Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Дарькина С.Б., поданную в интересах общества с ограниченной ответственностью "ФИНВАЛ" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 18 района Южное Бутово города Москвы от 29 августа 2018 года и решение судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 19 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 18 района Южное Бутово города Москвы от 29 августа 2018 года общество с ограниченной ответственностью "ФИНВАЛ" (далее - ООО "ФИНВАЛ", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 19 ноября 2018 года вышеуказанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Общества Дарькина С.Б. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ООО "ФИНВАЛ" Дарькин С.Б, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, указывая на то, что обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров была выполнена ООО "ФИНВАЛ", поскольку водители А*** А.М. и А*** Б.М. прошли предрейсовые медицинские осмотры, что подтверждается журналами медицинских осмотров водителей, который не был истребован должностным лицом в ходе проведения проверки, а также соответствующими отметками на путевых листах с подписями медицинского работника о прохождении данными водителями предрейсового осмотра; необоснованность вывода должностного лица о выпуске на линию транспортного средства без проведения предрейсового технического осмотра, при наличие отметки в путевых листах о прохождении автомобилями предрейсового технического контроля; отчеты о работе водителей А***А.М. и А*** Б.М, составленные самостоятельно должностными лицами Юго-Западного МУГАДН ЦФО ТОАТиАДН по Тульской области, не являются достоверными доказательствами по делу, поскольку не исключают возможность внесения в них изменений; Общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) установлен соответствующим Положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 года N 280, действовавшим на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п.п. "з" п. 4 названного Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, в том числе является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ФИНВАЛ" к административной ответственности) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, в том числе обязаны: соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Во исполнение положений статьи 20 Федерального закона о безопасности дорожного движения приказом Минтранса России от 15 января 2014 года N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила обеспечения безопасности перевозок).
Согласно п. 27 Правил обеспечения безопасности перевозок субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя. Транспортное средство, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, не может допускаться к выполнению перевозок пассажиров и грузов без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния.
В силу п. 28 П равил обеспечения безопасности перевозок субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
Пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, установлено, что должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается: выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
В соответствии с п. 11 Правил обеспечения безопасности перевозок субъект транспортной деятельности обязан в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей.
Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" видами медицинских осмотров являются: предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента (п. 7 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В силу приведённых выше норм требование осуществления предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, а также проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств является особенно важным и необходимым условием эксплуатации транспортного средства для осуществления перевозок пассажиров и багажа, несоблюдение которого может повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей), установлено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - иным представительным органом работников.
Пунктом 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлено, что еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Как усматривается из материалов дела ООО "ФИНВАЛ" (юридический адрес: г. Москва, ул. Типографская, д. 10А, стр. 2) осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении и регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, на основании лицензии от 23 ноября 2016 года N ****, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
26 июня 2018 года в период времени с 07 час. 10 мин. до 07 час. 50 мин. в ходе проведения мероприятий по контролю выполнению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя при осуществлении своей деятельности требований установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта по адресу: Тульская область*** (автовокзал), должностными лицами территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Тульской области Юго-Западного МУГАДН ЦФО ТОАТиАДН по Тульской области выявлено допущение ООО "ФИНВАЛ" нарушений п.п. "з" п. 4 Положения о лицензировании, ч. 1, ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, п.п. 5, 11, 15, 27,28 Правил обеспечения безопасности перевозок, ч. III п. 25, п. 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, абз. 4 п. 2, п. 7 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", выразившихся в следующем:
- транспортное средство "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 22360С" государственный регистрационный знак *** под управлением водителя А**** А.М, осуществляющее регулярные перевозки пассажиров по межрегиональному маршруту N406 Новомосковск - Москва по путевому листу N** от 26.06.2018, выпущено на линию без проведения предрейсового технического осмотра; продолжительность еженедельного непрерывного отдыха водителя А** А.М. менее 42 часов, чем нарушен режим отдыха водителя; водитель А* А.М. допущен к рейсу без прохождения предрейсового медицинского осмотра.
- транспортное средство марки "МЕРСЕДЕС БЕНЦ 223" государственный регистрационный знак *** под управлением водителя А*** Б.М, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров по межрегиональному маршруту N406 Новомосковск - Москва по путевому листу *** от 26 июня 2018 года выпущено на линию без проведения предрейсового технического осмотра; продолжительность еженедельного непрерывного отдыха водителя А***Б.М. менее 42 часов, чем нарушен режим отдыха водителя; водитель А*** Б.М. допущен к рейсу без прохождения предрейсового медицинского осмотра.
Указанные действия ООО "ФИНВАЛ" квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ФИНВАЛ" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, подтверждён совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13 июля 2018 года; распоряжением о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств N *** от 29 марта 2018 года; актами результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств серия *** от 26 июня 2018 года и *** от 26 июня 2018 года; копиями путевых листов автобуса; отчетами о работе водителя А*** А.М. и А***Б.М.; копией лицензии N *** от 23 ноября 2016 года и другими материалами дела.
При разрешении данного дела судебные инстанции правильно применили нормы законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, установили фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств в их совокупности пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "ФИНВАЛ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы защитника об отсутствии в действиях ООО "ФИНВАЛ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, поскольку предрейсовые медицинские осмотры водители А***А.М. и А*** Б.М. прошли, что подтверждается журналами медицинских осмотров водителей; предрейсовые технические осмотры транспортных средств перед выпуском на линию были проведены, является необоснованным в силу следующего.
Как следует из копии лицензии от 23 ноября 2016 года N *** выданной ООО "ФИНВАЛ", местом проведения предрейсового медосмотра водителей является: г. Москва, г. Щербинка, *** (л.д. 46).
Из копии путевого листа автобуса N *** от 26 июня 2018 года усматривается, что автобус "Мерседес Бенц 22360С" государственный регистрационный номер А 829 НК 750 прошел предрейсовый контроль 26 июня 2018 года в 05 час 30 мин по адресу: г. Москва, ул. Типографская, дом 10а (л.д. 12-13).
Согласно копии путевого листа автобуса 003570 N330-11 автобус "Мерседес Бенц 22360С" государственный регистрационный номер *** прошел предрейсовый контроль 26 июня 2018 года в 07 час 00 мин по адресу: г. Москва, ул. Типографская, дом 10а (л.д. 16).
Между тем проверочное мероприятие автобуса "Мерседес Бенц 22360С" государственный регистрационный номер **** началось с 06 час. 10 мин, автобуса "Мерседес Бенц 22360С" государственный регистрационный номер *** - с 07 час. 20 мин. на территории автовокзала в городе Новомосковск Тульской области, что объективно свидетельствует о невозможности проведения технического осмотра транспортных средств и предрейсового медицинского осмотра водителей А***Б.М. и А*** А.М. в городе Москве в 05 часов 30 минут и 07 час. 00 мин. с учетом удаленности места проведения осмотров, указанного в путевых листах, от места фактического нахождения транспортных средств (Тульская область).
Приобщенные к материалам дела копии журнала медицинских осмотров водителей, имеющего штамп ООО "МедЦентр" (г. Москва, ул. Островная, дом 4) (л.д. 62-64), не свидетельствуют о прохождении водителями А***Б.М. и Ал***А.М. предрейсового медицинского осмотра, поскольку не содержат сведений о месте и времени проведения осмотров водителей, в связи с чем не может являться допустимым доказательством по делу.
Равным образом вывод судебных инстанций о допущенном ООО "ФИНВАЛ" нарушении режима отдыха водителей нашел свое подтверждение представленными материалами дела, в частности полученными в ходе проверки распечатками данных информации тахографа с карты водителей А*** А.М. и А*** Б.М, из которых следует, что в период с 24 апреля 2018 года по 26 июня 2018 года (включительно) водитель Алиев А.М. работал без выходных 64 дня (л.д. 19-37), водитель А*** Б.М. с 14 июня 2018 года по 26 июня 2018 года (включительно) работал без выходных 13 дней (л.д. 38), то есть продолжительность еженедельного непрерывного отдыха водителей А*** А.М. и А***Б.М. менее 42 часов.
При этом, вопреки доводу жалобы, ставить под сомнение изложенные в отчете о работе водителей А** А.М. и А*** Б.М. сведения, распечатанные с карты тахографа, обеспечивающих хранение данных о деятельности водителей, в том числе о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, оснований не имеется.
Таким образом, ООО "ФИНВАЛ", осуществляя деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок не менее восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), регулярным перевозкам пассажиров в городском и пригородном сообщении и регулярным перевозкам пассажиров в междугородном сообщении, допустило осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией *** от 23 ноября 2016 года.
Довод жалобы о том, что ООО "ФИНВАЛ" не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является несостоятельным.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Из материалов дела следует, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, назначенного должностным лицом органа государственного контроля на 13 июля 2018 года на 09 часов 00 минут, ООО "ФИНВАЛ" извещалось телеграммой, направленной по юридическому адресу Общества - г**** (л.д. 4). Согласно почтовому уведомлению от 06 июля 2018 года, направленная в адрес Общества телеграмма вручена специалисту Бусуриной 06 июля 2018 года (л.д. 4 об.).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
При таких обстоятельствах составление протокола об административном правонарушении в отношении ООО "ФИНВАЛ" в отсутствии его законного представителя не свидетельствует о нарушении прав Общества на защиту.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "ФИНВАЛ" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и виновности ООО "ФИНВАЛ" в его совершении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ООО "ФИНВАЛ", не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, назначено ООО "ФИНВАЛ" соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
При назначении наказания мировым судьёй учтены фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ФИНВАЛ" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 18 района Южное Бутово города Москвы от 29 августа 2018 года и решение судьи Зюзинского районного суда города Москвы от 19 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ФИНВАЛ" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "ФИНВАЛ" Дарькина С.Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.