Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В,
судей Рачиной К.А, Андриясовой А.С.
при секретаре Завалишиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
дело по апелляционной жалобе Брызгаловой С.М.
на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2018 г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Брызгаловой С.М. к Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации о признании незаконным увольнения, признании незаконным приказа, об изменении формулировки увольнения, выдаче нового вкладыша к трудовой книжке, компенсации морального вреда отказать,
установила:
Брызгалова С.М. обратилась в суд с иском к Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным увольнение ее с государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", признать незаконными приказы председателя Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N *** "О применении дисциплинарного взыскания к Брызгаловой С.М." и от 6 июля 2018 г. N *** "Об увольнении Брызгаловой С.М.", изменить формулировку основания увольнения на увольнение в связи с уходом на пенсию в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", обязать ответчика выдать новый вкладыш к трудовой книжке в целях исключения компрометирующей записи с сохранением старого вкладыша ввиду наличия записи другой организации, взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований Брызгалова С.М. указала, что с 2008 года проходила государственную гражданскую службу в Министерстве образования и науки Российской Федерации ( Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации), замещала должность заместителя директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.
Приказом председателя Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N *** к Брызгаловой С.М. применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с федеральной государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации). Основанием для издания приказа о применении к Брызгаловой С.М. дисциплинарного взыскания явились заключение по результатам служебной проверки от 4 июля 2018 г, письменные объяснения Брызгаловой С.М. от 20 июня и 2 июля 2018 г.
Приказом председателя Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N*** заключенный с Брызгаловой С.М. служебный контракт расторгнут, она освобождена от замещаемой должности заместителя директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи и уволена 6 июля 2018 г. по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу.
Брызгалова С.М. полагала, что привлечение ее к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по указанному основанию является незаконным, поскольку она какие-либо виновные действия как заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи, которые бы могли выражаться в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на нее служебных обязанностей, не совершала, выводы комиссии в заключении по результатам проведения служебной проверки от 4 июля 2018 г. являются необоснованными, сделаны без учета фактических обстоятельств, служебная проверка проведена с нарушением установленной законом процедуры.
Кроме того, 2 июля 2018 г. Брызгалова С.М. подала заявление об увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с выходом на пенсию, однако в принятии этого заявления ей было отказано по причине проведения служебной проверки.
Истец Брызгалова С.М. и ее представитель по доверенности Речкина Э.Ш. в судебном заседании суда первой инстанции уточненные исковые требования поддержали.
Представители ответчиков исковые требования Брызгаловой С.М. не признали, считая их необоснованными.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Брызгалова С.М.
Представители ответчика Министерства образования и науки Российской Федерации в судебное заседание суда апелляционной инстанции, несмотря на неоднократное отложение слушания дела в связи с неявкой данного ответчика и направлением запросов, не явились, извещены надлежащим образом, возражений на апелляционную жалобу не представили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного ответчика в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав и стца Брызгалову С.М. и ее представителя по доверенности Речкину Э.Ш, поддержавших доводы апелляционной жалобы и указавших, что истец просит изменить формулировку основания увольнения на увольнение с государственной гражданской службы по части 1 статьи 36 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (по собственной инициативе гражданского служащего), доводы жалобы в части изменения формулировки основания увольнения на увольнение в связи с уходом на пенсию не поддерживают, о чем подано письменное заявление, выслушав представителей Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая себя ненадлежащими ответчиками, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
При разрешении спора судом установлено, что Брызгалова С.М. с 1 августа 2008 г. проходила государственную гражданскую службу в Министерстве образования и науки Российской Федерации ( Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации), с 17 сентября 2015 г. она замещала должность заместителя директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи на основании служебного контракта от 17 сентября 2015 г.
Пунктом 6 служебного контракта предусмотрено, что Брызгалова С.М. обязана исполнять обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе соблюдать Конституцию Российской Федерации, конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством, Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Должностного регламента, утвержденного 20 октября 2017 г, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи, в том числе, координирует деятельность органов государственной власти, образовательных организаций, духовных образовательных организаций по реализации Концепции подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама; обеспечивает координацию подготовки, корректировки, реализации федеральных, целевых и государственных программ и внепрограммных мероприятий в установленной сфере деятельности; осуществляет иные права и исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, актами Министерства и поручениями Министра.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 должностного регламента).
6 марта 2018 г. в Министерство образования и науки Российской Федерации поступило письмо Федерального агентства по делам национальностей (вх. N ***) о направлении на согласование проекта технического задания по исполнению в 2018 году плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2017-2020 годах для Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Согласно информации, содержащейся в системе электронного документооборота и контроля исполнения поручений Министерство образования и науки Российской Федерации (СЭДКП), 7 марта 2018 г. подготовка ответа на данное письмо была поручена советнику отдела В. с установленным сроком исполнения до 5 апреля 2018 г. По состоянию на 19 июня 2018 г. В. соответствующий ответ не подготовлен и не направлен адресату, то есть исполнение просрочено на 74 дня.
На основании служебной записки заместителя директора Департамента государственной службы и кадров от 22 июня 2018 г. председателем Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации издан приказ от 22 июня 2018 г. N *** о проведении служебной проверки в отношении заместителя директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Брызгаловой С.М. и создании комиссии для ее проведения.
В рамках проведения служебной проверки у Брызгаловой С.М. были затребованы письменные объяснения, которые представлены ею 20 июня и 2 июля 2018 г.
Согласно заключению по результатам служебной проверки от 4 июля 2018 г. комиссия пришла к выводу о том, что Брызгалова С.М, замещающая должность заместителя директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи, своим бездействием в результате недостаточной организационной работы по распределению поручений и неудовлетворительного контроля за исполнением подчиненными сотрудниками своих должностных обязанностей способствовала созданию препятствий в реализации в 2018 году плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2017-2020 годах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2016 г. N 2452-р, что повлекло за собой причинение вреда государственному органу в виде неэффективного расходования и освоения средств федерального бюджета.
Комиссией в заключении сделан вывод о совершении Брызгаловой С.М. дисциплинарного проступка, выразившегося в грубом нарушении требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункта 6 служебного контракта и пунктов 8 и 9 должностного регламента по замещаемой должности.
В связи с изложенным комиссией предложено применить к Брызгаловой С.М. дисциплинарное взыскание в виде увольнения с государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Приказом председателя Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N *** к Брызгаловой С.М. применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с федеральной государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, выразившееся в нарушении статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункта 6 служебного контракта и пунктов 8 и 9 должностного регламента по замещаемой должности, что привело к созданию препятствий в реализации в 2018 году плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2017-2020 годах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2016 г. N 2452-р, и повлекло за собой причинение вреда государственному органу в виде неэффективного расходования и освоения средств федерального бюджета (л.д. 17, 18).
Приказом председателя Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N*** заключенный с Брызгаловой С.М. служебный контракт расторгнут, она освобождена от замещаемой должности заместителя директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи и уволена 6 июля 2018 г. по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу (л.д. 16).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Бразгаловой С.М. требований о признании незаконным ее увольнения с государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", признании незаконными приказов председателя Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N *** о применении дисциплинарного взыскания и от 6 июля 2018 г. N *** об увольнении Брызгаловой С.М, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика имелись правовые основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", возможность увольнения Брызгаловой С.М. в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители" своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинения вреда государственному органу, обусловлена ее правовым статусом.
При этом суд первой инстанции не усмотрел несоразмерности примененной к истцу меры дисциплинарной ответственности в виде увольнения за грубое нарушение своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу, так как увольнение гражданского служащего при вышеприведенном нарушении действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечении нарушения законодательства о государственной гражданской службе и обусловлена ее правовым статусом.
Судебная коллегия не может согласиться с приведёнными выводами суда первой инстанции, положенными в основу решения об отказе в удовлетворении исковых требований Брызгаловой С.М, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" ( статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; ( пункты 2, 4 части 1 данной нормы).
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом (часть 1 статьи 56 названного закона).
Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.
Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки ( части 1 - 4 названной статьи ).
Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки ( части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ содержится перечень оснований, по которым служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы.
Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.
Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что гражданская служба является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации. Служебная дисциплина на гражданской службе состоит в обязательном соблюдении гражданским служащим служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому служащему дисциплинарные взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе в виде увольнения с гражданской службы по соответствующим основаниям.
В частности, таким основанием для расторжения служебного контракта с гражданским служащим является однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме и провести служебную проверку в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
При разрешении спора, связанного с увольнением гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя, суд должен дать оценку правомерности увольнения гражданского служащего по основанию, которое следует из фактических обстоятельств, повлекших его увольнение. При этом обязательным условием для увольнения гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители", по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, является такое однократное грубое нарушение им своих должностных обязанностей, которое повлекло причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.
В данном случае, как усматривается из заключения по результатам служебной проверки от 4 июля 2018 г, приказов председателя Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N *** о применении дисциплинарного взыскания и от 6 июля 2018 г. *** об увольнении, в вину Бразгаловой С.М. представителем нанимателя вменялось именно причинение ею вреда государственному органу в виде неэффективного расходования и освоения средств федерального бюджета.
Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, которые подтверждали бы, что установленные служебной проверкой нарушения Брызгаловой С.М. статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункта 6 служебного контракта и пунктов 8 и 9 должностного регламента по замещаемой должности привели к причинению вреда государственному органу в виде неэффективного расходования и освоения средств федерального бюджета, что является необходимым условием для расторжения контракта по указанному основанию. Не представлено таких доказательств, несмотря на неоднократные запросы судебной коллегии, ответчиками и в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о наличии у представителя нанимателя правовых основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ являются неправомерными.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о незаконности увольнения Брызгаловой С.М. с государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и приказов председателя Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N *** о применении дисциплинарного взыскания и от 6 июля 2018 г. N *** об увольнении истца.
Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ отсутствует норма, позволяющая суду, рассматривающему индивидуальный служебный спор, изменить формулировку причины увольнения гражданского служащего в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону.
В Трудовом кодексе Российской Федерации в части 4 статьи 394 закреплена норма, предусматривающая, что в случае признания увольнения незаконным суд по заявлению работника может принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.
Положения части 4 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ могут быть применены при рассмотрении судом индивидуального служебного спора к отношениям, связанным с гражданской службой.
Таким образом, с учетом заявления истца Брызгаловой С.М, поданного в суд апелляционной инстанции, в котором она просит изменить формулировку основания увольнения на увольнении по собственному желанию, судебная коллегия считает возможным, признав незаконным увольнение истца с государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, изменить формулировку основания ее увольнения на увольнение с государственной гражданской службы по части 1 статьи 36 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", то есть по собственной инициативе гражданского служащего.
В силу части 9 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причинённого ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
В связи с признанием незаконным увольнения истца с государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ исковые требования Брызгаловой С.М. о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению в соответствии с частью 9 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации.
В абзацах первом и четвёртом пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью 4 статьи 3 и частью 9 статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведённого на другую работу, о компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
По мнению судебной коллегии, компенсация Брызгаловой С.М. морального вреда в размере 3000 руб. является разумной и справедливой с учётом конкретных обстоятельств настоящего дела и степени нарушения прав истца вследствие ее незаконного увольнения.
При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (пункт 2 данного указа). Между тем, до настоящего времени Министерство образования и науки Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти свою деятельность не прекратило, как юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц не исключено, личное дело истца находится в данном министерстве.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по восстановлению нарушенных трудовых прав истца, в том числе по компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением, следует возложить на Министерство образования и науки Российской Федерации, в котором она проходила государственную гражданскую службу.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Брызгаловой С.М.удовлетворить частично.
Признать незаконными увольнение Брызгаловой С.М. с государственной гражданской службы по пункту 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", приказы Комиссии по проведению реорганизационных мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N *** "О применении дисциплинарного взыскания к Брызгаловой С.М." и от 6 июля 2018 г. N *** "Об увольнении рызгаловой С.М.".
Изменить формулировку основания увольнения Брызгаловой С.М. с государственной гражданской службы с пункта 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации) на увольнение с государственной гражданской службы по части 1 статьи 36 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (по собственной инициативе гражданского служащего).
Взыскать с Министерства образования и науки Российской Федерации в пользу Брызгаловой С.М. компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
В удовлетворении требований в большем объеме отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.