Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А,
судей Мариуца О.Г, Гулиной Е.М,
при секретаре Иванове Д.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании 5 июня 2019 года апелляционную жалобу ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" на решение С.-Посадского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по гражданскому делу по иску Блаженцевой Ю. А. к ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" о взыскании задолженности по заработной плате за сверхурочную работу, выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М,
объяснения истицы, ее представителя, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Блаженцева Ю.А. обратилась в суд с иском к ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" о взыскании задолженности по заработной плате за сверхурочную работу, выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что работала у ответчика в период с "данные изъяты" по "данные изъяты" в должности бухгалтера материального стола. По условиям трудового договора от "данные изъяты" "данные изъяты" ей была установлена 40-часовая рабочая неделя с окладом: на "данные изъяты" - 28 700 рублей в месяц; на "данные изъяты" - 40 300 рублей в месяц - на основании дополнительного соглашения от "данные изъяты" к трудовому договору договора от "данные изъяты" "данные изъяты"; на "данные изъяты" - 46 000 рублей в месяц - на основании дополнительного соглашения от "данные изъяты" к трудовому договору договора от "данные изъяты" "данные изъяты". Весь период работы с "данные изъяты" по "данные изъяты" истец добросовестно исполняла свои обязанности, трудовую дисциплину. Приказом от "данные изъяты" истец была уволена с занимаемой должности по соглашению сторон в связи с проводимыми в учреждении мероприятиями о сокращении штата. Получив расчет и изучив действующее законодательство, Блаженцева Ю.А. пришла к выводу о том, что поскольку место ее работы располагалось в сельской местности, она в период работы у ответчика имела право на 36-часовую работу в неделю в соответствии с действующим Постановлением ВС РСФСР от "данные изъяты" N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе". Часы работы сверх указанного времени являлись для нее сверхурочными и подлежали оплате в увеличенном размере. Таким образом, недополученная часть заработной платы за сверхурочную работу за период с "данные изъяты" по "данные изъяты" составила 257 542 рубля 38 коп. Поскольку истица получала заработную плату не в полном объеме, отпускные выплаты, произведенные за весь период работы, а также компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск при увольнении и выходное пособие при увольнении также подлежат перерасчету, недоплаченная сумма составляет 52 964 рубля 45 коп.
Проценты, начисленные на вышеуказанные суммы в соответствии со ст. 236 ТК РФ, составили: за несвоевременную выплату зарплаты - 88 340 рублей 54 коп, за несвоевременный расчет по отпускным и компенсационным выплатам - 5 594 рубля 17 коп. Кроме того, истице в связи с нарушением ее трудовых прав были причинены нравственные страдания, денежную компенсацию которых на основании статьи 237 ТК РФ она оценивает в сумме 50 000 руб.
В судебное заседание истица требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признала.
Решением С.-Посадского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" в пользу Блаженцевой Ю.А. задолженность по заработной плате за сверхурочную работу за период с "данные изъяты" по "данные изъяты" в размере 257 542 рубля 38 коп, по выплате за перерасчет отпускных, выходного пособия при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 52 964 рубля 45 коп, денежную компенсацию за задержку выплаты недополученной зарплаты - 88 340 рублей 54 коп, денежную компенсацию за задержку выплаты за перерасчет отпускных, выходного пособия при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 5 594 рубля 17 коп, денежную компенсацию морального вреда - 20 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного в той части, в которой исковые требования удовлетворены.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно приказу о приеме на работу от "данные изъяты" "данные изъяты"-к и трудовому договору от "данные изъяты" "данные изъяты" с дополнительными соглашениями к нему, Блаженцева Ю.А. работала ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" в период с "данные изъяты" по "данные изъяты" в должности бухгалтера материального стола.
По условиям трудового договора от "данные изъяты" "данные изъяты" ей была установлена 40-часовая рабочая неделя с окладом: на "данные изъяты" - 28 700 рублей в месяц; на "данные изъяты" - 40 300 рублей в месяц - на основании дополнительного соглашения от "данные изъяты" к трудовому договору договора от "данные изъяты" "данные изъяты"; на "данные изъяты" - 46 000 рублей в месяц - на основании дополнительного соглашения от "данные изъяты" к трудовому договору договора от "данные изъяты" "данные изъяты".
04.102018 года Блаженцева Ю.А. была уведомлена работодателем о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата.
"данные изъяты" стороны договорились об увольнении истца по соглашению сторон, в котором отражено, что Блаженцева Ю.А. уведомила о том, что не отказывается от всех полагающихся ей компенсационных выплат при увольнении по сокращению штата.
Согласно содержанию расчетных листков, табелей учета рабочего времени справок, Блаженцева Ю.А. работала в ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" по правилам 40-часовой рабочей недели, заработная плата, отпускные и иные компенсационные выплаты, в том числе, при увольнении начислялась и выплачивалась ей с учетом указанной продолжительности рабочего времени.
Разрешая исковые требовании о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно статье 92 ТК РФ названным Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).
Постановлением ВС РСФСР от "данные изъяты" N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" установлены дополнительные гарантии в правилах о продолжительности рабочей недели с "данные изъяты" для женщин, работающих в сельской местности, а именно, пунктом 1.3 установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час).
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "данные изъяты" N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" для женщин, работающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не установлена трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (статья 320 ТК РФ, Постановление Верховного Совета РСФСР от "данные изъяты" N 298/3-I "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе"). Если работодатель не установилсокращенную продолжительность рабочего времени для указанной категории работников, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате по правилам, предусмотренным статьей 152 ТК РФ для оплаты сверхурочной работы.
Статьей 152 ТК РФ предусмотрено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В силу положений ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Таким образом, действующим трудовым законодательством предусмотрено установление для женщин, работающих в сельской местности, продолжительности рабочей недели в 36 часов, в связи с чем работодатель при заключении трудового договора не вправе был увеличивать истице (женщине, работающих в сельской местности) продолжительность рабочего времени, установленную трудовым законодательством, до 40 часов.
Из материалов дела следует, что в период с "данные изъяты" по "данные изъяты" Блаженцева Ю.А. работала в ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" по правилам 40-часовой рабочей недели, ответчиком данный факт не оспаривался.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции нашел свое подтверждение тот факт, что ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" расположена на территории "данные изъяты", относящейся к сельской местности.
Указанные обстоятельства следуют из постановления "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты", которым определено, что "данные изъяты", входящая в муниципальное образование городское поселение С. П, является сельским населенным пунктом.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 5 Устава городского поселения С. П. С.-Посадского муниципального района "данные изъяты", в состав территории городского поселения С. П. входит "данные изъяты" как населенный пункт сельской местности.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что местом работы Блаженцевой Ю.А. являлась не сельская, а городская местность, не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены решения суда,
Поскольку Блаженцевой Ю.А. с учетом места расположения ее работы полагалась 36-часовая рабочая неделя, однако, при заключении трудового договора стороны установили продолжительность работы в течение 40 часов в неделю, суд пришел к правильному выводу о том, что в период с "данные изъяты" по "данные изъяты" имела место сверхурочная работа Блаженцевой Ю.А. в ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" с согласия работника (ст. 99 ТК РФ).
В силу статьи 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
По правилам статьи 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением суда первой инстанции в части расчета задолженности по оплате сверхурочной работы за период с "данные изъяты" по "данные изъяты" в сумме 257 542 рубля 38 коп, поскольку он основан на данных о фактически отработанном истицей рабочем времени, отраженных в расчетных листках и табелях учета рабочего времени, как представленных в суд первой инстанции, так и в принятых судебной коллегией в качестве дополнительных доказательств в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ.
Однако, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда не имелось оснований для перерасчета отпускных выплат, полученных истицей в период работы, а также выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, поскольку, как следует из содержания ст.ст. 127, 139, 140, 178, 180 ТК РФ, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от "данные изъяты" N 922, расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему, а не причитающейся к выплате, заработной платы.
При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с ответчика суммы перерасчета в размере 52 964 рубля 45 коп. следует отменить.
Также нельзя согласиться с решением суда в части взыскания денежной компенсации за задержку выплаты недополученной зарплаты, суммы перерасчета отпускных, выходного пособия при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск.
Удовлетворяя исковые требования в указанной части, суд первой инстанции неверно истолковал положения ст. 236 ТК РФ, из содержания которой следует, что ответственность работодателя за нарушение установленного срока выплаты заработной платы и иных выплат наступает только в том случае, если такие выплаты установлены трудовым договором либо признаны ответчиком в досудебном порядке.
При наличии спора, когда право на такие выплаты является предметом спора, работодатель не может нести ответственность, предусмотренную указанной нормой.
Таким образом, поскольку оплата за сверхурочную работу, а также перерасчет отпускных выплат, выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск не являлись начисленными и подлежащими выплате работнику, положения статьи 236 ТК РФ к спорным правоотношениям не применяются.
При таких обстоятельствах, решение суда в части взыскания денежной компенсации за задержку выплаты недополученной зарплаты - 88 340 рублей 54 коп. и денежной компенсации за задержку выплаты перерасчета - 5 594 рубля 17 коп. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "данные изъяты" N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд, руководствуясь приведенными выше нормами, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения в связи с нарушением ответчиком трудовых прав истицы.
Вместе с тем, принимая во внимание необоснованность требований истицы к ответчику в части взыскания суммы перерасчета и компенсации за задержку выплат, суд апелляционной инстанции находит взысканную судом первой инстанции компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. явно несоразмерной характеру нарушенных трудовых прав, не отвечающей принципам разумности и справедливости, и приходит к выводу о необходимости снижения размера компенсации морального вреда до 3 000 руб, исходя из фактических обстоятельств дела и характера причиненных истице страданий.
Учитывая снижение судом апелляционной инстанции суммы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, изменению подлежит и размер госпошлины, взыскиваемый с ответчика в доход бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333. НК РФ, с ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" в доход бюджета С.-Посадского городского округа "данные изъяты" следует взыскать госпошлину в размере 6 085 руб. 43 коп.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение С.-Посадского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" отменить в части взыскания перерасчета отпускных, выходного пособия при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 52 964 рубля 45 коп, денежной компенсации за задержку выплаты недополученной зарплаты - 88 340 рублей 54 коп, денежной компенсации за задержку выплаты за перерасчет отпускных, выходного пособия при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 5 594 рубля 17 коп.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Блаженцевой Ю. А. к ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" о взыскании перерасчета отпускных, выходного пособия при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 52 964 рубля 45 коп, денежной компенсации за задержку выплаты недополученной зарплаты - 88 340 рублей 54 коп, денежной компенсации за задержку выплаты за перерасчет отпускных, выходного пособия при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 5 594 рубля 17 коп. - отказать.
Решение С.-Посадского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" изменить в части размера взысканной компенсации морального вреда в пользу Блаженцевой Ю. А. и в част размера госпошлины, взысканной в доход бюджета.
Взыскать с ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" в пользу Блаженцевой Ю. А. компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
Взыскать с ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" в доход бюджета С.-Посадского городского округа "данные изъяты" госпошлину в размере 6 085 руб. 43 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ЧОУ "Школа-интернат им. Преподобного Сергия" удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.