Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., рассмотрев жалобу защитника ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" Шулеповой В.С. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1",
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.03.2019 ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Оспаривая законность постановления, защитник ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" Шулепова В.С. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, назначить наказание в виде предупреждения, применив положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенное умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Согласно санкции указанной статьи совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
В силу статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9); силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (пункт 7.2).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Во исполнение части 1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования N495).
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 1). Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 7 Требований N495, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" является деятельность по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщении. В соответствии с приказом Федерального дорожного агентства от 07.07.2017 N1322, от 23.10.2017 N2268 ТС присвоена первая категория и они включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Субъектом транспортной инфраструктуры в отношении ТС в Ресстре указано ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1". Приказом от 21.09.2015 N99 ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности в ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" назначена ФИО4 Приказом от 21.08.2018 N203 ответственными лицами за обеспечение транспортной безопасности ТС назначены водители автобусов ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 ФИО12, ФИО13, ФИО16 которые являются силами обеспечения транспортной безопасности.
В ходе изучения материалов, поступивших из УФСБ России по Республике Коми выявлено неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно: 1. не обеспечена подготовка сил обеспечения транспортной безопасности транспортных средств ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1": ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО14 в соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1", что является нарушением части 1 статьи 4, части 1 статьи 8, статьи 12.1 Закона N16-ФЗ, пункта 5, подпункта 12 пункта 7 Требований N924; 2. не обеспечена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности транспорт средств ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1": ФИО4, ФИО11 ФИО15, ФИО18 ФИО17 в соответствии с частью 2 статьи 12.1 Закона N16-ФЗ в целях их допуска к работе на должностях непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных сред ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1", что является нарушением части 1 статьи 4, части 1 статьи 8, части 2 статьи 12.1 Закона N16-ФЗ, пункта 5, подпункта 12 пункта 7 Требований N924.
Факт совершения ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которые получили надлежащую оценку судебной инстанции в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оценив доказательства в совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, поскольку Общество достоверно зная, что оно является субъектом транспортной инфраструктуры и обязано исполнять требования по обеспечению транспортной безопасности, не исполнило требования по обеспечению транспортной безопасности, выразившееся в нарушении частей 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ, подпункта 12 пункта Требований N924.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В рассматриваемом случае юридическим лицом не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства в сфере транспортной безопасности.
Являясь субъектом транспортной инфраструктуры, ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" имело реальную возможность для принятия всех необходимых и достаточных мер для устранения выявленных нарушений.
Таким образом, установлен у ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" умысел на совершение административного правонарушения по частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В силу изложенного, в бездействии ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" имеется состав вмененного административного правонарушения, что не оспаривается защитником Общества.
Административное наказание определено с учетом характера совершенного административного правонарушения, в минимальном размере санкции части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, с применением положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Оснований для изменения назначенного ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N 1" наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.
Взаимосвязанными положениями части 3 статьи 1.4, части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации, введенными в данный Кодекс Федеральным законом от 03.07.2016 N316-ФЗ, предусмотрены особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, согласно которым при определенных обстоятельствах, прямо указанных в законе, этим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом приведенных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, из оспариваемого судебного постановления не следует, что в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ касающиеся такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, характеризуется высокой степенью общественной опасности, несоблюдение вышеприведенных требований может привести к нанесению значительного ущерба жизни, здоровью, имуществу граждан, имуществу государства и юридических лиц.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных в деле доказательств и фактических обстоятельств, связанных с допущенными ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" нарушениями, избранная судьей мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и направлена на достижение целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление является законным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Сыктывкарское автотранспортное предприятие N1" Шулеповой В.С. - без удовлетворения.
Судья С.В.Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.