Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.А,
судей Белоусовой В.В, Сыча М.Ю,
при секретаре Бабийчук Л.О,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Джанкойского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Джанкойского района Республики Крым, Управлению образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района Республики Крым, Муниципальному общеобразовательному учреждению "Ярковская школа им. М.Чупилко" Джанкойского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Управления образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 12 марта 2019 года,
установила:
Джанкойский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении обязаности на Администрацию Джанкойского района и Управление образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района в срок до 20 марта 2020 года обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию МОУ "Ярковская школа им. М.Чупилко" системой видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализацией, ограждением, системой контроля и управлением доступа; ответчика МОУ "Ярковская школа им. М.Чупилко" в течение 2 месяцев после поступления денежных средств установить в школе систему видеонаблюдения, автоматическую пожарную сигнализацию, ограждение, систему контроля и управлением доступа.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки в МОУ "Ярковская школа им. М.Чупилко" Джанкойского района, выявлены нарушения федерального законодательства о противодействии терроризму: установлено, что в школе отсутствует система видеонаблюдения, автоматическая пожарная сигнализация, ограждение, система контроля и управлением доступа. Выявленные нарушения законодательства в сфере антитеррористической и экстремистской защищенности создают условия возможного причинения вреда жизни и здоровью как обучающимся, так и преподавательскому составу.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 12 марта 2019 года иск удовлетворен полностью.
Возложена обязанность на Администрацию Джанкойского района Республики Крым, Управление образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района Республики Крым в срок до 20 марта 2020 года обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию Муниципального образовательного учреждения "Ярковская школа им. М.Чупилко" Джанкойского района Республики Крым системой видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализацией, ограждением, системой контроля и управления доступа.
Возложена обязанность на Муниципальное образовательное учреждение "Ярковская школа им. М.Чупилко" Джанкойского района Республики Крым в течение 2-х месяцев после поступления денежных средств оборудовать МОУ "Ярковская школа им. М.Чупилко" Джанкойского района Республики Крым системой видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализацией, ограждением, системой контроля и управления доступа.
В апелляционной жалобе Управление образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района Республики Крым просит решение суда отменить, принять новое решение, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Управление образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района Республики Крым поддержал апелляционную жалобу по мотивам, изложенным в ней.
Прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам необоснованности.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
От директора Муниципальное образовательное учреждение "Ярковская школа им. М.Чупилко" Джанкойского района Республики Крым поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя учреждения.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что в результате проведенной Джанкойской межрайонной прокуратурой Республики Крым проверки по вопросам соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, а также законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся в МОУ "Ярковская школа им. М.Чупилко" Джанкойского района, выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, в частности: отсутствует ограждение по периметру школы, здание не оборудовано системой видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализацией, системой контроля и управлением доступа, о чем свидетельствует акт проверки (л.д. 43-44).
16.02.2018 года Джанкойским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, а также законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся (л.д. 24-25).
Согласно письму администрации Джанкойского района от 10.03.2018 N следует, что Администрацией Джанкойского района разработана муниципальная программа "Развитие образования Джанкойского района Республики Крым на 2016-2025 годы", в которой запланированы мероприятия по установке видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализации во всех образовательных учреждениях района до 2019 года (л.д. 26-27). Вместе с тем, указанные работы не выполнены, денежные средства на указанные цели не выделены.
Управление образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района является структурным подразделением Администрации Джанкойского района Республики Крым и главным распорядителем бюджетных средств (л.д. 8-14).
Согласно п. 1.2 Устава МОУ "Ярковская школа им. Михаила Чупилко" Джанкойского района Республики Крым учредителем и собственником МОУ является муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым. Функции и полномочия Учредителя, собственника в отношении Учреждения осуществляет администрация Джанкойского района Республики Крым и в установленном порядке структурное подразделение - управление образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района РК (л.д. 15-23).
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в образовательном учреждении не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, а отсутствие надлежащих условий в образовательном учреждении создает угрозу для жизни и здоровья учащихся, работников и других лиц, посещающих данное учреждение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.2 ст.7, ч.1 ст.43 Конституции РФ в Российской Федерации гарантирована государственная поддержка детства и право на образование.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998г. N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Ф3 N273), при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В силу ч. б ст.28 Ф3N273, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся; соблюдать права и свободы обучающихся.
В соответствии со ст. 7 Ф3 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"(далее по тексту ФЗ N 323) государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.
Согласно ч.1 ст.54 Ф3N323, в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.
Согласно п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112". В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки. Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об оборудовании канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно ГОСТ 31817.1.1-2012 под системой тревожной сигнализации понимается электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности. Под состоянием тревоги понимается состояние системы тревожной сигнализации или ее части, являющееся результатом реагирования системы на наличие опасности, при котором она выдает извещение о тревоге посредством СПИ (система передачи извещений, составная часть системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящая из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии, обратного канала для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны) на ПЦО (удаленный центр приема извещений, (предназначенный для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов с помощью пульта централизованного наблюдения (ПЦН) и обеспечивающий оперативный выезд групп задержания на охраняемый объект при поступлении на него сообщений о срабатывании сигнализации).
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования истца с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, поскольку отсутствие оборудования комплексной безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, не обеспечивается постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Доводы апелляционной жалобы относительно необоснованного возложения на Управление образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района Республики Крым обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по оборудованию Муниципального образовательного учреждения "Ярковская школа им. М.Чупилко" Джанкойского района Республики Крым системой видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализацией, ограждением, системой контроля и управления доступа являются необоснованными, поскольку апеллянт является структурным подразделением Администрации Джанкойского района Республики Крым, обладает правами юридического лица, является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции, что подтверждается положением об Управлении образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района Республики Крым, утверждённым Постановлением Администрации Джанкойского района Республики Крым от 30.12.2015 года N 465 (в редакции от 09.06.2017 года N 201).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете администрации денежных средств для выполнения вышеуказанных работ, не установление судом полномочий ответчиков по финансированию, не освобождает ответчиков от соблюдения требований закона и принятия необходимых мер для соблюдения действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и такими что не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и постановилзаконное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 12 марта 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления образования, молодежи и спорта Администрации Джанкойского района Республики Крым оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.