Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АК "АЛРОСА" (ПАО) Донской В.И. на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 29 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в отношении акционерной компании "АЛРОСА" (публичная акционерная компания), которым
постановлено:
Постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Мирнинском районе Л.С. от 24 декабря 2018 года N 198, которым юридическое лицо - АК "АЛРОСА" (ПАО) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Донской В.И. - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя АК "АЛРОСА" (ПАО) Луковцева А.А, действующего на основании доверенности от _______ г. серии N.., представителя Управления Роспотребнадзора по РС(Я) Я.М., действующую на основании доверенности от _______ г. N N.., суд
УСТАНОВИЛ:
24 декабря 2018 года постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) в Мирнинском районе Л.С. N 198 АК "АЛРОСА" (ПАО) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
29 января 2019 года Мирнинским районным судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилась АК "АЛРОСА" (ПАО), обратилась в лице представителя Донской В.И. в порядке статей 30.1, 30.9 КоАП РФ с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой просит отменить его, прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение должностным лицом при рассмотрении дела требований процессуальных норм, также не правильное установление судом фактических обстоятельств дела, которое не позволило рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно.
В судебном заседании представитель АК "АЛРОСА" (ПАО) Луковцев А.А. жалобу поддержал в полном объеме, просит её удовлетворить.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по РС(Я) Я.М. с жалобой не согласилась, полагает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя привлекаемого юридического лица, представителя административного органа, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) юридические лица обязаны, в том числе, выполнить требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст.22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 утверждены Санитарные правила и нормы - СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 утверждены Санитарные правила и нормы - СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31 утверждены Санитарные правила - СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - СП 2.3.6.1079-01).
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, в результате плановой выездной и документарной проверки в период с 08 октября 2018 г. по 02 ноября 2018 г. деятельности АК "АЛРОСА" (ПАО) по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований и законодательства о защите прав потребителей проведена проверка в структурных подразделениях компании.
В здравпункте N 27 Медицинского центра АК "АЛРОСА" (ПАО), по адресу: г.Удачный, промзона, здание АБК в процедурном кабинете N 7 имеется емкость белого цвета с красной крышкой с дезинфицирующими раствором для использования салфеток, ватных шариков, что является нарушением п.4.11 СанПиН 2.1.7.2790-10.
В АТТ "Айхальского ГОК установлено, что на отметке 7.2 в ремонтной мастерской хранится отработанная лампа ГРЛ (отход 1 класса опасности) на полу в верхнем помещении (2 уровень) совместно с другими отходами - окурками сигарет, болтами. Также в не специально выделенном месте на территории в контейнере с маркировкой для хранения отработанных ртутьсодержащих отходов 1 класса опасности, что является нарушением п.5 Правил.
На мойке транспорта (самосвалов) на площадке Юбилейная Айхальского ГОКа, расположенной в промзоне часть сточных вод (имеются разливы от дверей здания мойки) от мытья транспорта разливается на рельеф, что не соответствует п.3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03.
В здравпункте N 45 Медицинского центра АК "АЛРОСА" (ПАО) выявлено обстоятельство того, что на пакетах с медицинскими отходами не указано: учреждение, дата, фамилия ответственного лица, что является нарушением п.4.14 СанПиН 2.1.7.2790-10.
Во дворе (улице) столовой Санатория-профилактория "Кедр" Медицинского центра на бетонированной площадке у забора установлены металлические баки (3 штуки) для сбора мусора, крышки, при этом маркировки на них отсутствуют, что является нарушением пунктов 2.6, 9.13 СП 2.3.6.1079-01, ст.16 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
На территории Мирнинского специализированного шахтастроительного треста (МСШСТ) Управления капитального строительства (УКС) не соблюдаются условия хранения отходов производства и потребления, а именно: обнаружен переполненный контейнер для твердых бытовых отходов цехов, не защищенный от воздействия атмосферных осадков и ветров, также он расположен не на твердой бетонированной площадке, что является нарушением п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.
В Центре сортировки алмазов выявлено нарушение п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03, выразившееся в складировании ртутьсодержащих ламп, относящихся к отходам первого класса опасности в железном контейнере без замка, что указывает на отсутствие его герметичности.
На прииске "Водораздельные Галечники" МГОКа выявлено хранение люминесцентных ламп в комнате предсменного и послесменного осмотра работников, в картонных коробках в количестве 2 шт. и в здании энергослужбы без коробки в количестве 4 шт. вместе с другими предметами, что не соответствует требованию п.4 раздела 2 Правил.
На территории Автобазы Мирнинского ГОК установлено хранение люминесцентных ламп осуществляется в контейнере на улице в ящиках навалом без индивидуальной упаковочной оболочки для каждой лампы, также отсутствует ёмкость для хранения поврежденных ламп, контейнер не герметичен, при проверке внутри имеется вода, что является нарушением п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03, также пунктов 15, 16 Правил.
Допускается смешивание разных видов отходов, в ходе проведения плановой проверки в производственных помещениях автобазы (профилакторий Белазов, канские мастерские) установлено хранение промасленной ветоши с бытовыми отходами, замазученного песка совместно с частью отработанного фильтра, что является нарушением п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03.
Также допускается на собственной производственной территории на площадках, не имеющих искусственного водонепроницаемого покрытия, не оборудованных навесом и ливневой канализацией складирование отходов. К примеру, на территории автобазы допускается хранение металлолома, шин от большегрузной техники, не на оборудованной площадке.
На территории предприятия имеется площадка для временного складирования отходов производства из кузова Белаза, не имеющего навеса, что является нарушением п.3.4 СанПиН 2.1.17.1322-03.
В ремонтно-строительном специализированном управлении Мирнинского ГОКа на собственной производственной территории на площадках, не имеющих искусственного водонепроницаемого покрытия, не оборудованных навесом и ливневой канализацией, осуществляется складирование отходов. На территории РССУ на отдельной огражденной территории установлено хранение металлолома, не на оборудованной площадке.
На объектах прииска "Ирелях" Мирнинского ГОК выявлено хранение на открытой, не приспособленной для хранения отходов, площадке складирование отходов. Так, на береговой территории дражного котлована прииска допускается хранение металлолома, не на оборудованной площадке.
В стояночном боксе прииска "Ирелях" отсутствуют емкости для хранения обтирочного материала загрязненного ГСМ (1 класс опасности) при выполнении ремонтных работ и емкости для чистого обтирочного материала, что является нарушением п.3.6 СанПиН 2.1.17.1322-03.
В здании ЦАЛ РС(Я) в г.Мирном отработанные (перегоревшие) ртутьсодержащие лампы, относящиеся к отходам первого класса опасности хранятся в плафонах на потолке, данный факт является нарушением п.3.6 СанПин 2.1.7.1322-03.
В Айхало-Удачнинском отделении Управления материально-технического снабжения на нефтебазе не соблюдается периодичность вывоза ТБО, что способствует накоплению и переполнению мусоросборников, загрязнению производственной территории, накоплению отходов производства и потребления, непосредственно возле двух контейнеров установленных на территории нефтебазы обнаружены пустые бумажные мешки в нарушение п.3.1 СанПиН 2.1.17.1322-03.
В асфальтобетонном заводе Мирнинского управления автомобильных дорог (МУАД) выявлено нарушение п.3.1, 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.17.1322-03, выразившееся в том, что на собственной производственной территории на площадках, не имеющих искусственного водонепроницаемого покрытия, не оборудованных навесом и ливневой канализацией, осуществляется складирование отходов. На территории АБЗ допускается хранение металлолома, не на оборудованной площадке.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 02.11.2018 г.
Выявленные нарушения составляют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 03.12.2018 N 198, актом проверки юридического лица от 02.11.2018, и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда правильно установилобстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины АК "АЛРОСА" (ПАО) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы законность и обоснованность привлечения АК "АЛРОСА" (ПАО) к административной ответственности за совершение данного правонарушения, его виновность сомнений не вызывают.
Доводы жалобы о том, что выявленные упаковки отходов не являлись окончательными и не могли быть отнесены к классу Б отходов, также об отсутствии доказательств, указывающих отнесения их к медицинским отходам, опровергаются собранными по делу материалами.
Доказательств того, что данные отходы не являлись окончательными представителем не представлено, при производстве дела должностному лицу, рассматривающему делу, соответствующие объяснения даны не были.
Иные доводы жалобы не влекут отмену либо изменение, состоявшихся по делу постановления и решения, с учетом иных нарушений допущенных компанией, состав административного правонарушения усматривается в бездействии АК "АЛРОСА" (ПАО).
Вопреки доводу жалобы нарушение лишь правила, закрепленного в ст.24.4 КоАП РФ, с учетом того, что отсутствие разрешения ходатайства должностным лицом существенным образом не влияло на исход дела, не может подпадать под понятие существенного (фундаментального) нарушения, не позволившего рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно и влекущего необходимость нового рассмотрения дела.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначено АК "АЛРОСА" (ПАО) в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.3.12 и ст.4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, предусмотренной ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
При этом должностным лицом административного органа учтен характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, а также то, что перечисленные в протоколе нарушения создают угрозу здоровью людей, могут повлечь неблагоприятные последствия.
Порядок производства по делу об административном правонарушении и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 29 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АК "АЛРОСА" (ПАО) - оставить без изменения, а жалобу представителя АК "АЛРОСА" (ПАО) Донской В.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.