ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 июля 2019 г. N3а-18/2019
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Михеева Олега Сергеевича,
при секретаре Палаткиной Анне Сергеевне,
с участием в деле:
административного истца Дегаева Дмитрия Германовича, его представителя Семелевой Елены Юрьевны,
административного ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"),
заинтересованного лица - администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июля 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Дегаева Д.Г. - Семелевой Е.Ю. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости,
установил:
представитель административного истца Дегаева Д.Г. - Семелева Е.Ю. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о пересмотре результата определения кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером "N", общей площадью 5 402 кв.м, имеющего адресные ориентиры: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения объектов торговли, установленной по состоянию на 4 сентября 2017 г. в размере 3 457 820 рублей 20 копеек;
- с кадастровым номером "N", общей площадью 11831 кв.м, имеющего адресные ориентиры: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения объектов торговли, установленной по состоянию на 4 сентября 2017 г. в размере 7 566 622 рублей 10 копеек.
Административный истец просил установить:
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "N", равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке от 20 декабря 2018 г. "N", подготовленным оценщиком М.Н.И, членом Ассоциации "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" по состоянию на 4 сентября 2017 г. в размере 1 280 976, 30 рублей;
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "N", равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке от 20 декабря 2018 г. "N", подготовленным оценщиком М.Н.И, членом Ассоциации "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" по состоянию на 4 сентября 2017 г. в размере 2 655 942, 28 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, нарушает его права, как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В связи с проведением по делу судебной строительно-технической экспертизы, представитель административного истца уточнила требования и просила установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером "N" по состоянию на 4 сентября 2017 г. в размере 2 355 191 рубль;
- с кадастровым номером "N" по состоянию на 4 сентября 2017 г. в размере 4 705 624 рубля.
В судебное заседание административный истец Дегаев Д.Г, представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", представитель заинтересованного лица администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. При этом, от административного истца Дегаева Д.Г. поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), не усматривается, и суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца Дегаева Д.Г. - Семелевой Е.Ю, исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, в том числе заключение судебной строительно-технической экспертизы, суд приходит к следующему выводу.
Отношения по установлению кадастровой стоимости регулируются нормами главы III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N135-ФЗ) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельных участков:
с кадастровым номером "N", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общей площадью 5 402 кв.м, расположенного по адресу: "адрес",
с кадастровым номером "N", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общей площадью 11 821 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается договором купли-продажи от 10 января 2014 г, кадастровыми делами спорных объектов недвижимости, выпиской из ЕГРН (сведений о характеристиках объекта недвижимости) по состоянию на 12 января 2019 г.
Следовательно, административный истец обладает правом обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку определением кадастровой стоимости спорных земельных участков затрагиваются права и обязанности административного истца.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "N", "N" была определена по правилам пункта 2.1.3 "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, и существующих земельных участков, в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N222, по состоянию на 4 сентября 2017 г, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в ЕГРН - 4 сентября 2017 г.
По результатам кадастровой оценки, согласно Акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 4 сентября 2017 г, кадастровая стоимость спорных земельных участков:
с кадастровым номером "N" составила 3 457 820 рублей 20 копеек,
с кадастровым номером "N" составила 7 566 622 рубля 10 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 12 января 2019 г. NNКУВИ- "N", КУВИ- "N".
На момент обращения в суд с административным иском и на момент рассмотрения дела, кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости остается неизменной.
Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статьи 66 ЗК Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Закона N135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу положений части 1 статьи 24.19 Закона N135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В силу части 2 статьи 24.19 вышеназванного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
При таких обстоятельствах и на основании части 1 статьи 245 КАС Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости является законным.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 ЗК Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.В соответствии со статьей 3 Закона N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества. При этом в соответствии счастью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Определением суда от 5 февраля 2019 г. по ходатайству представителя административного истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России.
В силу части 1 статьи 20 Закона N135-ФЗ требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Частью 2 статьи 3 Закона N135-ФЗ определено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Аналогичное понятие содержится в пункте 6 Федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N298.
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от 31 мая 2019 г. "N" рыночная стоимость объектов недвижимости - земельных участков:
с кадастровым номером "N", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общей площадью 5 402 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", составляет 2 355 191 рубль;
с кадастровым номером "N", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общей площадью 11 821 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", составляет 4 705 624 рубля.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нем, выводов.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 КАС Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Не доверять выводам эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, и ее производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости земельных участков выполнена, а административным ответчиком и заинтересованным лицом выводы эксперта не опровергнуты, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность выводов эксперта и опровергнуть их, отсутствуют, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки земельных участков их рыночной стоимости. В связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
При этом следует учитывать, что для определения рыночной стоимости земельных участков экспертом использован сравнительный подход, в рамках которого применен метод сравнения продаж. Приведены обоснованные выводы отказа от использования затратного и доходного подхода и иных методов в рамках сравнительного подхода.
В заключении эксперта указан поэтапно алгоритм действий оценщика при подборе объектов-аналогов, источник информации, указаны критерии отбора потенциальных аналогов, содержится подробное описание и разъяснение расчета стоимости земельных участков, с указанием применяемых методов, поправок и корректировок; по всем аналогам выполнена проверка вариации, в расчет включены объекты-аналоги, вошедшие в допустимый диапазон.
Ходатайств о проведении дополнительной либо повторной экспертизы представителем ответчика заявлено не было.
Правила статьи 24.20 Закона N135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Принимая во внимание, что административный истец обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением 27 декабря 2018 г, следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 4 сентября 2017 г, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление представителя административного истца Дегаева Д.Г. - Семелевой Е.Ю. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 4 сентября 2017 г. кадастровую стоимость объектов недвижимости:
земельного участка с кадастровым номером "N", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общей площадью 5 402 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в сумме 2 355 191 (два миллиона триста пятьдесят пять тысяч сто девяносто один) рубль;
земельного участка с кадастровым номером "N", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общей площадью 11 821 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в сумме 4 705 624 (четыре миллиона семьсот пять тысяч шестьсот двадцать четыре) рубля.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления административного истца Дегаева Д.Г. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 27 декабря 2018 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.