Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Отделфинстрой и Партнёры" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Отделфинстрой и Партнёры" (далее также ООО "Специализированный застройщик "Отделфинстрой и Партнёры", общество) обратилось в суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, в размере его рыночной стоимости, равной 231777009 руб. 92 коп. по состоянию на 30 сентября 2016 года.
Требование мотивировано тем, что административный истец является собственником указанного земельного участка с 23 ноября 2017 года. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 30 сентября 2016 года составила 525025 033 руб. 28 коп, что существенно превышает его действительную рыночную стоимость, составившую согласно отчету от 10 сентября 2018 года N 18-097, изготовленному ИП Старостиным В.М, в размере 231777009 руб. 92 коп, что нарушает его права как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республике от 12 октября 2018 года N 180 заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости отклонено, в связи с чем, административный истец обратился в суд.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Специализированный застройщик "Отделфинстрой и Партнёры" Стариков И.Г. поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики согласно распоряжения от 11.11.2016 N 790-р поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Чувашской Республики Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, представитель которого, Михайлов И.В, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв (л.д.95-97), в котором удовлетворение заявленного требования оставил на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Молоствова М.Г, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Зейнутдинов Р.К, администрации г.Чебоксары Кулемина К.А. в судебном заседании удовлетворение заявленного требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости оставили на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО "Специализированный застройщик "Отделфинстрой и Партнёры" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, относящегося к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка, имеющего местоположение: "адрес", о чем в Единый государственный реестр недвижимости 23 ноября 2017 года внесена соответствующая запись о регистрации N N.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), в соответствии с которым, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не чаще чем один раз в течение трех лет. Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (статьи 24.11, 24.12, 24.13).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики в 2013 году выполнена ООО "Оценка и Консалтинг" (г.Казань) на основании государственного контракта, заключенного с Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
По результатам проведенных работ оценщиком составлен отчет об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Чувашской Республики. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение от 28.06.2013, выполненное Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков" (г.Москва).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N396 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики, выполненные по состоянию на 01 января 2013 года. В состав указанного нормативного правового акта входили три приложения: Приложение N 1 (результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики), Приложение N 2 (средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов, расположенных на территории Чувашской Республики) и Приложение N 3 (Минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Чувашской Республики).
Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 30 сентября 2016 года составляла 525025 033 руб. 28 коп, рассчитанная в соответствии с Приложением N 2 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N396 - л.д.7.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
10 октября 2018 года органом регистрации прав осуществлен государственный кадастровый учет изменений местоположения границ и площади названного земельного участка, в результате которого площадь земельного участка изменена с 134404 кв.м. на 129153 кв.м, повлекшее изменение его кадастровой стоимости, составившей 504512946 руб. 96 коп. (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11 октября 2018 года - л.д.56-88).
Кроме того, согласно сведений органа регистрации прав, 05 декабря 2018 года земельный участок с кадастровым номером N снят с государственного кадастрового учета в связи с его разделом на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N с последующим прекращением прав на него.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
На основании статьи 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
21 сентября 2018 года (вх. N 22601) ООО "Специализированный застройщик "Отделфинстрой и Партнёры" обратилось с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республике о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, приложив отчет от 10 сентября 2018 года N 18-097, изготовленный ИП Старостиным В.М, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости составила 231777009 руб. 92 коп.
Решением от 12 октября 2018 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республике отклонила заявление в связи с несоответствием отчета требованиям статьи 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Административный истец не оспаривает названное решение Комиссии, в связи с чем, в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" решение Комиссии не является предметом рассмотрения по данному делу.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Обществом в материалы дела в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости представлен тот же отчет от 10 сентября 2018 года N 18-097, изготовленный ИП Старостиным В.М, в котором, исходя из пояснения представителя административного истца, устранены недостатки, указанные Комиссией.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2019 года по ходатайству представителя администрации города Чебоксары назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, по состоянию на 30 сентября 2016 года.
Согласно заключению эксперта от 15 мая 2019 года N Э-0191/2019, изготовленному экспертом ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы Кудряшовым Д.Г, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 134404 кв.м. по состоянию на 30 сентября 2016 года составляет 336280000 рублей.
Суд, оценивая представленное заключение эксперта, проведенное по результатам судебной экспертизы, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.
Так судебная экспертиза назначена определением суда в соответствии со ст. 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение дано в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы. Заключение в достаточной степени мотивировано, подготовлено по результатам соответствующих исследований, проведенных профессиональным экспертом, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и который был в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, выводы эксперта неясностей и разночтений не содержат, мотивированы, соответствуют предмету исследования. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости - земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N в размере, определенном экспертом, составляющим 336280000 рублей.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Учитывая, что обращение Общества в комиссию последовало 21 сентября 2018 года, установленная судом рыночная стоимость подлежит применению по состоянию на 30 сентября 2016 года на период действия по 10 октября 2018 года.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Между тем, согласно ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.
Учитывая, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка имеет статус "архивный", названные сведения о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости не подлежат внесению, а могут быть использованы в целях определения налоговой базы.
ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы Кудряшовым Д.Г. выставлен счет на оплату за выполненную экспертизу от 19.04.2019 N 179 на сумму 35000 руб, не оплаченную заинтересованным лицом администрацией города Чебоксары согласно определению суда от 28 марта 2019 года.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Учитывая, что удовлетворение требования административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, отсутствие нарушения прав административного истца, обусловленного установлением недостоверных сведений о земельном участке или необходимостью исправления кадастровой ошибки, повлекших неверное определение его кадастровой стоимости, учитывая, что соотношение кадастровой и рыночной стоимости названного земельного участка укладывается в приемлемую с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений (разница 36 процентов), понесенные расходы за производство экспертизы подлежат возложению на административного истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, имеющего местоположение: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 336280000 рублей по состоянию на 30 сентября 2016 года на период действия по 10 октября 2018 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 сентября 2018 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Отделфинстрой и Партнёры" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" расходы на проведение судебной экспертизы в размере 35000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.