Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Лысенина Н.П,
при секретаре судебного заседания Ивановой М.И,
с участием представителя административного истца Петровой Р.Г. - Громовой С.А, представителей заинтересованных лиц - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Рафиковой Ю.Г, Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петровой Раисы Геннадьевны к Кабинету Министров Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Р.Г. обратилась в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, с учетом уточнения от 14.01.2019, об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование требований указано, что Петрова Р.Г. является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером "... ", расположенного по указанному адресу. По данным Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости составляет 19916158,97 руб, в то время как рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 06.07.2012 в соответствии с Отчетом независимого оценщика ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс" N 02-57-18Ц от 05.12.2018 составляет 8738478 руб. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости Объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Положив в основу Отчет по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 8738478 рублей по состоянию на 06.07.2012.
После поступления в суд заключений судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы, проведение которых было поручено эксперту ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" Кудряшову Д.Г, исковые требования были уточнены и Петрова Р.Г. просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 9268644,64 руб.
В судебном заседании представитель Петровой Р.Г. Громова С.А. просила заявленные требования удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ "ФКП Росреестра" Рафикова Ю.Г, Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. оставили разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Представители ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации города Чебоксары Чувашской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Петрова Р.Г. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером "... ", площадью 317,9 кв.м, расположенного на цокольном этаже по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 N 586 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики.
Согласно указанному Постановлению кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером "... " по состоянию на 06.07.2012 составляет 1991615 руб. 97 коп.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
С настоящим иском Петрова Р.Г. обратилась 20.12.2018, то есть по истечению пятилетнего срока с даты внесения 17.01.2013 сведений о кадастровой стоимости объекта в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с абзацем 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Часть 1 статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ предусматривала проведение государственной кадастровой оценки не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части 1 статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет) были исключены.
В связи с изменением закона очередная оценка кадастровой стоимости объекта недвижимости была проведена по истечению пятилетнего срока с даты, по состоянию на которую была проведена оспариваемая оценка. Результаты новой кадастровой оценки объектов недвижимости, включая объект, принадлежащий истцу, были утверждены Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 N 457, вступившим в силу с 01.01.2019.
Поскольку административный истец вправе был рассчитывать на своевременное проведение очередной оценки в ранее установленные законом сроки, на момент обращения в суд новая кадастровая оценка утверждена не была, суд считает необходимым восстановить истцу срок для обращения в суд.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 30.09.2015 N 42 "Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой определяется с 01.01.2016, соответственно, правильность определения кадастровой стоимости непосредственно затрагивает права и интересы Петровой Р.Г. и она вправе заявлять требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Петровой Р.Г. в подтверждение заявленных требований первоначально был представлен Отчет N 02-57-18Ц ООО "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс" от 05.12.2018, согласно которому рыночная стоимость объекта недижимости по состоянию на 06.07.2012, то есть на дату по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, составляет 10311404 руб. В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития, данными в письме N Д064-1132 от 28.04.2012, оценщиком также определена рыночная стоимость объекта за вычетом НДС, который подлежит уплате индивидуальными предпринимателями и организациями при продаже объекта недвижимости, в размере 8738478 руб.
Отчет оценщика является иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии положениями главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Представитель администрации г.Чебоксары с указанным отчетом не согласился по мотивам несогласия с размером рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной в отчете.
Определением Верховного Суда Чувашской Республики от 08.02.2019 по ходатайству представителя администрации г.Чебоксары по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" Кудряшову Д.Г.
Согласно заключению эксперта N Э-0098/2019 от 18.03.2019 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "... " по состоянию на 06.07.2012 составляет 10937000 рублей.
В соответствии с заключением дополнительной экспертизы указанная выше стоимость была определена методом сравнения без добавления или вычитания из цены предложения НДС. Сумма за минусом НДС составляет 9268644,64 руб. Указанную стоимость Петрова Р.Г. и просит установить в качестве рыночной.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Из содержания заключений судебных экспертиз следует, что эксперт Кудряшов Д.Г. обладает специальным образованием (диплом о профессиональной переподготовке по специальности "оценка стоимости предприятия (бизнеса)" и опытом работы. Выводы, изложенные в заключении, мотивированы, соответствуют предмету исследования, оценка производилась в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена экспертом сравнительным методом (метод сравнения продаж). Данный метод выбран как наиболее реализуемый.
В заключении приведены и проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, эксперт использовал несколько подходов, при этом в заключении также приведено обоснование методов оценки в рамках указанных подходов. Вполне понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю заключения понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных методов объекту оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов экспертизы. В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Согласно положениям Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N4)" массовая оценка недвижимости - это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.
В отличие от работ по массовой оценке, при проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому кадастровая и рыночная стоимости могут не совпадать. С указанным обстоятельством и связано право заинтересованных лиц по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Поэтому само по себе различие в установленной кадастровой стоимости и в рыночной стоимости, определенной в отчете (заключении эксперта), не свидетельствует о недостоверности рыночной стоимости, определенной в отчете.
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой этот объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Исходя из данного понятия, рыночная стоимость является максимально возможной ценой для совершения сделки, что означает, что эта сумма будет включать все возможные расходы и платежи, которые могут возникнуть у сторон сделки при ее заключении. В связи с этим при установлении рыночной стоимости объекта недвижимости величина НДС не подлежит учету к итоговому значению стоимости.
Исходя из изложенного, суд находит административное исковое заявление Петровой Р.Г. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной подлежащим удовлетворению и определяет кадастровую стоимость объекта недвижимости в соответствии с результатами экспертизы, проведенной ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" в размере 9268644,64 руб. Указанный размер находится в допустимых пределах погрешности как с размером, указанным в ранее представленном истцом Отчете о рыночной стоимости указанного объекта, так и с размером кадастровой стоимости данного объекта в 9149406,78 руб. установленным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 N 457 с 01.01.2019.
В соответствии с третьим абзацем статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения пятого абзаца этой же статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В то же время, в соответствии с абзацем 5 пункта 15 статьи 378 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Исходя из того, что законодатель для различных целей предусмотрел различные даты применения кадастровой стоимости, установленной судом, суд считает необходимым ограничиться в решении указанием лишь на дату подачи административным истцом административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости и дату окончания применения указанной стоимости.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Датой обращения Петровой Р.Г. в суд является 20.12.2018. Поскольку с 01.01.2019 действует новая кадастровая оценка указанного объекта, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 N 457 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики", определенная судом кадастровая стоимость действует по 31.12.2018.
При вынесении определения о назначении судебной экспертизы расходы по ее проведению были возложены на третье лицо администрацию г.Чебоксары, заявившее ходатайство на назначении судебной экспертизы. Поскольку стоимость экспертизы в сумме 25000 руб. не оплачена, суд считает необходимым решить вопрос о возложении обязанности по ее оплате применительно к положениям статьи 111 КАС РФ и в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерацией от 11.07.2017 N 20-П. Согласно указанной правовой позиции, до внесения в правовое регулирование необходимых изменений, направленных на уточнение правил распределения судебных расходов по делам об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, лицо, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом в тех случаях, когда ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, имеет право на возмещение понесенных расходов.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является установление, укладывается ли допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
Установленная судом кадастровая стоимость, отличается от ранее определенной более чем в 2 раза, что свидетельствует о существенном расхождении утвержденной кадастровой стоимости от рыночной и наличию ошибки при утверждении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Соответственно, расходы подлежат возложению на бюджет, из которого финансируется орган, утвердивший кадастровую стоимость.
Согласно Закону Чувашской Республики от 30.04.2002 N 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики" Кабинет Министров Чувашской Республики обладает правами юридического лица, финансирование его осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. По факту Кабинет Министров в качестве юридического лица не зарегистрирован, лицевого счета не имеет, средства на его содержание в республиканском бюджете не предусмотрены.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возместить расходы по проведению экспертизы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, выступавшему в суде как в качестве заинтересованного лица, так и в качестве представителя Кабинета Министров Чувашской Республики и являющегося главным распорядителем средств бюджета.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Петровой Раисе Геннадьевне срок для подачи заявления об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "... ", площадью 317,9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 6 июля 2012 года в размере 9268644 (девять миллионов двести шестьдесят восемь тысяч шестьсот сорок четыре) руб. 64 коп.
Датой обращения Петровой Раисы Геннадьевны в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной считать 20 декабря 2018 года.
Установленная судом кадастровая стоимость действительна по 31 декабря 2018 года.
Взыскать с лицевого счета Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ( "адрес", ОГРН N, ИНН N), открытого в Министерстве финансов Чувашской Республики, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в пользу ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы ( "адрес", ИНН N, КПП N, счет N в Чувашском отделении N 8613 ПАО Сбербанк г.Чебоксары, БИК N, счет N) расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 25000 (двадцать пять тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанции Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2019 года.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Н.П. Лысенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.