Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Шеховцовой Э.А,
судей Корнушенко О.Р, Болотовой Л.А,
при секретаре судебного заседания Пика А.И,
с участием прокурора Колячкиной И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Ессентуки Я.В.И.
на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 04 апреля 2019 года по административному иску прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ессентуки о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А,
установила:
Прокурор г. Ессентуки обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ессентуки о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в необеспечении земельными участками многодетных семей, состоящих на учете муниципального образования города-курорта Ессентуки на получение земельных участков, возложении обязанности на администрацию муниципального образования города-курорта Ессентуки до 01 января 2020 года обеспечить земельными участками все обратившиеся с заявлением о предоставлении земельных участков в орган местного самоуправления многодетные семьи, обладающие установленным законом правом на бесплатное получение земельных участков.
Определением суда от 31 августа 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки.
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 04 апреля 2019 года исковые требования прокурора города Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ессентуки о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, - удовлетворены частично.
Возложена обязанность на администрацию города Ессентуки в срок до 01 января 2022 года обеспечить земельными участками обратившихся в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении земельных участков многодетные семьи, обладающие установленным законом правом на бесплатное получение земельных участков.
В удовлетворении исковых требования прокурора города Ессентуки о признании незаконным бездействие администрации города Ессентуки, - отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ессентуки Я.В.И. просит отменить решение в части возложения обязанности на администрацию города Ессентуки в срок до 01 января 2022 года обеспечить земельными участками обратившихся в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении земельных участков многодетные семьи, обладающие установленным законом правом на бесплатное получение земельных участков. Принять по делу новое решение, которым в отмененной части отказать в удовлетворении административных исковых требований, в остальной части решение суда оставить без изменения. Указывает, что судом не привлечены к участию в деле граждане, состоящие на учете в качестве многодетных семей, что является прямым нарушением норм процессуального права и основание для отмены обжалуемого решения. Полагает, что поскольку по данному делу установлен определенный круг лиц, обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц является нарушением норм процессуального права.
Указывает, что в случае принятия решения об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействие, суд не вправе удовлетворять требование о возложении обязанности совершить определенные действия.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав прокурора Колячкину И.В, полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Предусмотренное подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации право граждан, имеющих трех и более детей, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не отменяет особенностей оборота этих земельных участков.
Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.
Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Статьей 14 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений. (ч.8 ст.19 Закона)
Как установлено судом, прокуратурой г. Ессентуки по обращениям Х. Ж.Н, А.С.Г, П.Л.П, Ч. В.В, З. О.М, Ш.Т.В, П.М.И, В.В.Э, проведена проверка исполнения администрацией г. Ессентуки требований земельного законодательства о социальной защите многодетных семей.
Прокуратурой г. Ессентуки установлено, что администрацией г. Ессентуки принято 561 решение о постановке на муниципальный учет многодетных семей, имеющий право на бесплатное получение земельного участка в соответствии с п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ.
За период с 2012 года по 2018 год, администрацией г. Ессентуки земельными участками для индивидуального жилищного строительства обеспечено лишь 24 многодетных семьи, имеющих трех и более детей.
Так, договоры аренды указанных земельных участков заключены: в 2012-1, в 2013- 17, в 2014 -1, в 2015 - 0, в 2016 - 4, в 2017 -1, в 2018-0. Из письма, предоставленного администрацией г. Ессентуки по запросу прокурора г. Ессентуки К.В.Н. следует, что по результатам проведения комплекса кадастровых работ в государственный реестр недвижимости внесены сведения о 94 земельных участках, планируемых к предоставлению льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление, которые не обеспечены объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.
Из письма, предоставленного администрацией г. Ессентуки по запросу прокурора г. Ессентуки К.В.Н. следует, что по результатам проведения комплекса кадастровых работ в государственный реестр недвижимости внесены сведения о 94 земельных участках, планируемых к предоставлению льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление, которые не обеспечены объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.
Администрацией г. Ессентуки, на основании обращения Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки, направлено обращение в Думу г. Ессентуки о рассмотрении вопроса о финансировании разработки проектно-сметной документации, подготовке инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий в рамках строительства сетей инженерно- технического назначения, располагаемых в северной части "адрес"3".
В настоящее время земельные участки отвечающие требованиям действующего законодательства, для их предоставления многодетным семьям, на территории городского округа город-курорт Ессентуки отсутствуют.
Как установлено судом причиной длительного непредоставления земельных участков явилось не отсутствие свободного земельного фонда, а необеспеченность имеющихся земельных участков транспортной и инженерной инфраструктурой.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований, указав при этом на нарушение прав и законных интересов соответствующей категории граждан, учел количество выделенных на дату вынесения решения судом земельных
участков (24), а также количество многодетных семей, состоящих на муниципальном учете как имеющих право на бесплатное получение земельных участков в силу закона (561), в отсутствие сведений об исполнении утвержденного Плана, как и пролонгировании сроков его действия, неисполнение ответчиком, являющимся ответственным (на территории соответствующего муниципального образования) исполнителем пунктов Плана в течение неопределенного срока. Также суд отклонил как необоснованные доводы администрации г.Ессентуки о наличии объективных препятствий к предоставлению земельных участков, поскольку обстоятельства объективной невозможности предоставления земельных участков подтверждены не были.
Судом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, администрацией г. Ессентуки работы по формированию земельных участков достаточно полно не проводятся - территория, в границах предоставляемых многодетным семьям земельных участков электро-, тепло-, газо- и водоснабжением не обеспечена.
Судебная коллегия не находит оснований для пересмотра вышеуказанных выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом всех обстоятельств по делу, а также соответствуют и не противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие необходимых для предоставления указанным в законе категориям граждан земельных участков не может являться уважительной причиной невыполнения требований закона со стороны ответчика.
Судебная коллегия не может признать заслуживающими внимания доводы жалобы и о том, что суд необоснованно не привлек к участию в деле многодетных семей. Данные доводы не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения суда, а непривлечение неопределенного круга лиц при разрешении данного спора не нарушает права ответчика администрации г.Ессентуки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что круг лиц по настоящему спору определен, в связи с чем прокурор не в праве обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц основан на неверном толковании норм права.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Доводы апелляционной жалобы, по сути, сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 04 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Ессентуки Я.В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.