Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В,
с участием прокурора Храмовой О.П,
при секретаре Кишкинской А.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Трофимова В.И. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 24 декабря 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Трофимова В.И. к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании единовременного пособия при увольнении военнослужащего в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие военной травмы - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Трофимов В.И. 09.10.2018 обратился в Пресненский районный суд города Москвы с иском к Министерству обороны РФ о взыскании единовременного пособия в связи с увольнением военнослужащего с военной службы вследствие военной травмы в размере 821 276,29 руб, мотивируя обращение тем, что проходил службу по контракту с 01.08.1992 и был уволен в звании майора с должности начальника лаборатории (командных пунктов) кафедры боевого применения Пушкинского военного института радиоэлектроники Космических войск имени Маршала авиации Савицкого Е.Я. (филиал ФГБВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского) по причине "военная травма", *** заключением ВВК Военно-медицинской академии ему установлена категория годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе, при этом он изъявил желание продолжить военную службу и заключить контракт, однако 15.12.2005 был досрочно уволен с военной службы на основании пп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", с 17.05.2006 исключен из списков личного состава в/ч и снят со всех видов обеспечения, *** ему была установлена *** группа инвалидности по причине "военная травма", в связи с чем имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действовавшей до 01.01.2012, в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия с учетом индексации.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены, ответчик представил письменные возражения на иск.
24.12.2018 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Трофимов В.И. по доводам своей апелляционной жалобы, срок на подачу которой восстановлен определением от 18.03.2019.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Трофимов В.И, проживающий в г. ***, не явился, извещен надлежащим образом вручением судебного извещения 01.06.2019 (л.д. 62-66), представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Попов А.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения по доводам поданной апелляционной жалобы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Трофимов В.И, *** года рождения, с 01.08.1992 проходил военную службу по контракту в должности начальника лаборатории (командных пунктов) кафедры боевого применения Пушкинского военного института радиоэлектроники Космических войск имени Маршала авиации Савицкого Е.Я. - филиал ФГБВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского" в звании майора.
*** утверждено заключение военно-врачебной комиссии Военно-медицинской академии на основании свидетельства о болезни, N *** от ***, по которому Трофимову В.И. установлена категория годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе, а причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания по последствиям *** (***) - "военная травма".
15.12.2005 истец был досрочно уволен с военной службы на основании пп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья), с 17.05.2006 был исключен из списков личного состава и снят со всех видов обеспечения.
*** Трофимову В.И. установлена *** группа инвалидности по причине "военная травма", которая с *** установлена бессрочно (л.д. 6).
Из материалов дела следует, что до увольнения истец выразил несогласие с ним, полагая возможным продолжить службу до предельного возраста (л.д. 22), а в марте 2006 года обратился в Пушкинский ВИРЭ КВ по вопросу прохождения военной службы, где ему сообщено, что на военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями (л.д. 20).
Также судом установлено, что вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 06.10.2011 с ФГБВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского" в пользу Трофимова В.И. взыскан утраченный заработок за период с января 2007 года по сентябрь 2011 года в сумме 793 800,12 руб, а с 01.10.2011 - ежемесячные платежи в счет возмещения вреда здоровью в размере 16 518,97 руб. на основании положений главы 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда; решением установлено, что после увольнение истец получил страховые выплаты в Военной-страховой компании с учетом характера причиненного вреда здоровью и является получателем пенсии по инвалидности (л.д. 7-11).
В дальнейшем Трофимов В.И. обратился к ответчику Министерству обороны РФ с заявлением о выплате единовременного пособия по случаю увольнения с военной службы, в ответе на которое от *** ответчик сообщил об отсутствии оснований для выплаты единовременного пособия, предусмотренного ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", поскольку категория годности к военной службе по заболеванию, полученному в период военной службы, была определена в формулировке "В" - ограничено годен к военной службе, а не в формулировке "Д" - не годен к военной службе как того требует Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ (л.д. 18).
В силу п одп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ " О воинской обязанности и военной службе " военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подп. "г" п. 1 настоящей статьи); в подп. "г" п. 1 ст. 51 данного закона указано, что военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву.
Положения ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент увольнения истца, устанавливали страховые гарантии военнослужащим и право на возмещение вреда; положения п. 3 указанной нормы предусматривали, что при досрочном увольнении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, - 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
Как указано в Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 N 1439-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лаврова Н.А. на нарушение его конституционных прав положениями части 12 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, а также вытекающую из ст. 7 (ч. 2), 39 (ч. 1) и 41 (ч. 1) Конституции РФ необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, обязательное государственное страхование жизни и здоровья указанных лиц, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, предназначение которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения материального и социального статуса военнослужащего, обеспечив уровень возмещения вреда, соразмерный денежному довольствию, которое он получал на момент увольнения с военной службы (постановления Конституционного Суда РФ от 20.10.2010 N 18-П и от 17.05.2011 N 8-П).
Преследуя цель наиболее полно компенсировать военнослужащим, здоровью которых был причинен вред в связи с исполнением обязанностей военной службы, неблагоприятные материальные последствия, вызванные увольнением с военной службы, обусловленным невозможностью дальнейшего исполнения обязанностей военной службы, законодатель наряду с ежемесячными денежными выплатами, непосредственно направленными на восполнение утраченного денежного довольствия, предусмотрел для них также выплату единовременного пособия при увольнении в связи с признанием их не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы.
Выплата указанного единовременного пособия была предусмотрена п. 3 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", положения которого являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ; в Постановлении 17.05.2011 N 8-П, развивая правовые позиции, выраженные в Постановлении от 20.10.2010 N 18-П, Конституционный Суд РФ указал, что данное единовременное пособие, будучи направленным на возмещение вреда здоровью, представляет собой дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.
В процессе реформирования системы денежного довольствия военнослужащих такая мера социальной поддержки была сохранена. С 01.01.2012 п. 3 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан утратившим силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ч. 12 ст. 3 которого предусмотрена выплата единовременного пособия при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы. При этом размер указанного единовременного пособия определен в твердой сумме, а не в соотношении с размерами окладов военнослужащих, как это было предусмотрено п. 3 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Вместе с тем основания и условия выплаты единовременного пособия изменений не претерпели. Следовательно, не изменилась также его правовая природа и целевое предназначение как элемента публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.
Право на единовременное пособие в соответствии с ч. 12 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" возникает у военнослужащего при наличии двух условий: признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе вследствие военной травмы и увольнения с военной службы по данному основанию. Порядок определения категории годности к военной службе устанавливается Положением о военно-врачебной экспертизе. Содержащиеся в приложении к названному Положению Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, включают в себя раздел II "Расписание болезней", в котором в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями, устанавливаются категории годности к военной службе. При этом учитываются результаты проведенного лечения, клинические прогнозы, вероятность восстановления способности исполнять обязанности военной службы, а также иные значимые обстоятельства, характеризующие степень годности к военной службе.
Исходя из этого, гражданин может быть признан годным к военной службе без ограничений либо с незначительными ограничениями, а также ограниченно годным, временно не годным или не годным к военной службе.
При этом категория "Д" - "не годен к военной службе" устанавливается гражданам, имеющим заболевания, увечья со значительными или резко выраженными нарушениями функций органов и систем организма, быстро прогрессирующие, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению и приводящие к стойкой утрате способности исполнять обязанности военной службы.
В случае признания военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе он в обязательном порядке подлежит увольнению в отставку по состоянию здоровья без постановки на воинский учет и освобождается от исполнения воинской обязанности ( п. 4 ст. 23, п. 2 и подп. "а" п. 3 ст. 50, подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Таким образом, обусловливая право военнослужащих, получивших военную травму, на единовременное пособие фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием не годными к военной службе, законодатель преследовал цель предоставить им дополнительную компенсацию вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением обязанностей военной службы, с учетом степени и характера такого вреда.
Наряду с признанием не годными к военной службе основанием для увольнения военнослужащих по состоянию здоровья является также признание их военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе. Категория "В" - "ограниченно годен к военной службе" предусматривает медленно прогрессирующие, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению заболевания, увечья с умеренным нарушением функций органов и систем, ограничивающие способность исполнять обязанности военной службы. Уволенные по данному основанию зачисляются в запас и подлежат воинскому учету ( п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае признания их ограниченно годными к воинской службе имеют право на досрочное увольнение с военной службы, за исключением проходящих военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, в отношении которых с учетом уровня их образования и квалификации установлено иное регулирование, предполагающее обязательность их увольнения.
Принимая во внимание такого рода различия в характере оснований для возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, законодатель предоставил право на единовременное пособие, выступающее дополнительной социальной гарантией, только тем из них, которые были уволены с военной службы как признанные не годными к ней, притом что в рамках публично-правового механизма возмещения такого вреда всем гражданам, признанным инвалидами вследствие военной травмы, - независимо от того, на какой воинской должности они проходили военную службу и по какой категории была определена их годность к военной службе после получения при исполнении обязанностей военной службы ранения, контузии, увечья или заболевания, - назначаются пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", выплачиваются страховые суммы по нормам Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", а также устанавливаются ежемесячные денежные компенсации, предусмотренные ч. 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Следовательно, установленная законодателем дифференциация объема возмещаемого вреда основана на объективных критериях и не может считаться произвольной, а закрепляющие ее (во взаимосвязи с вышеназванными нормами) положения ч. 12 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не лишают военнослужащих, проходивших военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, получивших военную травму и уволенных с военной службы в связи с признанием ограниченно годными к военной службе, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, посредством пенсионного обеспечения, выплаты страховых сумм и ежемесячных денежных компенсаций.
Разрешая требования истца о взыскании единовременного пособия с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в заключении военно-врачебной комиссии (ВВК) от *** Трофимову В.И. установлена категория годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе, в связи с чем оснований для выплаты единовременного пособия не имеется.
Ссылка апелляционной жалобы истца на Постановление Конституционного Суда РФ от 01.03.2017 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобами граждан В.А. Семенова и Н.В. Шмакова" несостоятельна, поскольку в спорный период истец являлся военнослужащим, на которого распространялись положения Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", к категории лиц, на которых распространяется Федеральный закон "О полиции", истец не относится.
В остальной части доводы жалобы истца сводятся к неправильному применению и толкованию действующего законодательства и не опровергают выводы суда об отсутствии правовых оснований для получения единовременного пособия.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено, а доводы апелляционной жалобы Трофимова В.И. не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 24 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Трофимова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.