Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,
судей Тепловой Т.В. и Ситьковой О.Н.
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца администрации города-курорта Кисловодска по доверенности Косяковой Н.В,
на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 14 марта 2019 г,
по гражданскому делу по иску администрации города-курорта Кисловодска к ТВА о приведении самовольно реконструированного объекта капитального строительства в первоначальное состояние и сносу,
заслушав доклад судьи Быстрова О.В,
УСТАНОВИЛА:
Администрация города-курорта Кисловодска обратилась в суд с иском к ТВА о приведении самовольно реконструированного объекта капитального строительства в первоначальное состояние и сносу, указав в обосновании заявленных требований, что в рамках полномочий, специалистами Представитель Управления Ставропольского архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска был организован выездной осмотр земельного участка и объекта капитального строительства, расположенного по адресу: "адрес".
В ходе визуального осмотра, согласно акта N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке, находящимся в зоне малоэтажной жилой застройки, с деловыми функциями (ЖУ-1), расположенном по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 900 кв.м, произведены работы по реконструкции индивидуального жилого дома, без соответствующего разрешения, а именно, увеличена этажность на 3 единицы, включающие в себя мансардный этаж, ориентировочная высота здания 18 м, здание сложное в плане, имеет выступающую часть в виде эркера.
Конструктивная схема здания-каркасная, состоит из монолитной системы колонн и ригелей.
Наружные стены являются самонесущей ограждающей конструкцией, выполненной из красного кирпича с облицовкой из желтого фасадного кирпича. Перекрытия монолитные.
Согласно выписки из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом общей площадью 478,4 кв.м, литер А. Этажность:2, на праве собственности принадлежит ТВА, номер регистрации N, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, назначение: Земли населённых пунктов-для проектирования и строительства жилого дома, площадь 900 кв.м, адрес (местоположение): "адрес", принадлежит на праве собственности- ТВА, номер регистрации N дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
В архиве Представитель Управления Ставропольского архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска разрешение на провидение работ по реконструкции отсутствует.
Представитель Управления Ставропольского архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска разрешение на проведение работ по реконструкции жилого дома в порядке, предусмотренном ст. 51 ГрК РФ не выдавало.
В связи с нарушением ТВА правил землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска, в адрес ТВА направлено предписание N-и от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
ТВД в администрацию города-курорта Кисловодска с заявлением о разрешении на строительство обратился только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. фактически после того, когда было выявлено нарушение о самовольном строительстве, проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий им не изготавливались, экспертиза проектной документации не проводилась. Тем самым, обязательные требования, установленные вышеназванной статьёй о необходимости получения разрешения на строительство до начала проведения работ по реконструкции нарушены. ТВД самоустранился от исполнения требований закона, регулирующего градостроительную деятельность.
Просила признать реконструкцию жилого "адрес" в "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, незаконной; обязать ТВА привести объект недвижимого имущества - жилой "адрес" в "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N в состояние, существовавшее дом проведения таких работ, в случае если будет установлено, что объект не может быть приведён в состояние, существовавшее до проведения таких работ, обязать ТВА осуществить снос самовольно реконструированного объекта недвижимого имущества.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановилпризнать реконструкцию жилого "адрес" в "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N - незаконной.
В удовлетворении исковых требований администрации города-курорта Кисловодска обязать ТВА привести объект недвижимого имущества-жилой "адрес" в "адрес" па земельном участке с кадастровым номером N в состояние, существовавшее до проведения таких работ, в случае если будет установлено, что объект не может быть приведён в состояние, существовавшее до проведения таких работ, обязать ТВА осуществить снос самовольно реконструированного объекта недвижимого имущества - отказать.
Взыскать с ТВА в доход бюджета города-курорта. Кисловодска государственную пошлину в размере 300 рублей.
С решением суда Представитель Управления Ставропольского администрации города-курорта Кисловодска по доверенности КНВ не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой сослалась на нарушение ответчиком предельных параметров строительства и правил землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска. Указала, что мотивы, по которым суд пришел к выводу о том, что администрацией города-курорта Кисловодска не представлено доказательств свидетельствующих о существенном нарушении права органа местного самоуправления, а также о существенном нарушении градостроительных норм и правил, в нарушение требований ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в оспариваемом решении не приведены. Кроме того, суд какого-либо суждения по вопросу, касающемуся нарушений прав и законных интересов органа местного самоуправления, в частности правил застройки, установленных в муниципальном образовании, при самовольном возведении истцом объекта капитального строительства - объекта недвижимого имущества - жилого дома с увеличенной этажностью на 3 ед, включая мансардный этаж, не высказал, и вывод суда по данному вопросу в вынесенных по делу судебных постановлениях отсутствовал.
Просит решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, отменить в части отказа в удовлетворении иска и вынести по делу новое решение в обжалуемой части об удовлетворении исковых требований Администрации города - курорта Кисловодска.
В письменных возражения на поданную апелляционную жалобу Представитель Управления Ставропольского ответчика ТВА адвокат СЕЮ просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Представитель Управления Ставропольского ответчика ТВА - СЕЮ, не признавшего требования жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРН N N от 03.011.2017, жилой дом общей площадью 478,4 кв.м, литер А. Этажность:2. на праве собственности принадлежит ТВА, номер регистрации N, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Согласно выписки из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N назначение: Земли населённых пунктов-для проектирования и строительства жилого дома, площадью 900 кв.м. Адрес (местоположение): "адрес", принадлежит на праве собственности- ТВА, номер регистрации N дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14)
Согласно договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ТВА приобрел указанное недвижимое имущество у ВВД(л.д.41)
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска N от ДД.ММ.ГГГГ, прежнему собственнику строения, ВВД предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке по "адрес",, с кадастровым номером N в части увеличения количества этажей до 5 единиц (л.д.27), что в соответствии с частью 21.5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ перешло к правообладателю земельного участка и строения ТВА
Из технического паспорта, на жилой дом объект индивидуального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что разрешение на возведение 3,4 этажей жилого дома по адресу: "адрес", не представлено (л.д.42-56).
Согласно акта N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке, находящимся в зоне малоэтажной жилой застройки, с деловыми функциями (ЖУ-1), расположенном по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 900 кв.м, произведены работы по реконструкции индивидуального жилого дома, без соответствующего разрешения, а именно увеличена этажность на 3 единицы, включающие в себя мансардный этаж, ориентировочная высота здания 18 м, здание сложное в плане, имеет выступающую часть в виде эркера (л.д.11-12).
Представитель Управления Ставропольского архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска в адрес ТВА направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства (л.д.13).
Представитель Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в адрес ТВА ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вынесены предписания, ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки N, ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол N об административном правонарушении и направлен ТВА
Судом правильно установлено, что разрешение на проведение работ по реконструкции жилого дома по адресу: "адрес", ТВА Представитель Управления Ставропольского архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска не выдавалось, в связи с чем вывод суда об удовлетворении исковых требований администрации города-курорта Кисловодска о признании реконструкции жилого дома незаконной правомерны.
В данной части решение суда не обжалуется.
Разрешая требования о приведении объекта в прежнее состояние и сносе самовольной постройки, суд, применив к возникшим правоотношениям положения ст. 40 ЗК РФ, разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положил в основу вынесенного решения заключения эксперта НП "Палата судебных экспертиз" N от ДД.ММ.ГГГГ и исходил из того, что истец не предоставил суду доказательств того, что объект капитального строительства, расположенный по адресу: "адрес" нарушает градостроительные нормы и правила, возведен земельном участке без согласия собственника этого участка, с нарушением установленных ограничений, представляет явную угрозу для жизни и здоровья граждан.
Однако, доводы апеллянта о нарушении ответчиком ТВА предельных параметров строительства, установленных ст. 33.1 Правил землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденных решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ N (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ N), согласно которых установлена допустимая этажность строительства до 3-х этажей включая мансардный этаж и подвальный этаж, судебная коллегия считает заслуживающими внимания.
Как следует из материалов дела, согласно Постановлению администрации города-курорта Кисловодска N от ДД.ММ.ГГГГ ВВД предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке по "адрес" с кадастровым номером N в части увеличения количества этажей до 5 единиц.
Согласно ст. 33.1 Правил землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденных решением Думы города- курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ N. Земельный участок расположен в зоне ЖУ - зона малоэтажной жилой застройки с деловыми функциями (ЖУ-1), в которой предусмотрена этажность до 3-х этажей.
По данным из ЕГРН вышеуказанный земельный участок стоит на государственном кадастровом учете, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенные. Дата постановки номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное действие выполнено в нарушение требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а также в нарушение требований ст. 14, ст. 33.1 Правил землепользования и застройки городского округа города- курорта Кисловодска, утвержденных решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ N (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ N).
Представитель Управления Ставропольского архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Кисловодска разрешение на проведение работ по реконструкции жилого дома в порядке, предусмотренном ст. 51 ГрК РФ не выдавалось.
Статьей 33.1 Правил землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденных решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ N установлены градостроительные регламенты использования территорий в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров строительства. В зоне ЖУ-1 - зона малоэтажной жилой застройки с деловыми функциями (ЖУ-1), в отношении индивидуального жилого дома установлены предельные параметры, согласно которых допустимая этажность до 3-х этажей включая мансардный этаж и подвальный этаж.
Правила землепользования и застройки городского округа города- курорта Кисловодска, утвержденные решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ N (далее по тексту - Правила) - документ территориального зонирования, принятый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Представитель Управления Ставропольского края, нормативными правовыми актами городского округа города-курорта Кисловодска, генеральным планом городского округа города-курорта Кисловодска, а также с учетом положений и иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития городского округа, охраны культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, и устанавливающий территориальные зоны, регламенты использования территорий, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Собственники земельных участков в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В адрес ТВА направлено предписание N-и от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений. Нарушения не устранены.
В силу ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 40 Конституции РФ должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 51 установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п.3 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального, жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более, чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 39 ст. 1) Градостроительного кодекса Российской Федерации объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в Градостроительном кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства Градостроительным кодексом Российской Федерации, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
Экспертиза проектной дотументации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также реконструкции объектов капитального строительства, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый объект капитального строительства поднадзорен государственному строительному надзору, проектная документация подлежит экспертизе.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "б" или "в" пункта 3 части 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 т. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Представитель Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в судебном заседании пояснил, что в отношении данного объекта капитального строительства неоднократно составлялись протоколы об административном правонарушении, акты проверок, а также направлялись предписания об устранении выявленных нарушений.
ТВД в администрацию города-курорта Кисловодска с заявлением о разрешении на строительство обратился ДД.ММ.ГГГГ, когда было выявлено нарушение о самовольном строительстве, проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий им не изготавливались, экспертиза проектной документации не проводилась. Тем самым, обязательные требования, установленные вышеназванной статьей о необходимости получения разрешения на строительство до начала проведения работ по реконструкции нарушены. ТВД самоустранился от исполнения требований закона, регулирующего градостроительную деятельность.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой ? продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, а именно, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном7 наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Целевое назначение вышеуказанного земельного участка установлено "под индивидуальное домовладение".
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, который обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (части 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
ТВА существенно нарушены требования ст. 30 Правил землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска (Решение Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ N), которыми для каждой территориальной зоны установлен единый градостроительный регламент по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон в части использования земельного участка не по целевому назначению
Виды разрешенного использования земельных участков установлены в Правилах землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Материалы гражданского дела объективно свидетельствуют о том, что на данном земельном участке возведен объект капитального строительства не соответствующий виду разрешенного использования земельного участка, в соответствии с документально установленным и учтенным в кадастре недвижимости, что является нарушением правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Правообладатель земельного участка обязан использовать земельный участок строго по целевому назначению.
Одним из юридически значимых обстоятельств по делам данной категории является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании.
Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
Между тем, суд первой инстанции какого либо суждения по вопросу, касающемуся нарушений прав и законных интересов органа местного самоуправления, в частности правил застройки, установленных в муниципальном образовании, при самовольном возведении истцом объекта капитального строительства - объекта недвижимого имущества - жилого дома с увеличенной этажностью на 2 ед, включая мансардный этаж, не высказал.
Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в настоящей статье, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным Кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации, правилам землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
ТВА получив Постановление Администрации города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке по "адрес"" осуществил самовольную реконструкцию объекта капитального строительства, не получив в установленном законом порядке разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, без проведения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Согласно ст. 222 ГК РФ в случае, когда объект недвижимости строится на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, такой объект признается самовольной постройкой.
При этом объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.
Возведение объекта недвижимости без разрешительных документов само по себе не может являться основанием для сноса такого объекта. Но суд при этом должен установить, предпринимало ли лицо надлежащие меры к его легализации, в частности к получению разрешения на строительство (реконструкцию) и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения;
Рассматривая дела о сносе самовольной постройки суд должен проверять не только доказательства принадлежности земельного участка, но и проверить соблюдение его целевого назначения.
Так в материалы дела не представлено доказательств обращения собственника земельного участка в компетентные органы для изменения вида использования земельного участка.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (пункт 2 статьи 222 данного Кодекса).
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи. Из пункта 1 статьи 222 ГК РФ следует, что при наличии хотя бы одного из указанных признаков строение, сооружение или иное недвижимое имущество являются самовольной постройкой.
В силу статьи 222 ГК РФ с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. Кроме того, с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N указано, что согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве объекта недвижимости требуются доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии составленной в установленном порядке проектной документации, с получением разрешений на строительство и ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление строительства с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В пункте 22 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункта 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения судами статьи 222 ГК РФ" разъяснено, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.
Согласно пункту 28 указанного постановления Пленума положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник объект.
Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
Согласно выводам судебно-строительной экспертизы НП N"палата судебных экспертиз" N от ДД.ММ.ГГГГ привести объект, расположенный по адресу: "адрес", в первоначальное состояние не представляется возможным.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Из положений статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 ГрК РФ следует, что при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Одним из юридически значимых обстоятельств по делам о сохранении самовольной постройки в соответствии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ является установление того обстоятельства, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании и т.д.
Вместе с тем решение не содержит выводов суда относительно допущенных ответчиком нарушений прав и законных интересов муниципального образования, в частности правил застройки, установленных в муниципальном образовании, при самовольном возведении объекта капитального строительства.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт (в ред. ?на момент рассмотрения дела).
Согласно части 17 п. 4 ст. 51 выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Статьей 263 ГК РФ закреплено право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса, в соответствии с положениями частей 2, 3 которой применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ), правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Статьей 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" установлено, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
При таких обстоятельствах выводы суда в обжалуемой части нельзя признать правильными и основанными на законе.
Решение в части отказа в удовлетворении исковых требований обязать ТВА привести объект недвижимого имущества - жилой "адрес" в "адрес" на земельном участке с кадастровым номером 26:34:020211:11 в состояние, существовавшее до проведения таких работ, в случае если будет установлено, что объект не может быть приведён в состояние, существовавшее до проведения таких работ, обязать ТВА осуществить снос самовольно реконструированного объекта недвижимого имущества подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кисловодского городского суда Представитель Управления Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований администрации города-курорта Кисловодска обязать ТВА привести объект недвижимого имущества - жилой "адрес" в "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N в состояние, существовавшее до проведения таких работ, в случае если будет установлено, что объект не может быть приведён в состояние, существовавшее до проведения таких работ, обязать ТВА осуществить снос самовольно реконструированного объекта недвижимого имущества - отменить.
Принять в отмененной части новое решение, которым исковые требований администрации города-курорта Кисловодска: обязать ТВА привести объект недвижимого имущества - жилой "адрес" в "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N в состояние, существовавшее до проведения таких работ, в случае если будет установлено, что объект не может быть приведён в состояние, существовавшее до проведения таких работ, обязать ТВА осуществить снос самовольно реконструированного объекта недвижимого имущества, - удовлетворить.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.