы |
2012-2016 годы |
||
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования мероприятий Программы на 2012-2016 годы - 293339,06 тыс. рублей, в том числе: республиканский бюджет - 249184,06 тыс. рублей; средства местных бюджетов (по согласованию) - 44155,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
||
|
Республиканский бюджет |
Местный бюджет (по согласованию) |
|
2012 год |
82206,06 тыс. руб.; |
13606,0 тыс. руб.; |
|
2013 год |
69178,0 тыс. руб.; |
12332,0 тыс. руб.; |
|
2014 год |
30000,0 тыс. руб.; |
2292,0 тыс. руб.; |
|
2015 год |
27800,0 тыс. руб.; |
4200,0 тыс. руб.; |
|
2016 год |
40000,0 тыс. руб.; |
11725,0 тыс. руб. |
|
Ожидаемые результаты Программы |
Увеличение с 41% до 52% удельного веса детей, охваченных дошкольным образованием в дошкольных образовательных учреждениях республики; обеспечение 100% охвата детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, предшкольной подготовкой; увеличение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях на 730; создание дополнительных мест дошкольного образования за счет развития вариативных форм дошкольных образовательных учреждений; обеспечение 100%) охвата специалистов, работающих в дошкольном образовании, курсовой подготовкой и повышением квалификации |
||
Контроль за ходом реализации Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Государственная политика в области образования направлена на предоставление возможностей семьям, имеющим детей, в получении качественного и доступного дошкольного образования, создание условий для гармоничного развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
См.:
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 6 декабря 2013 г. N 72-РЗ "Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево-Черкесской Республики"
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22 октября 2009 г. N 386 "О порядке обращения за компенсацией части родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных и иных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также о порядке ее выплаты"
В настоящее время в республике проживает более 40 тысяч детей в возрасте до 7 лет. В соответствии с прогнозными данными в предстоящий пятилетний период численность детей дошкольного возраста будет увеличиваться. Улучшение демографической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике требует реализации комплекса мер, направленных на развитие разнообразных форм дошкольного образования.
За период с 1990 по 2000 год сеть дошкольных образовательных учреждений в республике сократилась на 68 единиц (в том числе на 19 учреждений в г. Черкесске) из-за ряда факторов, основными из которых является снижение уровня рождаемости и перепрофилирование ведомственных детских садов.
В настоящее время в Карачаево-Черкесии работает 114 дошкольных образовательных учреждений, 20 дошкольных образовательных групп при образовательных школах, 42 подготовительных к школе класса, 13 центров раннего развития ребенка. Всеми формами дошкольного образования охвачено 16738 детей в возрасте от 2 до 7 лет, что составляет 41% от общего числа детей дошкольного возраста, проживающих в регионе (показатель по Российской Федерации - 60%).
В последние годы значительно возрос спрос на услуги дошкольного образования, однако действующие дошкольные образовательные учреждения не удовлетворяют потребность населения республики.
В результате повышения рождаемости, миграционных процессов повсеместно повысилась загруженность детских садов, особенно это наблюдается в населенных пунктах с высокой плотностью населения: г. Черкесске, в с. Первомайском Малокарачаевского муниципального района, ст-це Кардоникской Зеленчукского муниципального района. Сверх санитарных нормативов содержатся дети в 40% дошкольных образовательных учреждений.
Очередь на получение мест в детских садах не снижается, в настоящее время ее численность составляет 8198 детей, в том числе в г. Черкесске около 5 тыс. человек.
В отдельных районах отмечается наиболее низкий показатель охвата детей дошкольным воспитанием: в Прикубанском муниципальном районе - 33% (более 20 населенных пунктов, работает всего 4 детских сада), в Карачаевском муниципальном районе - 26%, в Зеленчукском муниципальном районе - 36% , в Малокарачаевском муниципальном районе - 32%, в Урупском муниципальном районе - 37% (таблица 1).
Одной из главных причин, препятствующих устройству ребенка в дошкольное образовательное учреждение, является недостаточное количество детских садов. Для удовлетворения нужд населения республики в услугах дошкольных образовательных учреждений в ближайшее время необходимо строительство 58 дошкольных образовательных учреждений на 10710 мест.
Недостаток средств не позволяет принимать дополнительные меры по строительству, реконструкции, созданию условий для открытия дошкольных образовательных групп при школах. По этой причине не завершены работы по реконструкции дошкольного учреждения в а. Кумыш Карачаевского муниципального района, имеющего 80 процентов готовности, не может эксплуатироваться здание бывшего ведомственного детского сада в ст-це Кардоникской Зеленчукского муниципального района.
Не продолжает развиваться строительство детских садов в г. Черкесске, где особо остро стоит проблема дефицита мест, в то же время имеется проектно-сметная документация на строительство пристроек к нескольким имеющимся дошкольным образовательным учреждениям.
В 55 населенных пунктах республики образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, нет. В некоторых населенных пунктах проблема определения ребенка в дошкольное учреждение стоит особо остро.
Нет детского сада в ауле Псыж Абазинского муниципального района, где проживает более 300 детей дошкольного возраста и проблема устройства частично решается за счет открытия дошкольных групп в школах и определения детей из этого населенного пункта в детские сады г. Черкесска, что соответственно увеличивает очередность в детские сады в республиканском центре.
Нет детского сада в с. Ильичевское Прикубанского муниципального района, где проживает около 250 детей от рождения до школы. В то же время пустует здание бывшей школы, которое после реконструкции может использоваться под дошкольное учреждение.
С 2004 года закрыты детские сады в с. Курджиново Урупского муниципального района. Имеющееся здание бывшего детского сада на 80 мест, требующее реконструкции, может решить проблему устройства дошкольников, которых в селе более 150 человек.
Необходимо увеличение дошкольных мест в с. Первомайском Малокарачаевского муниципального района, так как мощность имеющегося детского сада не позволяет вместить 210 очередников. Проблему устройства детей может решить реконструкция имеющегося здания бывшего маслосырзавода.
Открытие дошкольных образовательных учреждений в вышеназванных населенных пунктах решит проблему присмотра детей, их предшкольной подготовки и даст возможность родителям трудоустроиться.
В послании Президента Российской Федерации 2010 года Федеральному Собранию Российской Федерации поставлены задачи по реализации в субъектах Российской Федерации программ реконструкции имеющихся зданий, строительства новых детских дошкольных образовательных учреждений, отвечающих современным обоснованным и реализуемым требованиям, открытия в общеобразовательных школах дошкольных групп, групп кратковременного пребывания, поддержки и стимулирования вариативных форм дошкольного образования, включая негосударственные, семейные детские сады, а также организации обучения лиц, желающих стать воспитателями семейных детских садов.
Реализация задач в области развития и совершенствования дошкольного образования является одним из приоритетных направлений стратегического развития Карачаево-Черкесской Республики и может быть решена в рамках целевой программы "Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2016 годы".
Реализация указанной Программы позволит координировать деятельность органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в вопросах обеспечения населения услугами дошкольного образования, направить средства бюджетов различных уровней на реализацию поставленных задач.
Данная Программа разработана на основе анализа современного состояния дел в сфере дошкольного образования и определяет основные направления развития системы дошкольного образования в республике на 2012-2016 годы.
2. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели Программы, сроки реализации Программы
Целями Программы являются:
развитие и совершенствование системы дошкольного образования в республике, максимальное обеспечение потребности населения в получении качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Задачами Программы являются:
обеспечение доступности и качества дошкольного образования;
увеличение показателя охвата детей дошкольным образованием;
развитие вариативных форм дошкольного образования;
повышение качества предоставляемых населению услуг дошкольного образования.
Для осуществления указанных задач необходимо выполнение программных мероприятий по следующим направлениям:
строительство дошкольных учреждений, отвечающих современным требованиям;
реконструкция имеющихся зданий с целью увеличения числа мест для детей дошкольного возраста;
развитие вариативных форм дошкольного образования;
организация работы по совершенствованию качества дошкольного образования;
организация подготовки и переподготовки кадров дошкольных образовательных учреждений.
Эффективность выполнения мероприятий Программы определяется на основе целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям деятельности:
удельный вес детей, охваченных дошкольным воспитанием в дошкольных образовательных учреждениях;
доля детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и получающих предшкольную подготовку на базе общеобразовательных школ;
число мест в дошкольных образовательных учреждениях, введенных за годы реализации Программы;
доля специалистов, прошедших курсовую переподготовку и повышение квалификации, оказывающих услуги по дошкольному образованию.
Значения целевых индикаторов и показателей приведены в таблице 2.
Сроки реализации Программы - 2012-2016 годы. По итогам реализации Программы за отчетный период при достижении значений целевых индикаторов и показателей Программы менее 50 процентов установленного уровня может быть рассмотрен вопрос о неэффективности Программы и досрочном прекращении ее реализации.
3. Перечень мероприятий Программы
Программные мероприятия направлены на достижение поставленной цели и решение поставленных задач.
Программа предусматривает:
строительство новых зданий дошкольных образовательных учреждений;
реконструкцию имеющихся зданий и ранее не функционирующих дошкольных образовательных учреждений с целью открытия дополнительных мест;
развитие вариативных форм дошкольного образования: открытие семейных, негосударственных дошкольных образовательных учреждений, групп дошкольного образования при школах, групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях;
совершенствование качества дошкольного образования;
подготовку и переподготовку кадров для работы в системе дошкольного образования.
Мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования Программы представлены в приложении 1 к Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов (по согласованию) Карачаево-Черкесской Республики.
См. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27 сентября 2013 г. N 320 "О порядке финансирования субсидий из республиканского и федерального бюджетов на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Карачаево-Черкесской Республики в 2013 году"
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 293339,06 тыс. рублей, в том числе: республиканский бюджет - 249184,06 тыс. рублей; местный бюджет (по согласованию) - 44155,0 тыс. рублей.
В том числе по годам:
(тыс. рублей)
|
Республиканский бюджет |
Местный бюджет (по согласованию) |
2012 год |
82206,06 |
13606,0 |
2013 год |
69178,0 |
12332,0 |
2014 год |
30000,0 |
2292,0 |
2015 год |
27800,0 |
4200,0 |
2016 год |
40000,0 |
11725,0 |
Мероприятия и объемы финансирования Программы могут ежегодно уточняться при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком - координатором Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (далее - государственный заказчик-координатор Программы) и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет координацию хода реализации мероприятий Программы, целевого расходования средств, выделяемых на реализацию Программы, эффективности их использования.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика-координатора Программы.
Исполнителями мероприятий Программы являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления республики (по согласованию), организации, привлекаемые в установленном порядке.
Главным распорядителем средств республиканского бюджета, выделяемых на реализацию Программы, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.
Государственные заказчики Программы и исполнители мероприятий Программы несут ответственность за ее реализацию, конечные результаты выполнения мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств республиканского бюджета, выделяемых на реализацию Программы.
Государственными заказчиками Программы и органами местного самоуправления осуществляется размещение государственного заказа на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По завершении конкурсных процедур по размещению государственного заказа с победителем конкурса (аукциона, запроса котировок) заключается государственный (муниципальный) контракт.
Финансирование мероприятий и проектов Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде.
Государственные заказчики Программы и органы местного самоуправления осуществляют действия по реализации мероприятий Программы в пределах объемов финансирования, указанных в приложении 1 к Программе.
Оценка результатов реализации Программы производится по итогам исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения ее реализации.
Государственный заказчик-координатор Программы представляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики:
1) по запросам необходимую информацию о ходе реализации Программы;
2) ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, отчет о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств.
Обеспечение процедуры публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей Программы, результатах мониторинга реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей мероприятий Программы осуществляется путем ее размещения на официальном сайте Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в сети Интернет, а также в средствах массовой информации республики.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы
Предложенные программные мероприятия позволят достигнуть следующих положительных результатов:
увеличение показателя охвата детей дошкольным образованием в дошкольных образовательных учреждениях республики с 41% до 52%;
обеспечение 100% охвата детей, не посещающих дошкольные образования, предшкольной подготовкой;
увеличение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях на 730;
увеличение количества семейных, негосударственных детских садов, групп дошкольного образования при школах, групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях;
обеспечение 100% охвата специалистов, работающих в дошкольном образовании, курсовой подготовкой и повышением квалификации.
Оценка социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы определяется в соответствии с целевыми индикаторами и показателями Программы, представленными в таблице 2.
Экологическая эффективность Программы оценке не подлежит, так как мероприятия Программы не оказывают воздействия на окружающую среду.
Таблица 1
Сведения о сети дошкольных образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики на 01.01.2012
КЧР |
|
г. Черкесск |
г. Карачаевск |
Абазинский район |
Усть-Джегутинский район |
Прикубанский район |
Хабезский район |
Адыге-Хабльский район |
Урупский район |
Малокарачаевский район |
Зеленчукский район |
Карачаевский район |
Ногайский район |
Всего |
Количество дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), всего |
Кол. ДОУ |
19 |
12 |
3 |
12 |
4 |
13 |
4 |
9 |
8 |
11 |
12 |
7 |
114 |
Детей |
5066 |
1659 |
200 |
1509 |
373 |
1516 |
417 |
455 |
1343 |
1425 |
544 |
499 |
15006 |
|
Количество дошкольных групп (ДГ) в школах |
Кол. ДОУ |
- |
- |
4 |
- |
11 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
|
2 |
20 |
Детей |
|
|
85 |
|
193 |
- |
- |
20 |
18 |
20 |
|
43 |
379 |
|
Количество подготовительных классов (0 кл.) в школе |
Кол. кл. |
1 |
- |
- |
- |
13 |
- |
12 |
8 |
- |
- |
1 |
7 |
42 |
Детей |
12 |
- |
- |
- |
137 |
- |
132 |
84 |
- |
- |
15 |
74 |
448 |
|
Центры развития ребенка (ЦРР) |
Кол. ЦРР. |
3 |
1 |
- |
3 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
13 |
детей |
269 |
150 |
- |
115 |
87 |
97 |
- |
- |
- |
187 |
- |
- |
905 |
|
|
Дет. 0-7 |
11655 |
2792 |
1629 |
4810 |
2367 |
2154 |
1219 |
1491 |
4617 |
4490 |
2115 |
1473 |
40812 |
|
% охвата |
45 |
65 |
17 |
34 |
33 |
75 |
45 |
37 |
32 |
36 |
26 |
42 |
41 |
|
Очередность |
4700 |
720 |
15 |
390 |
255 |
217 |
40 |
130 |
822 |
464 |
267 |
178 |
8198 |
Таблица 2
Целевые индикаторы и показатели программы
Наименование целевого индикатора и показателя |
Ед. измерения |
2011 год |
Динамика целевого индикатора и показателя (годы) |
||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием в дошкольных образовательных учреждениях |
% |
41 |
42 |
44 |
46 |
50 |
52 |
Доля детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения и получающих предшкольную подготовку на базе общеобразовательных школ и групп выходного дня в дошкольных образовательных учреждениях |
% |
76 |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
Число мест в дошкольных образовательных учреждениях |
Ед. |
11459 |
11569 |
11649 |
11829 |
12009 |
12189 |
Количество семейных детских садов |
Ед. |
|
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
Количество негосударственных детских садов |
Ед. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Количество дошкольных образовательных групп, созданных при общеобразовательных учреждениях |
Ед. |
25 |
28 |
31 |
33 |
36 |
39 |
Количество групп кратковременного пребывания |
Ед. |
11 |
13 |
15 |
17 |
19 |
21 |
Доля специалистов, прошедших курсовую переподготовку и повышение квалификации, оказывающих услуги по дошкольному образованию |
% |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.