Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на решение судьи Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова",
установил:
Постановлением государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по РС (Я) N... от 12.02.2019 МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Намского районного суда от 24.04.2019 постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением суда, привлекаемое лицо обратилось в Верховный Суд РС(Я) с жалобой. В обоснование ссылается на то, что автобус марки ПАЗ использовался другим юридическим лицом - Минобрнауки РС(Я) для организованной перевозки детей автобусами. Считает, при отсутствии факта коммерческих перевозок грузов и пассажиров, согласно приказу Минтранса РФ, путевой лист не должен заполняться. Также указывает, что организации, для которых перевозка пассажиров и груза не является видом деятельности, в случае допуска к управлению транспортным средством водителя с нарушением требований ст. 12.31.1 КоАП РФ, могут быть привлечены к административной ответственности по иным статьям КоАП РФ.
В судебном заседании директор МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова" Ноговицын Д.И, а также защитник МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова" Павлов А.А. просят жалобу удовлетворить, настаивают на доводах, изложенных в жалобе.
В судебном заседании представитель ТО ГАДН по РС(Я) Сивцев М.М. просит жалобу оставить без удовлетворения. При этом по доводам жалобы пояснил, что предрейсовый осмотр был осуществлен 23 декабря 2018 года, тогда как из... автобус выехал 21 декабря 2018 года. При этом в путевом листе с отметкой о прохождении предрейсового осмотра, произведенного 23 декабря 2018 года, отсутствовало время проведения осмотра и было указано, что осмотр пройден, тогда как должно было быть указано: "контроль технического состояния транспортного средства пройден".
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Как установлено абз. 6 п. 2 ст. 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Из пункта 28 вышеуказанных Правил следует, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
В соответствии с п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 2018 года N 296) в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.
Материалами дела установлено, что 23.12.2018 в 14 час. 40 мин. по адресу:.., возле... при проведении рейдовых мероприятий было выявлено транспортное средство категории ******** модели ******** государственным регистрационным знаком N.., принадлежащее юридическому лицу МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова", осуществляющему перевозки группы детей. В ходе осмотра автобуса установлено нарушение требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, а именно: отметка о результатах проведения предрейсового контроля технического состояния данного транспортного средства в путевом листе от 23.12.2018 N б/н не соответствует установленным требованиям, а также отсутствует время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Кроме того, установлено, что автобус выехал из Намского района 21 декабря 2018 года и предрейсовый осмотр на момент выпуска автобуса на линию не был проведен.
Таким образом, в рамках проверки выявлено нарушение МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова" требований п.12 порядка организации и проведения предрейсового контроля или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и ч.2 ст. 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения". Должностное лицо административного органа признало МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Судья Намского районного суда пришел к правильному выводу о законности и обоснованности вынесенного ТО ГАДН по РС(Я) постановления.
Вопреки доводам жалобы действия привлекаемого лица правильно квалифицированы ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что автобус был в пользовании другого юридического лица - ЮЛ является несостоятельным.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму заместителя министра от 20.11.2018 N.., в связи с проведением Елки Главы РС(Я), транспортное обеспечение перевозки детей, оснащение техническими средствами контроля автобусов, т.е. тахографами, в том числе карточками водителя, а также контроль за наличием всех соответствующих документов водителя детского автобуса возлагается на начальников управлений образований органов местного самоуправления. Как следует из поступившей в ТО ГАДН по РС(Я) информации от ЮЛ 25.01.2019 вопросы выделения автотранспорта для перевозки детей-участников мероприятия Елка Главы РС(Я) распоряжением Главы РС(Я) от 18.12.2018 N... была возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов, уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами подавались в органы Госавтоинспекции органами местного самоуправления самостоятельно. ЮЛ не являлось перевозчиком и путевые листы не выдавало.
Довод жалобы привлекаемого лица, что при отсутствии факта коммерческих перевозок путевой лист не должен заполняться также не может быть принят во внимание и не влечет отмену актов, принятых по настоящему делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Таким образом, несмотря на то, что МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова" не осуществляло коммерческую перевозку пассажиров на автобусе, оно обязано соблюдать требования законодательства, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
По сути, доводы, приведенные в жалобе заявителя, были предметом рассмотрения в Намском районном суде, и нашли свое правильное разрешение при вынесении судом решения.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины привлекаемого лица. В связи с этим обоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности сомнений не вызывает.
Процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не допущено.
Наказание юридическому лицу за данное правонарушение назначено в пределах санкции статьи и является справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
Решение судьи Намского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им. И.Е. Винокурова" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС(Я) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.