Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев жалобу Нагаева Андрея Борисовича на постановление заместителя командира СБ ДПС ГИБДД ОР по Чувашской Республике Данилова А.И. N 18810021180000340555 от 16 октября 2018 года, решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 19 декабря 2018 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 7 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Нагаева Андрея Борисовича,
установил:
постановлением заместителя командира СБ ДПС ГИБДД ОР по Чувашской Республике Данилова А.И. УИН 18810021180000340555 от 16 октября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 19 декабря 2018 года, Нагаев А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 7 марта 2019 года постановление заместителя командира СБ ДПС ГИБДД ОР по Чувашской Республике Данилова А.И. УИН 18810021180000340555 от 16 октября 2018 года и решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 19 декабря 2018 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Нагаев А.Б. просит об отмене вынесенных актов по мотивам недоказанности состава вмененного административного правонарушения и необоснованном неприменении положений статьи 4.4 КоАП РФ при назначении наказания.
Изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 12.31.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения в Российской Федерации водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Статьей 6 указанного федерального закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, согласно Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", обязательны для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (пункт 2 раздела 1 "Общие положения").
Согласно пунктам 6, 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, путевой лист должен обязательно содержать сведения о водителе и транспортном средстве, включающие дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абзац 9 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ)).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя помимо прочего обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.
В соответствии с пунктами 16, 17 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н по результатам прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" либо "прошел послерейсовый медицинский осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Следовательно, требование проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств является необходимым условием его эксплуатации для осуществления перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, невыполнение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 15 октября 2018 года в 4 часа 15 минут на 637 км автодороги М7 водитель Нагаев А.Б, осуществляя перевозку груза с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра - не прошел предрейсовый медицинский осмотр, в путевом листе без номера от 15 октября 2018 года сведения о прохождении предрейсового медицинского осмотра отсутствовали, чем были нарушения требования Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Нагаева А.Б. к административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Факт совершения данного правонарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении от 15 октября 2018 года, в котором указано о наличии путевого листа с невнесенными в него сведениями о прохождении водителем медицинского осмотра, которому дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности Нагаева А.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных доказательств.
Оценивая довод жалобы о том, что он индивидуальным предпринимателем не зарегистрирован, суд учитывает, что аналогичный довод был заявлен суду первой и второй инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, в этой связи данный довод жалобы подлежит отклонению.
Доводы о назначении наказания без учета положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ отклоняются как не состоятельные.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В рассматриваемом случае с учетом конкретных обстоятельств дела оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Как следует из материалов дела, в рамках проверки выявлены факты осуществления Нагаевым А.Б. перевозки автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и предрейсового контроля технического состояния транспортных средств; осуществление перевозки груза с неработающим тахографом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Нагаева А.Б. протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1, ч.1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения Нагаева А.Б. к административной ответственности.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 20 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 21 февраля 2019 года, постановление заместителя командира СБ ДПС ГИБДД ОР МВД по Чувашской Республике Данилова А.И. УИН 18810021180000340547 от 10 июля 2018 года, которым Нагаев А.Б. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Вмененное Нагаеву А.Б. правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 11.23 КоАП РФ, за совершение которого Нагаев А.Б. также привлечен к административной ответственности, имеет другой объект посягательства, и его объективная сторона выражается в иных действиях. В связи с чем положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае неприменимы.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя командира СБ ДПС ГИБДД ОР по Чувашской Республике Данилова А.И. N 18810021180000340555 от 16 октября 2018 года, решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 19 декабря 2018 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 7 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Нагаева Андрея Борисовича оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда Чувашской Республики Г. О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.