Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Лобовой Л.В, Рачиной К.А.
при секретаре Воропаевой Е.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Министерству обороны РФ об установлении факта участия в боевых действиях в зоне чрезвычайного положения, признания права на предоставление мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, обязании рассмотреть обращение для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий и его выдачи, взыскания судебных расходов, - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Центральной комиссии Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, в котором просил установить факт участия в боевых действиях в зоне чрезвычайного положения в Республике Таджикистан в период с 26.08.1993 г. по 08.10.1993 г, признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, предусмотренных статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", возложить обязанность на Центральную комиссию Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий по оформлению и выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий, взыскать расходы на юридические услуги в размере 30 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период прохождения военной службы в войсковой части 96581 был откомандирован в г. Душанбе Республики Таджикистан с 26.08.1993 г по 08.10.1993 г. и принимал участие в боевых действиях в зоне чрезвычайного положения в Республике Таджикистан.
02.03.2017 г. обратился с заявлением на имя председателя Комиссии Западного военного округа по рассмотрению для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий для оформления и выдачи удостоверения. 28.04.2017 г. истцу отказано в выдаче указанного удостоверения. 16.10.2017 г. председателем Центральной комиссии Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий фио был дан ответ об отсутствии приказов, подтверждающих выплату денежного довольствия в двойном размере и/или исчислении выслуги лет для назначения пенсии из расчёта один месяц за три месяца за выполнением задач на территории Республики Таджикистан, а потому принято решение об отказе в выдаче удостоверения.
Истец фио в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио в судебное заседание явился, заявленные требования не признал по доводам письменных возражений.
Представители Центральной комиссии МО РФ, Военного комиссариата г. Мытищи Московской области в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец фио
Представитель Центральной комиссии Министерство обороны РФ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в заседание судебной коллегии не явился, ходатайств об отложении дела не представил.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Центральной комиссии Министерства обороны РФ.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио, его представителя по доверенности фио, представителя Министерства обороны по доверенности фио, представителя Военного комиссариата Московской области по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления имеются.
Из материалов дела следует, что 28.04.2017 г. заключением Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа фио отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
16.10.2017 г. председателем Центральной комиссии Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий фио был дан ответ об отсутствии приказов, подтверждающих выплату денежного довольствия в двойном размере и/или исчислении выслуги лет для назначения пенсии из расчёта один месяц за три месяца за выполнением задач на территории Республики Таджикистан, а потому принято правомерное решение об отказе в выдаче удостоверения.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ФЗ "О ветеранах", Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 г. N 763, приказом Министра обороны РФ от 11.08.2002 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе фио в удовлетворении заявленных требований, указав об отсутствии приказов, подтверждающих факт выполнения истцом задач в условиях чрезвычайного положения на территории указанного государства, а факт прохождения истцом службы в Республике Таджикистан в указанные периоды времени, не является достаточным основанием для признания истца ветераном боевых действий.
Вместе с тем, с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.
Одной из важнейших задач гражданского судопроизводства является правильное разрешение гражданских дел ( статья 2 ГПК Российской Федерации).
Суд в силу части второй статьи 12 и части второй статьи 56 данного Кодекса осуществляет общее руководство процессом, в том числе определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, что является необходимым условием для достижения указанной цели.
Именно из принципа судейского руководства процессом, а также принципа самостоятельности судебной власти вытекает закрепленное в статье 67 ГПК Российской Федерации дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия.
При этом доказательства по делу оцениваются судом не произвольно, а исходя из конституционного принципа подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Из материалов дела усматривается, что согласно справки начальника Штаба ПП 01162 фио в период с 26.08.1993 г. по 08.10.1993 г. находился в зоне чрезвычайного положения Республики Таджикистан, выполняя задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, имеет право на дополнительные выплаты, гарантии и компенсации в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.03.1993 г. и директивой начальника генерального штаба от 17.05.1993 г.
В военном билете фио имеется отметка о выполнении задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта Республики Таджикистан с 26.08.1993 г. по 08.10.1993 г. в составе в/ч 73808.
В послужном списке фио, в графе "Участие в войнах и других действиях по защите СССР. Военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях" указано, что истец в период с 26.08.1993 г. по 08.10.1993 г. выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта (Республика Таджикистан).
Согласно архивной справке ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" от 20.08.2018 г. в приказе командира войсковой части 96581 N 156 от 28.08.1993 г. г.Мытищи) значится:
"? 2 Полагать убывшими:
1.Нижепоименованный личный состав в командировку в г.Душанбе 26.08.93 г.:
прапорщика фио (инициалы не раскрыты).
Основание: ТЛГ распоряжение нач. ГШ ВВС N *** от 17.08.93 г."
Основание: ЦА МО РФ, фонд 101554, опись 2, дело 4,лист 293
В приказе командира войсковой части 96581 N 188 от 11.10.1993 г. (г. Мытищи) значится:
"? 1 Полагать прибывшими:
1.Нижеопименнованных военнослужащих из командировки 08.10.93 г. и приступившими к исполнению служебных обязанностей:
-прапорщика фио (инициалы не раскрыты)".
Основание: ЦА МО РФ, фонд ****, опись 2, дело 4, лист 357.
Из архивной справки ФГКУ "Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации" от 23.08.2018 г. следует, что в разделе "Военная служба, дающая право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях" послужного списка личного дела старшего прапорщика фио записано: "Выполнение задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта (Республика Таджикистан) с 26.08.1993 г. по 08.10.1993 г.";
В справке войсковой части 71309 от 08.10.1993 г. N 256 указано: "Дана прапорщику фио в том, что он с 26.08.1993 г. был прикомандирован к войсковой части п/п 71309 находящейся в Республике Таджикистан в районе чрезвычайного положения, выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в зоне вооруженного конфликта и имеет право на дополнительные выплаты, гарантии, компенсации и льготы в соответствии с приказом министра обороны РФ НР 123 от 05.03.93 г. и директивой начальника генерального штаба Д-017 от 17.05.93 г.";
В расчете выслуги лет на пенсию старшего прапорщика фио записано: "Служба по охране конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан с 26.08.1993 г. по 08.10.1993 г, коэффициент 3, приказ в/ч 96581 N 188 от 11.10.93 г, приказ ФСБ РФ от 02.09.1995 г. N *** ст.20 пункт "в" абзац 15".
Приведенные выше документы суд первой инстанции во внимание не принял и надлежащую оценку им не дал.
Также суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим между сторонами спорным правоотношениям.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
Разделом III названного Перечня (в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 351-ФЗ) к числу государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Статьей 28 Федерального закона предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595, вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно:
для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных задач.
В соответствии ранее действующими положениями абз. 4 и 7 п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288, к обращению прикладываются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей:
для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие указанных лиц в выполнении задач, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, архивные справки, содержащие сведения, указанные в настоящем абзаце, для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - копии военных билетов, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении задач.
Также в ранее действующей редакции Раздела III к Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации были отнесены боевые действия в Республике Таджикистан.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28.11.2015 N 351-ФЗ названная позиция была изложена в новой редакции: выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан.
Таким образом, принимая во внимание положения названных правовых норм и представленные в дело доказательства, судебная коллегия полагает, что в процессе судебного разбирательства нашел подтверждение факт выполнения фио задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в период с 26.08.1993 г. по 08.10.1993 г.
При этом судебная коллегия учитывает, что иные доказательства, опровергающие имеющиеся в деле приказы и справки, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК ПФ в суд представлены не были.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об отказе фио в удовлетворении требований об обязании оформить и выдать удостоверение ветерана боевых действий является незаконным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об обязании Центральной Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий оформить и выдать фио удостоверение ветерана боевых действий.
Требование истца о признании за ним права на предоставление мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, предусмотренных статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", судебная коллегия находит заявленными преждевременно, поскольку данное право подлежит реализации после выдачи истцу удостоверение ветерана боевых действий, а судебная защита от возможного нарушения прав на будущее время законом не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования фио удовлетворить частично.
Обязать Центральную комиссию Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий оформить и выдать фио удостоверение ветерана боевых действий.
В остальной части требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.