Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Мызниковой Н.В,
судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 22 января 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, признании право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение отказать.
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области, мотивируя свои требования тем, что с 17.01.2017 г. он является получателем страховой пенсии по старости, с ****2018г. трудовые отношения прекращены. 10.05.2018 г. истец обратился в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.03.2002г. N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", в связи с присуждением лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования от 15.12.2004 г. N 792 за цикл трудов для системы непрерывного образования "****". Считает отказ в назначении дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией незаконным и просил признать за ним право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с 10.05.2018 г.
В судебном заседании истец С. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец С.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав истца С, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2004 г. N 792 за цикл трудов для системы непрерывного образования "****" вручен диплом Лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования (л.д.23).
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 10.05.2018 г. С. отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в связи с отсутствием права, поскольку лауреаты премий Правительства РФ не предусмотрены в перечне премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения.
Рассматривая заявленные требования, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Федеральный закон от 04 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 указанного Закона установлено, что дополнительное материальное обеспечение назначается: Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации; гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного; гражданам, награжденным орденом Ленина; гражданам, награжденным орденом "За заслуги, перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги, перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги, перед Отечеством" III степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги, перед Отечеством" IV степени; гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней; Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации; гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней; лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР); гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней; чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийский игр.
Таким образом, по смыслу норм Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области, при этом к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них, а субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР). При этом полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство РФ не наделено (ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") и в отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства РФ учреждаются от имени Правительства РФ в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
В силу п. 2 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Государственной премии Российской Федерации в области литературы искусства, утвержденного Указом Президента РФ от 21.06.2004 года N 785 (действовавшего на момент присуждения истцу премии Правительства РФ и утратившего силу 28.09.2015 года) Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 21.06.2004 года N 785 учреждено четыре Государственных премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственных премии Российской Федерации в области литературы искусства в размере 5 млн. рублей каждая. Учрежденные настоящим Указом Государственные премии присуждаются за 2004 год и последующие годы.
Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485 "Об утверждении положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства" утверждены Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
В соответствии с п. 1 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий, Государственная премия является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.
В соответствии с п. 5 указанного Положения Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации.
Согласно п. 6 Положения Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии.
Следовательно, в отличие от Государственной премии РФ, премия Правительства РФ учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статусом "Государственной премии" не наделена.
Таким образом, к Государственной премии РФ, с присуждением которой Федеральный закон от 04.03.2002 N21-ФЗ связывает право граждан на установление дополнительного материального обеспечения, относится та премия, которая является таковой в соответствии с актом, учредившем ее, и положением о ней. Данная премия Правительства РФ не предусмотрена перечнем премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения, в соответствии с нормами названного Закона, соответственно, истец не имеет право на получение данной выплаты.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на непринятую судом судебную практику не свидетельствует о незаконности постановленного по настоящему спору судебного решения, поскольку судебные постановления, на которые ссылается истец, приняты по другим делам с иными обстоятельствами и не имеют какого-либо преюдициального значения в рамках данного гражданского дела.
Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учеты при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.