Дата вступления в законную силу - 16 июля 2019 г.
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника Абдуназарова ЖК-у - Бунькова А.С. на постановление судьи Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от 28 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Абдуназарова Ж.К.угли,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от 28 июня 2019 года Абдуназаров Ж.К. угли признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Защитник Абдуназарова Ж.К.угли - Буньков А.С, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит данное постановление судьи изменить, исключить назначенное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. На территорию Российской Федерации прибыл с отцом в несовершеннолетнем возрасте. Здесь постоянно проживают его отец, дядя, сын, "дата" года рождения. В ближайшее время, после того как Абдуназаров Ж.К. угли получит документы об отсутствии зарегистрированного брака в Республике Узбекистан, он намерен зарегистрировать брак. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у привлекаемого к административной ответственности лица устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, которые складываются на протяжении длительного времени.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, возражения на неё, заслушав Абдуназарова Ж.К. угли, его защитника Бунькова А.С, поддержавших доводы жалобы, допросив свидетелей ААК, ОРМ, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 27 июня 2019 года в 18 часов 00 минут при осуществлении мероприятий по выявлению лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации в сфере миграции по адресу: "адрес", был выявлен гражданин Республики Узбекистана Абдуназаров ЖК-у, допустивший нарушение режима пребывания, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации, а именно находясь на территории Российской Федерации с 13 мая 2017 года, по окончании срока временного пребывания до 07 декабря 2017 года не покинул пределы Российской Федерации, тем самым 08 декабря 2017 года совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N от 28 июня 2019 года; сведениями из информационной базы, копией загранпаспорта Абдуназарова Ж.К. угли, письменными объяснениями Абдуназарова Ж.К. угли, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Абдуназарова Ж.К. угли деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Абдуназарова Ж.К. угли к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
Санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как видно из материалов дела, в ходе производства по делу Абдуназаров Ж.К. угли заявлял, что правонарушение совершил в связи с наличием материальных затруднений. Он проживает на территории Российской Федерации с гражданкой Российской Федерации, с которой у них в "дата" года родился общий ребенок.
Свидетели ААК и ОРМ, допрошенные в судебном заседании пояснили, что с лета 2018 года ААК и Абдуназаров Ж.К. проживают совместно, снимают дом по адресу: "адрес", ведут общее хозяйство, у них в "дата" года родился совместный ребенок, осенью 2019 года они собираются оформить юридически брачные отношения.
В подтверждение данных обстоятельств к настоящей жалобе представлены копии свидетельства о рождении АШК. и свидетельства об установлении отцовства Абдуназарова Ж.К. угли в отношении АШК (после установления отцовства - АШК), "дата" года рождения, выданных 03 июля 2019 года Комитетом по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай Отделом ЗАГС Усть-Канского района. Также представлена справка, выданная председателем уличного комитета, старостой "адрес" ШТН, заверенная печатью администрации МО "Майминское сельское поселение" о том, что Абдуназаров Ж.К. угли проживает в семьей в составе: жена - ААК, "дата" года рождения и сын Ш, "дата" года рождения по адресу: "адрес". Представлен договор аренды жилого помещения по адресу: "адрес".
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, которые складываются на протяжении длительного периода времени.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П, от 17 февраля 2016 г. N 5-П и др.).
С учетом личности Абдуназарова Ж.К. угли, отсутствием в материалах дела сведений о совершении Абдуназаровым Ж.К. каких-либо иных правонарушений а также конкретных обстоятельств настоящего дела, в том числе, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающих обстоятельств - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, установление отцовства в отношении сына, назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлениях от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П.
Учитывая изложенное нахожу, что постановление судьи Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от 28 июня 2019 года, вынесенное в отношении Абдуназарова Ж.К. угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Абдуназарова ЖК-у - Бунькова А.С. на постановление судьи Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от 28 июня 2019 года удовлетворить.
Постановление судьи Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от 28 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Абдуназарова ЖК-у изменить.
Исключить указание на назначение Абдуназарову ЖК-у административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от 28 июня 2019 года оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.