Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Тихоновой Ж.В,
судей
Булыгиной Е.В,
Муравьевой Е.А,
при секретаре
Грошенко Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебединской Зафиры Берсаевны, Лебединского Григория Авакумовича к администрации города Мурманска о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет в первоочередном порядке и о возложении обязанности поставить на жилищный учет в первоочередном порядке,
по апелляционной жалобе Лебединской Зафиры Берсаевны на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 декабря 2018 года, которым постановлено:
"исковые Лебединской Зафиры Берсаевны, Лебединского Григория Авакумовича к администрации города Мурманска о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет в первоочередном порядке и о возложении обязанности поставить на жилищный учет в первоочередном порядке - оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Лебединская З.Б. и Лебединский Г.А. обратились в суд с иском к администрации города Мурманска о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет в первоочередном порядке и о возложении обязанности поставить на жилищный учет в первоочередном порядке.
Постановлением администрации г. Мурманска N * от 21 мая 2018 года она и член ее семьи - сын Лебединский Г.А. признаны малоимущими, нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и приняты на учет.
Вместе с тем истцы полагают, что Лебединская З.Б, будучи необеспеченной жилым помещением, являясь жертвой политических репрессий, имеет право вместе с сыном как членом своей семьи на постановку на жилищный учет в первоочередном порядке в соответствии с положениями статьи 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Просила суд признать незаконным отказ в постановке ее и ее сына Лебединского Г.А. на жилищный учет в первоочередном порядке в составе семьи их двух человек и обязать администрацию г. Мурманска поставить на жилищный учет в первоочередном порядке ее и ее сына Лебединского Г.А.
В судебное заседание истцы Лебединская З.Б. и Лебединский Г.А. не явились, извещались надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Мурманска Лузанов А.К. просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета имущественных отношений г. Мурманска, привлеченный к участию в деле определением суда от 24 октября 2018 года, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лебединская З.Б. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указала доводы со ссылкой на обстоятельства аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Полагает, что она, будучи репрессированной, в силу специального закона имеет право на первоочередное получение жилья, следовательно, на нее распространяются положения части 3 статьи 49 и статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика администрации г. Мурманска Лузанов А.К. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истцы Лебединская З.Б, Лебединский Г.А, представитель ответчика администрации г. Мурманска и третьего лица - Комитета имущественных отношений г. Мурманска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционных жалоб не находит.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 13 названного Закона признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 29 августа 2014 года Лебединская З.Б, родившаяся _ _ в городе.., на основании справки о реабилитации МВД по Республике Ингушетия N * и в соответствии с п. "в" ст. 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признана лицом, подвергшимся политическим репрессиям органами НКВД в 1944 году по политическим мотивам в административном порядке по национальному признаку.
Местом жительства Лебединской З.Б. до применения репрессии являлось...
В настоящее время истцы зарегистрированы в городе Мурманске по адресу:...
Постановлением администрации г. Мурманска N * от 21 мая 2018 года Лебединская З.Б. и член ее семьи - сын Лебединский Г.А. признаны малоимущим и нуждающимися в жилом помещении, представляемом по договору социально найма, и приняты на учет в соответствии с частью 2 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 51, статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 4 Закона Мурманской области от 7 июля 2005 года N 646-01-ЗМО "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истцов, суд первой инстанции исходил из того, что в силу прямого указания закона только в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации, на территории которых указанные лица постоянно проживали и утратили жилые помещения вследствие репрессий, и на территорию которых они вернулись после реабилитации. Учитывая, что истец Лебединская З.Б. до применения репрессий проживала в.., она не может быть принята на учет и быть обеспечена жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Мурманской области.
Судебная коллегия находит данный вывод правильным, основанным на представленных доказательствах и установленных обстоятельствах, и не противоречащим положениям федерального законодательства.
Анализируя указанные положения Закона Российской Федерации от 18 октября 1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (статьи 13 и 16), судебная коллегия исходит из того, что федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. При этом федеральный законодатель отнес к компетенции субъекта Российской Федерации установление порядка учета и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат и гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Аналогичные нормы предусмотрены статьями 3 и 4 Закона Мурманской области от 7 июля 2005 года N 646-01-ЗМО "О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание вышеуказанные положения жилищного законодательства и Закона Российской Федерации от 18 октября 1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (статьи 13 и 16), судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания истцов имеющими право на предоставление вне очереди жилого помещения в городе Мурманске по договору социального найма на том основании, что Лебединская З.Б. имеет статус лица, подвергшегося политическим репрессиям.
Доводы искового заявления, равно как и доводы апелляционной жалобы Лебединской З.Б. основаны на недействующей редакции статьи 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Так, статьей 16 названного Закона в редакции Федерального закона от 3 сентября 1993 года N 5698-1 устанавливалось право реабилитированных лиц и членов их семей на первоочередное получение жилья. Таким образом, реабилитированные лица и члены их семей имели право на первоочередное получение жилья в тех случаях, когда они нуждались в улучшении жилищных условий, независимо от того, имели ли они в данном населенном пункте жилье до применения к ним репрессий.
Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма утратила силу.
Лебединская З.Б. признана лицом, подвергшимся политическим репрессиям органами НКВД в 1944 году по политическим мотивам в административном порядке по национальному признаку в соответствии с п. "в" ст. 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", только 29 августа 2014 года.
Статья 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" по-прежнему направлена на восстановление жилищных прав как реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, так и членов их семей, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, и сама по себе не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан (Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 года N 2809-О).
Вместе с тем законодательство Мурманской области таких положений не содержит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, Закон Российской Федерации от 18 октября 1999 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" распространяется на истца независимо от места применения политических репрессий и места ее проживания в настоящее время, судебная коллегия признает неосновательными.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение законность решения суда и не содержат указания на обстоятельства, которые не были исследованы судом, по существу направлены на их переоценку, а также исследованных доказательств, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для его отмены либо изменения, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 193, 199, 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лебединской Зафиры Берсаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.