Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Лелекова Н.Г. и Скворцовой О.В,
при секретаре Харченко Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Васильевой Т. П. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 18 марта 2019 года, которым отказано в удовлетворении иска Васильевой Т. П. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Марий Эл о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 31 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильева Т.П. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС N 4 по Республике Марий Эл об оспаривании решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Межрайонной ИФНС России N4 по Республике Марий Эл от 31 января 2019 года N1, которым старшему государственному налоговому инспектору отдела камеральных проверок N1 Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Марий Эл Васильевой Т.П. отказано в замещении должности бухгалтера учетно-контрольной группы в Волжском ЛПУМГ - Филиал ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород" поскольку в должностной регламент Васильевой Т.П. входят отдельные функции по государственному управлению данной организации, ввиду проведения проверок. Истец с указанным решением не согласна, поскольку планируемое временное замещение должности бухгалтера по заработной плате в Волжском ЛПМУГ- филиал ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород" не повлечет возникновение конфликта интересов.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Васильева Т.П. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов жалобы приводятся доводы, изложенные в иске. Истец считает, что оспариваемое решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Межрайонной ИФНС России "N" по Республике Марий Эл не мотивировано. Выводы комиссии об осуществлении Васильевой Т.П. отдельных функций по государственному управлению в отношении Волжского ЛПМУГ- филиал ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород" не конкретизированы.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Марий Эл приводит доводы в поддержку принятого решения суда.
Выслушав объяснения Васильевой Т.П. и ее представителя Щекочихина В.Ю, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Марий Эл "... " В.Л. и "... " Л.С, просивших оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от
25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции), гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Аналогичные положения содержатся в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и части 3.1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Из содержания приведенных федеральных норм следует, что государственный гражданский служащий в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы обязан получать согласие соответствующей комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации при наличии двух условий, а именно, если замещаемая им ранее должность государственной службы включена в соответствующий перечень должностей и он осуществлял отдельные функции государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы.
Согласно пункту 17.2. Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", утвержденного указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821, обращение о даче согласия на замещение должности либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации может быть подано государственным служащим, планирующим свое увольнение с государственной службы.
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года
N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" должность старшего государственного налогового инспектора включена в перечень должностей государственной гражданской службы области, после освобождения от которых и увольнения с государственной гражданской службы области граждане Российской Федерации в течение двух лет обязаны соблюдать требования статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции.
Приказом Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Марий Эл от 1 марта 2016 N 01-03/40 утверждены Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Марий Эл (далее -Положение о Комиссии по соблюдению требований) и состав Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Марий Эл (далее - Комиссия).
21 января 2019 года в Комиссию обратилась старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Марий Эл Васильева Т.П. с заявлением о даче согласия на замещение должности бухгалтера учетно-контрольной группы в Волжском ЛПУМГ - Филиал ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород".
Решением Комиссии от 31 января 2019 года N 1 на основании подпункта "б" пункта 22 Положения о Комиссии по соблюдению требований Васильевой Т.П. отказано в замещении должности бухгалтера учетно-контрольной группы в Волжском ЛПУМГ - Филиал ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород" поскольку в ее должностной регламент входят отдельные функции по государственному управлению данной организации, ввиду проведения ею проверок в отношении указанной организации.
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября
от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ) закрепляет право государства в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор (подпункт "e" пункта 2 статьи 12).
В пункте 4 статьи 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
В силу положений статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль как одна из функций государственного контроля осуществляется государственными инспекторами, в том числе посредством камеральных, выездных проверок, проверок данных учета и отчетности и в других формах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Васильевой Т.П. в период работы в налоговом органе проводились камеральные проверки налоговых деклараций Волжского ЛПУМГ - Филиал ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород" по единому социальному налогу и взносам на обязательное пенсионное страхование за 1,2,3 кварталы 2006 года, проверялись декларации по водному налогу за 4 квартал 2016 год.
При этом, согласно должностной инструкции в должностные обязанности бухгалтера учетно-контрольной группы Волжского ЛПУМГ-Филиала ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород" входит ведение бухгалтерского учета и осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью филиала по направлению деятельности.
Отказывая в удовлетворении иска Васильевой Т.П, суд первой инстанции исходил из того, что исполнение Васильевой Т.П. должностных обязанностей бухгалтера учетно-контрольной группы Волжского ЛПУМГ-Филиала ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород", являющейся коммерческой организацией, связано с коррупционными рисками и при этом усматривается коллизия публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью государственной гражданской службы налогового инспектора; отказ Комиссии в даче согласия на заключение трудового договора направлен на предупреждение коррупционных проявлений.
Ввиду того, что Васильевой Т.П. осуществлялись функции отдельного государственного правового управления в отношении Волжского ЛПУМГ-Филиала ООО "Газпром Трансгаз Нижний Новгород", являются обоснованными выводы суда о том, что трудоустройство Васильевой Т.П. в коммерческую организацию связано с работой в частном секторе и может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной службе.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционных жалобы не содержат оснований для изменения или отмены решения в апелляционном порядке и по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по правилам статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от
18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильевой Т. П. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи Н.Г. Лелеков
О.В. Скворцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.