Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.А,
судей Белоусовой В.В, Сыча М.Ю,
при секретаре Медвидь А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Александрова Андрея Николаевича к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании незаконными и отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 марта 2019 года,
установила:
Александров А.Н. обратился в суд иском к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании незаконными и отмене приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N492/л от 25.07.2018 года в части применения к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания; приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N14/л от 11.01.2019 года о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания; приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N38/л от 23.01.2019 о его увольнении; восстановлении в должности заведующего отделом надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления оперативного реагирования Департамента государственного экологического надзора - старшего государственного инспектора Республики Крым; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула; взыскании в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец работал в должности заведующего отделом надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления оперативного реагирования Департамента государственного экологического надзора - старшего государственного инспектора Республики Крым с 07.08.2017 года.
06.06.2018 года Министру экологии и природных ресурсов Республики Крым поступило представление прокурора Республики Крым об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий, им способствующих.
В ходе осуществления проверки установлены ряд нарушений, в частности, что истцом в справке о доходах супруги ФИО6 не указаны доходы за 2017 год, полученные ею по основному месту работы в размере 63 081,25 рублей.
На основании указанного представления издан приказ о проведении служебной проверки в отношении сотрудников Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым по факту выявленных нарушений, по результатам которой Александрову А.Н. вынесено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
С указанным приказом о применении дисциплинарного взыскания он не согласен, так как нарушены сроки для его привлечения за указанное нарушение, процедура проведения собрания комиссии, которая не учла его объяснения по данному факту и большее количество членов комиссии, проголосовавших против его привлечения к дисциплинарной ответственности, а также тот факт, что его не ознакомили с данным приказом о применении дисциплинарного взыскания.
На основании представления Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры Республики Крым N 26-2018 от 16.11.2018 года, 10.01.2019 года в отношении Александрова А.Н, по результатам служебной проверки издан приказ N14/л, которым в отношении Александрова А.Н. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, в связи с выявлением фактов ненадлежащего исполнения Александровым А.Н. служебных обязанностей, выразившихся в несообщении в Управление регулирования недропользования информации о вступлении в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ЭКО-СВ-БУД" по ч.2 ст. 73 КоАП РФ, для вынесения вопроса о приостановлении или досрочном прекращении действия лицензии на пользование недрами на рассмотрение комиссии.
Истец не согласен с данным приказом, так как отсутствует сам факт нарушения, ответчиком нарушены сроки для привлечения его к дисциплинарной ответственности, согласно ч.3 ст. 193 ТК РФ.
Считает, что служебные обязанности им выполнены в полном объеме, так как уведомление Управления регулирования недропользования о вступлении в законную силу решений судов, в том числе по выявленным в период проверки нарушениям, в должностные обязанности Александрова А.Н. не входят, а поручений по уведомлению ему не поступало.
23.01.2019 в отношении Александрова А.Н, согласно приказа N28/л от 23.01.2019 года "Об увольнении Александрова А.Н.", применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения, по результатам заключения служебной проверки по фактам, изложенным в письме УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю N 171/6-10003 от 18.12.2018 о нарушении должностными лицами своих обязанностей, а именно: не проведение претензионной работы по административным материалам, составленным в отношении ООО "Стройпрогресс", нарушившего требования природоохранного законодательства Российской Федерации.
С заключением проверки истец также не согласен, считает, что отсутствует сам факт нарушения, так как в рамках административного производства Александровым А.Н, с привлечением эксперта, проведена экспертиза границ фактической разработки карьера, в связи с чем 29.12.2018 года ООО "Стройпрогресс" и директор Общества привлечены к административной ответственности в сроки, установленные законодательством.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 марта 2019 года иск удовлетворен частично.
Признан незаконным и отменен приказ N14/л от 11.01.2019 года о наложении на Александрова А.Н. дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Признан незаконным и отменен приказ N38/л от 23.01.2019 года о расторжении служебного контракта с Александровым А.Н. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 37 Федерального Закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
Восстановлен Александров А.Н. в должности заведующего отделом надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора - старшего государственного инспектора Республики Крым с 24 января 2019 года.
Взыскан с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в пользу Александрова А.Н. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 24.01.2019 года по 20.03.2019 года в сумме 95696,8 рублей.
Взысканы с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в пользу Александрова А.Н. в счет возмещения морального вреда 5 000 (пять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Александрова А.Н. - отказано.
Допущено к немедленному исполнению решения суда в части восстановления Александрова А.Н. на работе и взыскании среднего заработка за все время вынужденного прогула в сумме 95696,8 (девяносто пять тысяч шестьсот девяносто шесть) рублей.
В апелляционной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании истец и его представитель, прокурор возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам необоснованности. Истец пояснил, что в настоящее время не работает у ответчика. После восстановления на работе уволен по соглашению сторон.
Представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассмотрением дела установлено, что в соответствии с приказом N683/л от 07.08.2017 года Александров А.Н. назначен заведующим отделом надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления регулирования недропользования - старшим государственным инспектором Республики Крым. Служебный контракт заключен на неопределенный срок (том 1 л.д. 198-199).
07.08.2017 года с истцом заключен служебный контракт N 768 (том 1 л.д.200-203).
Отказывая в удовлетворении требований истца об отмене приказа N492/л от 25.07.2018 года о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде замечания, суд первой инстанции исходил из того, что истцом пропущен установленный срок для обжалования данного приказа.
Решение суда первой инстанции в данной части сторонами не оспаривается, ввиду чего в силу положений п. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации не подлежит проверке судом апелляционной инстанции.
Удовлетворяя требования истца о признании незаконным и отмене приказа N14/л от 11.01.2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что представленными материалами факт совершения Александровым А.Н. дисциплинарного проступка ответчиком не доказан, в связи с чем оснований для применения дисциплинарного взыскания у ответчика не имелось.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции в указанной части по следующим основаниям.
Рассмотрением дела установлено, что 10.12.2018 года в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поступило представление Керченского межрайонного природоохранного прокурора от 16.11.2018 года N 26-2018 для рассмотрения и принятия мер к устранению нарушений федерального законодательства (том 1 л.д.59-60).
В ходе проверки установлено, что в деятельности ООО "ЭКО-СВ-БУД" выявлены нарушения, которые согласно п. 12.4 Приложения к лицензии N нарушение п. 5 указанного приложения, а также нарушение сроков и объемов выполнения горных работ, установленных проектом работ, является основанием для досрочного прекращения, приостановления или ограничения работ.
Таким образом, нарушен подпункт 3 пункта 33.1 административным регламентом исполнения Министерством государственных функций по оформлению, государственной регистрации, выдаче, внесению изменений и дополнений, переоформлению лицензий на пользование недрами и принятию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр местного значения Республики Крым, утвержденным приказом Министерства от 28.04.2018 года N815, так как при наличии в Министерстве достаточных оснований, вопрос о прекращении или приостановлении действия лицензии не решен, вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами, ответственными за соблюдение требований законодательства в сфере недропользования, а также отсутствия контроля со стороны руководства Министерства.
На основании изложенного, требовали принятия мер по устранению допущенных нарушений закона, а также решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Министерства, допустивших нарушения.
12.12.2018 года издан приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N787/л "О проведении служебной проверки" (том 1 л.д.61).
29.12.2018 года издан приказ N838/л "О дополнении к приказу Минприроды Крыма от 12.12.2018 года N787/л", в связи с новыми открывшимися обстоятельствами в ходе проведения служебной проверки, об обеспечении представления объяснений Александрова А.Н. и ФИО7 (л.д.62).
Из пояснений Александрова А.Н. следует, что 16.02.2018 года в отдел надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления оперативного регулирования департамента государственного экологического надзора поступило письмо Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Крым N 4/638 от 31.01.2018 года о фактах нарушения ООО "ЭКО-СВ-БУД" требований природоохранного законодательства, с требованием рассмотреть вопрос о прекращении действия лицензии СИМ 50628 ТЭ на пользование недрами.
На основании данного письма главным специалистом отдела надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления оперативного регулирования департамента государственного экологического надзора - государственным инспектором ФИО8 в отношении ООО "ЭКО-СВ-БУД" проведена предварительная проверка, по результатам которой Министерством организована и проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам внеплановой выездной проверки ООО "ЭКО-СВ-БУД", а также должностные лица, привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 2 ст. 7.3, ч.1 ст. 8.5, ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ. Не согласившись с постановлением об административном правонарушении, ООО "ЭКО-СВ-БУД" поданы жалобы в суд (том 1 л.д.63).В ходе проверки ООО "ЭКО-СВ-БУД" установлены нарушения осуществления работ по разработке Бурулькайского месторождения известняков за пределами границ лицензионной площади, превышения объема фактически извлеченных горных масс, установленных Техническим проектом, не обеспечение надлежащего учета извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, не соответствие направления производства горных работ техническому проекту.
При этом, нарушения сроков и объемов выполнения горных работ, установленных проектом работ, является основанием для досрочного прекращения, приостановления или ограничения работ.
По результатам проверки выявлен факт ненадлежащего исполнения Александровым А.Н, по своей вине, возложенных на него служебных обязанностей, выразившихся в несообщении в управление регулирования недропользования информации о вступлении в законную силу постановления по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, для вынесения вопроса о приостановлении либо досрочном прекращении действия лицензии на пользование недрами СИМ 50628 ТЭ, выданной ООО "ЭКО-СВ-БУД" на рассмотрение Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии, о продлении и переоформлении лицензий, а также досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Крым, по участкам недр, отнесенных к полномочиям Министерства (том 1 л.д.64-66).
Копия решения АС РК поступила в Министерство 11.10.2018 года, согласно резолюции заместителя министра экологии и природных ресурсов - "прошу рассмотреть", копия решения определена в том числе Александрову А.Н, который в свою очередь перед комиссией вопрос о прекращении или приостановлении действия лицензии, выданной ООО "ЭКО-СВ-БУД", не ставил.
Приказом от 11.01.2019 года N14/л в отношении Александрова А.Н. за ненадлежащее исполнение по его вине, возложенных на него служебных обязанностей, на основании Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Александров А.Н. ознакомлен с приказом под роспись (том 1 л.д.68).
Основанием для издания указанного приказа послужило ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине, возложенных на него служебных обязанностей, выразившихся в не сообщении в управление регулирования недропользования информации о вступлении в законную силу постановления по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, для вынесения вопроса о приостановлении либо досрочном прекращении действия лицензии на пользование недрами СИМ 50628 ТЭ, выданной ООО "ЭКО-СВ-БУД" на рассмотрение Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии, о продлении и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Крым, по участкам недр, отнесенных полномочиями Министерства.
Выводы суда первой инстанции о том, что Александров А.Н. выполнил все требования, предусмотренные Регламентом при осуществлении проверки ООО "ЭКО-СВ-БУД" являются несостоятельными, поскольку целью проверки являлось не только выявление нарушений (в случае их наличия), но и соответствующее реагирование на указанные нарушения.
В данном случае, в порядке внутреннего взаимодействия на Александрова А.Н. Регламентом возложены права и обязанности (п.4.14) - при осуществлении государственного надзора заведующий отделом - старший государственный инспектор Республики Крым в соответствии с законодательством РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами Республики Крым ходатайствовать об аннулировании или приостановлении на определенный срок разрешительной документации в сфере охраны природы, если условия таких разрешений не соблюдаются, применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленны на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации указанных нарушений.
В силу закона истец должен был воспользоваться предоставленными ему правами, что обусловлено также тем, что проверка вызвана необходимостью реагирования на представление прокурора.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить перечисленные дисциплинарные взыскания.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (пункт 2 части 2 статьи 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе" предусмотрено, что служебный контракт может быть, расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы, в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Удовлетворяя требования истца о признании незаконным и отмене приказа N38/л от ДД23.01.2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что никаких негативных последствий для ответчика в результате действий Александрова А.Н. не наступило, так как истец своевременно предпринял меры к привлечению виновных лиц к административной ответственности, следовательно, ответчиком не доказан факт совершения истцом дисциплинарного проступка.
С такими выводами не соглашается судебная коллегия.
Из материалов гражданского дела следует, что 18.12.2018 года Министру экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО9 поступила служебная записка заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО10 о рассмотрении вопроса о проведении служебной проверки в отношении должностных лиц, осуществлявших проведение контрольно-надзорных мероприятий, а также ведение административного производства в отношении ООО "Стройпрогресс", в части ненадлежащего осуществления своих служебных обязанностей (том 1 л.д.71).
19.12.2018 года Министру экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО9 поступило письмо службы экономической безопасности УФСБ России по Республике Крым N 171/6-1003 от 18.12.2018 года в отношении принятия мер реагирования, так как должностными лицами Минэкологии Крыма не проведена претензионная работа по административным материалам, составленным в отношении ООО "Стройпрогресс" (том 1 л.д.69).
19.12.2018 года издан Приказ N810/л о проведении служебной проверки в отношении сотрудников Министерства по фактам, изложенным в письме УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю N171/6-1003 от 18.12.2018 года и служебной записке заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО10 (том 1 л.д.72).
Согласно заключения по результатам проведения служебной проверки от 16.01.2019 года, установлен факт ненадлежащего исполнения сотрудниками управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - ФИО11, Пак ФИО19, ФИО15, Александровым А.Н, ФИО13, по их вине, возложенных на них служебных обязанностей. Нарушения заключаются в непроведении претензионной работы по административным материалам, составленным в отношении ООО "Стройпрогресс", нарушившего требования природоохранного законодательства Российской Федерации.
Согласно объяснительной записке Александрова А.Н, истцом совместно с консультантом отдела экологического надзора ФИО15, проведена проверка ООО "Стройпрогресс" условий лицензии и требований технического проекта, в ходе которой нарушений не установлено. Однако, в рамках административного производства ФИО15 с привлечением эксперта, проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой проведена экспертиза границ фактической разработки карьера и установлены нарушения.
Экспертом ФИО14 направлено письмо в Министерство, которое согласно резолюциям поступало в отдел надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления оперативного управления департамента государственного экологического надзора в июне 2018 года.
В связи с тем, что указанным материалом занимался консультант отдела экологического надзора ФИО15, указанное письмо направлено в отдел экологического надзора.
Александров А.Н. не уделил должного внимания информации, содержащейся в заключении ФИО14 Истец считал, как следует из его письменного объяснения, что сведения касаются только нарушений земельного законодательства, административное расследование по которому проводит ФИО15
Таким образом, в суде нашли подтверждение выводы комиссии о том, что Александров А.Н. в течение длительного времени не принимал мер, направленных на привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение норм действующего природоохранного законодательства.
Эксперт определил, что карьер, разрабатываемый ООО "Стройпрогресс", имеет выход за контур участка, границы которого установлены приложением N 3 к лицензии СИМ 50190 ТЭ, что является нарушением ст. 11 Закона РФ "О недрах".
Судебная коллегия соглашается с доводами ответчика о том, что истцом при выявленных нарушениях длительное время не принимались меры для привлечения к ответственности виновных лиц, нарушивших природоохранное законодательство.
Доводы ответчика о том, что установленные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении истцом своих должностных обязанностей, как должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым при осуществлении государственного надзора, не опровергаются материалами дела.
При наличии указанных нарушений закона и имеющихся двух дисциплинарных взысканий ответчик вправе был применять к Александрову А.Н. дисциплинарное взыскание в виде увольнения.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе" предусмотрено, что служебный контракт может быть, расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы, в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (ч. 4 ст. 58 ФЗ N 79-ФЗ).
По смыслу ст. 37 вышеуказанного Федерального закона наниматель вправе расторгнуть контракт по данному основанию при условии, что к служащему ранее применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения своих обязанностей оно не снято и не погашено.
При таких обстоятельства, суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение по делу, что является основанием, предусмотренным ст. 330 п.1 ч.1 ГПК РФ для отмены решения суда и постановления нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 марта 2019 года отменить.
В удовлетворении иска Александрову Андрею Николаевичу отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.