Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Фахрутдиновой Р.А. и Хасаншина Р.Р,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан - Зайнуллина А.Р. на решение Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 4 февраля 2019 года, которым постановлено:
иск Андаева А.А, Андаевой А.А. частично удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан обеспечить, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона РТ от 12 января 2013 года N8-ЗРТ, Андаева А.А, "дата" года рождения, Андаеву А.А, "дата" года рождения, жилыми помещениями по договору найма специализированного жилищного фонда в границах Республики Татарстан.
В удовлетворении иска к Исполнительному комитету Тетюшского муниципального района Республики Татарстан об обеспечении жильем Андаева А.А, Андаевой А.А. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей Министерства образования и науки Р.Т. - Зайнуллина А.Р. и Абдуллина Д.Д. в поддержку апелляционной жалобы, представителя Министерства финансов РТ - Галимовой М.М. в поддержку апелляционной жалобы Министерства образования и науки Р.Т, возражения представителя Андаевой А.А, Андаева А.А. - Дырдиной Э.Ю. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андаев А.А, Андаева А.А. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету Тетюшского муниципального района Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Татарстан об обеспечении жильем. В обоснование иска указано, что Андаев А.А, "дата" года рождения, Андаева А.А, "дата" года рождения, являются детьми-сиротами с 2010 года, находились под опекой своей бабушки Андаевой Н.Н, а после ее смерти в 2018 году попечителем Андаевой А.А. до совершеннолетия 17 июля 2018 года была назначена тетя - Андаева Н.А. Закрепленное за истцами жилье по адресу: "адрес", в 2013 году актом межведомственной комиссии признано непригодным для проживания, они включены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем специализированного жилого фонда. В нарушение действующего законодательства жилыми помещениями не обеспечены. 9 октября 2018 года Министерством образования и науки РТ было принято решение о включении Андаева А.А. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем специализированного жилого фонда. По какой причине не принято решение в отношении Андаевой А.А. в письме не сообщалось, тогда как органы местного самоуправления направили документы в Министерство в отношении обоих сирот. Впоследствии, решением жилищной комиссии от 12 декабря 2018 года Андаев А.А. был исключен из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем специализированного жилого фонда, в связи со сменой места жительства, было принято решение личные дела Андаева А.А. и Андаевой А.А. направить в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по месту жительства заявителей. Истцы не согласны с таким решением, поскольку постоянным местом их жительства является Республика Татарстан, Тетюшский район.
Истцы просили обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района Республики Татарстан обеспечить их во внеочередном порядке жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого фонда по нормам, установленным законодательством РФ.
В судебном заседании Андаева А.А. и ее представитель Дырдина Э.Ю, являющаяся также представителем Андаева А.А, исковые требования поддержали.
Представитель Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района РТ - Краснова Л.Н. иск не признала.
Представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан в суд не явился, представил письменный отзыв, просил в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц - Министерства финансов Республики Татарстан, Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в суд не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Суд постановилрешение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе выражает несогласие с выводами суда. Указывает, что Андаев А.А. исключен из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, в связи со сменой места жительства. Андаева А.А. обратилась с заявлением уже после подачи иска - 28 ноября 2018 года, при рассмотрении ее заявления было также установлено, что она проживает у родственников в г. Ульяновск, обучается в Ульяновском государственном университете. Личные дела Андаева А.А. и Андаевой А.А. направлены в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области для включения в список нуждающихся в жилье специализированного жилищного фонда по Ульяновской области. Кроме того, жилые помещения предоставляются указанной категории лиц по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.
В соответствии со ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 и п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту их жительства на территории Республики Татарстан.
На основании ст.2 вышеуказанного Закона уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, формирует список детей-сирот и лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 и частями 1 и 1.1 статьи 3 настоящего Закона. Лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона, включаются в этот список по достижении возраста 14 лет.
Законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (далее - список), в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
В соответствии с ч.ч. 1-5 ст.3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо по окончании срока пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги до достижения ими 18 лет.
За один год до достижения ребенком-сиротой 18 лет либо окончания срока его пребывания в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, законный представитель обращается в уполномоченный орган с ходатайством об обеспечении жилым помещением ребенка-сироты. При изменении сведений, содержащихся в ранее представленных документах, законный представитель сообщает об изменениях указанных сведений в ходатайстве.
На основании поданных ходатайств уполномоченный орган формирует реестр детей-сирот - получателей жилых помещений специализированного жилищного фонда, о включении в который законные представители уведомляются в 10-дневный срок.
В течение 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, дети-сироты подают заявление в уполномоченный орган о предоставлении им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Не позднее 15 дней с даты подачи заявления, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилого помещения и заключает договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 N312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан" от 12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Министерству образования и науки Республики Татарстан переданы полномочия по формированию списка детей-сирот и ведению реестра детей-сирот - получателей жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что Андаев А.А, "дата" года рождения, Андаева А.А, "дата" года рождения, относятся к категории детей сирот, с 2010 года находились под опекой своей бабушки Андаевой Н.Н, а после ее смерти в 2018 году попечителем Андаевой А.А. до совершеннолетия 17 июля 2018 года была назначена тетя - Андаева Н.А.
Андаев А.А. 18 декабря 2018 года Тетюшским РВК Республики Татарстан призван в ряды Вооруженных Сил России, проходит военную службу в воинской части г.Казани.
Андаева А.А. обучается в ВУЗе г.Ульяновска, временно проживает у родственников.
Закрепленное за истцами жилое помещение по адресу: "адрес", 14 февраля 2013 года актом межведомственной комиссии признано непригодным для проживания.
Решением Совета Бессоновского сельского поселения N 5 от 14 февраля 2013 года Андаев А.А, "дата" года рождения, и Андаева А.А, "дата" года рождения, поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении вне очереди жилого помещения.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан N 93 от 9 октября 2018 года Андаев А.А. включен в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
На основании протокола заседания жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан от 12 декабря 2018 года Андаев А.А. исключен из списка в связи с убытием в другой регион.
Личные дела Андаева А.А. и Андаевой А.А. направлены в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области для включения их в список нуждающихся в жилье специализированного жилищного фонда по Ульяновской области.
Согласно отзыву Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на исковое заявление по делу, истцы на учете в органах опеки и попечительства г.Ульяновска не состояли, личные дела истцов в адрес Департамента не поступали.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая указанные выше нормы гражданского законодательства и фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленного иска, обязав Министерство образования и науки Республики Татарстан обеспечить истцов жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в границах Республики Татарстан, поскольку у истцов, как нуждающихся в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, а местом жительства истцов в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации является Тетюшский район Республики Татарстан.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, правильной оценке представленных доказательств и подтверждаются материалами дела.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истцы подлежат обеспечению жилым помещением органами исполнительной власти того субъекта Российской Федерации, на территории которого находится их место жительства (Ульяновская область).
Место жительства гражданина определяется согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Понятие места жительства раскрыто в статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации". Местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно определяться по месту жительства их законных представителей, а если ребенок помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в соответствующей организации. Это обусловлено тем обстоятельством, что, находясь под опекой или попечительством, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребенок постоянно, до окончания периода обучения или прекращения попечительства, проживает в жилом помещении своего законного представителя или соответствующем учреждении, выполняющем функции законного представителя помещенных в него детей. Исключение составляет случай, когда органом опеки и попечительства дано разрешение на раздельное проживание попечителя и подопечного, достигшего возраста 16 лет.
За Андаевыми закреплено жилое помещение в Тетюшском районе Республики Татарстан, в котором они до настоящего времени зарегистрированы по месту жительства; местом жительства опекуна истцов до достижения ими возраста 18 лет также являлся Тетюшский район; Андаев А.А. призван в ряды Вооруженным Сил РФ военным комиссариатом Тетюшского района, проходит службу по призыву в городе Казани; Андаева А.А. временно, на период обучения, проживает у родственников в г. Ульяновск, в связи с чем какое - либо жилое помещение в Ульяновской области нельзя признать постоянным местом жительства истцов.
Судебная коллегия отмечает, что в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2012 NИР-864/07 в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и обеспечения единообразного и эффективного применения указанными органами положений вышеназванного федерального законодательства, в пункте 3.4. разъяснено, в частности, следующее: изменение места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (их законных представителей), либо формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если это влечет изменение места жительства детей (например, выезд из специализированного учреждения в семью опекуна), должно быть отражено в списке. На случай переезда из одного субъекта РФ в другой субъект РФ в законодательстве субъекта РФ должен быть установлен порядок взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов РФ в целях своевременной передачи учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендуемый срок передачи учетных дел составляет от 5 до 10 рабочих дней.
Поскольку жилое помещение, принадлежащее ребенку на праве собственности или праве пользования по договору социального найма, может находиться в одном субъекте РФ, а место его жительства (определяемое по месту жительства назначенного в установленном порядке законного представителя или устройства в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) - в другом субъекте РФ, в законодательстве субъекта РФ должен быть также установлен механизм взаимодействия между субъектами РФ по вопросам выявления имеющихся у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и проверки указанных помещений на предмет наличия обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ и законодательстве субъекта РФ. Сведения о состоянии жилого помещения и составе проживающих в нем граждан, в том числе акт обследования жилого помещения, решение межведомственной комиссии о признании его непригодным для проживания, должны быть получены от органов субъекта РФ, на территории которого находится жилое помещение. При этом признание проживания в таком жилом помещении невозможным осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого гражданин, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет место жительства, в частности, у опекуна (попечителя), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Место жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует определять, если они были включены в список до наступления совершеннолетия. В случае если по каким-либо причинам указанные лица не были своевременно включены в список и после прекращения попечительства их место жительства изменилось, например, при переезде в другой субъект РФ в связи с устройством на работу, место жительства указанных лиц должно определяться согласно статье 20 ГК РФ и статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации".
Поскольку Андаев А.А, Андаева А.А. достигли возраста 18 лет, их постоянное место жительства находится на территории Республики Татарстан, согласно Федеральному закону указанные лица имеют право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Республики Татарстан.
Кроме того, письмом от 16 января 2019 года N73ИОГВ-12.01/17 Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области личные дела Андаева А.А, Андаевой А.А. возвращены в Министерство образования и науки РТ в связи с отсутствием данных о том, что местом жительства является территория Ульяновской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы подлежат обеспечению жилыми помещениями по завершении получения профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку судом первой инстанции не возложена на ответчика обязанность предоставить жилое помещение до наступления указанных в законе обстоятельств, а разрешен спор об обеспечении жилым помещением на территории Республики Татарстан. Кроме того, Закон связывает возникновение обязанности уполномоченных органов по обеспечению жильем детей - сирот с прекращением опеки (попечительства) и окончанием пребывания в учреждениях профессионального образования.
Довод жалобы о том, что Андаева А.А. обратилась с заявлением о включении в список в Министерство образования и науки РТ после подачи иска, на правильность принятого по делу решения не влияет и основанием к его отмене служить не может. Установлено, что Андаев А.А. и Андаева А.А. были приняты на учет как дети - сироты, нуждающиеся в жилых помещениях, органом местного самоуправления в 2013 году, согласно отзыву Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района личные дела обоих истцов были направлены в Министерство образования и науки Республики Татарстан. В отношении Андаевой А.А. Министерством также принято необоснованное решение о передаче личного дела в Ульяновскую область.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 4 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.