Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" на постановление судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от
16 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия",
установил:
постановлением судьи Пряжинского районного суда РК от 16 мая 2019 г.
КУ РК "Управтодор РК" признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и юридическому лицу с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник привлекаемого лица Яхшибекова Л.К. просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы отсутствием состава вменяемого юридическому лицу правонарушения.
Заслушав объяснения защитника Яхшибековой Л.К, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст.12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил (п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N1090).
В соответствии с п.13.7 Технического регламента таможенного союза 014/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N827 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", горизонтальная освещенность при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Исходя из положений п.6.9 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176; горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
На основании пп.1, 2 распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 20 марта 2008 г. N176-р за ГУ РК "Управтодор РК" на праве оперативного управления закреплено государственное имущество согласно приложению к распоряжению, которое учитывается на балансе учреждения и используется юридическим лицом в его уставной деятельности.
К числу переданного в управление учреждения государственного имущества согласно приложению к распоряжению органа исполнительной власти отнесена автомобильная дорога регионального значения "подъезд к (... ), км 0-32" (... ) Республики Карелия.
Согласно Уставу ГУ РК "Управтодор РК" целью создания данного учреждения является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог Республики Карелия и искусственных сооружений на них или автомобильных дорог межмуниципального значения, включая обеспечение сохранности и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Исследование материалов данного дела показало, что по результатам обследования автомобильных дорог регионального значения 01 марта 2019 г. был выявлен факт отсутствия уличного освещения на протяженности с 3 км + 500 м по 5 км + 500 м автомобильной дороги "подъезд к д.Кудома, км 0-32" (... ) Республики Карелия, проходящей по (... )).
В связи с нарушением требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п.6.9 ГОСТ Р 50597-2017, п.13.7 ТР ТС 014/2011 уполномоченным должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Пряжинскому району в отношении КУ РК "Управтодор РК" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, который наряду с другими материалами дела передан на рассмотрение по подведомственности в Пряжинский районный суд РК, и постановлением судьи от 16 мая 2019 г. учреждение привлечено к указанной административной ответственности.
С учетом анализа приведенных законодательных и нормативных правовых актов, собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, свидетельствующих о наличии у юридического лица обязанности по содержанию дороги регионального значения в безопасном состоянии, постановление судьи о привлечении КУ РК "Управтодор РК" к административной ответственности незаконным признать нельзя.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с положениями КоАП РФ.
Доводы жалобы, сводящиеся к недоказанности субъективной стороны вменяемого правонарушения, состоятельными признать нельзя, поскольку в рассматриваемом случае установленный факт нарушения правил содержания автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии в соответствии с обязательными требованиями свидетельствует об обоснованности привлечения к административной ответственности учреждения, осуществляющего согласно определенным уставом целям и задачам дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог Республики Карелия регионального или межмуниципального значения.
Факт направления учреждением 08 ноября 2018 г. в адрес Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия письма о необходимости включения в План проектно-изыскательских работ на 2019 г. устройства наружного освещения в черте (... ) освобождение от административной ответственности не влечет.
С учетом наличия обязанности по содержанию объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог, относящихся к элементам обустройства, и, соответственно, к дорожным сооружениям, отсутствие которых представляет опасность для жизни и здоровья граждан и угрожает безопасности дорожного движения, направление КУ РК "Управтодор РК" упомянутого письма не свидетельствует о принятии привлекаемым лицом всех исчерпывающих мер, направленных на исполнение норм и требований специального законодательства.
Таким образом, обстоятельства совершения юридическим лицом вменяемого деяния установлены и доказаны в процессе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке, несогласие с этими выводами, с толкованием судьей положений КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены судебного акта не является.
Поскольку юридически значимые обстоятельства определены были правильно и существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, не допущено, постановление судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба юридического лица - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 16 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.