Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО1,
судей ФИО1 и ФИО1,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании суда гражданское дело по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО " "."" о понуждении оборудовать пассажирские платформы по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности ФИО1 на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от "дата".
Заслушав доклад судьи ФИО1, объяснения представителя ответчика ФИО1, просившего решение суда отменить, объяснения прокурора ФИО1, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО " "."" о понуждении оборудовать пассажирские платформы. В обоснование иска указано, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведена проверка состояния законности в сфере соблюдения законодательства о защите прав потребителей при техническом оснащении пассажирских платформ, эксплуатируемых на территории Республики Дагестан и находящихся на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО " "."" (далее - Северо- Кавказская дирекция пассажирских обустройств).
В ходе проведенной совместно с главным врачом Махачкалинского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" проверкой установлено, что в нарушение требований закона, низкая открытая пассажирская платформа островная на железнодорожной станции Карланюрт, расположенная согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата" N по адресу: Республика Дагестан, "адрес", не оборудована навесами или павильонами. Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, избыточных солнечных воздействий).
Кроме того, проверкой установлено, что низкие открытые пассажирские платформы береговая и островная на железнодорожной станции Карланюрт не оборудованы устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров.
Отсутствие на пассажирских платформах устройств для освещения, а также навесов или павильонов, предназначенных для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий, может привести к тяжелым последствиям, в том числе травмированию граждан, причинению вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Указанные пассажирские платформы находятся в собственности ОАО " "."", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата" серия 05-РД N и состоят на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО " "."".
Таким образом, на ответчике лежит обязанность по оборудованию пассажирских платформ навесами и павильона в соответствии с установленным законом и техническими нормами требованиям.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с тем, что пассажирская платформа не соответствует требованиям закона, не представляется возможным.
Учитывая финансовые возможности ответчика ОАО " "."" и потребность пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, ежедневно осуществляющих посадку-высадку с платформ станции Карланюрт, разумным сроком исполнения работ по оборудованию пассажирских платформ указанной станции является шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Просит суд обязать ОАО " "."":
- оборудовать низкую открытую пассажирскую платформу островную железнодорожной станции Карланюрт, расположенную по адресу: Республика Дагестан, "адрес", навесами или павильонами в соответствии с установленными требованиями в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать низкие открытые пассажирские платформы (береговую -перрон и островную) железнодорожной станции Карланюрт, расположенную по адресу: Республика Дагестан, "адрес", устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от "дата" постановлено:
"Исковое заявление Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО " "."" о понуждении оборудовать пассажирские платформы, - удовлетворить.
Обязать ОАО " "."", находящееся по адресу: "адрес", основной государственный регистрационный N, свидетельство о государственной регистрации юридического лица сери 77 N от "дата", регистрационный орган по налогам и сборам N по "адрес", ИНН N, ОГРН N, оборудовать:
низкую открытую пассажирскую платформу островную железнодорожной станции "Карланюрт", расположенную по адресу: Республика Дагестан, "адрес", навесами или павильонами в соответствии с установленными требованиями в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
низкие открытие пассажирские платформы (береговую-перрон и островную) железнодорожной станции "Карланюрт", расположенную по адресу: Республика Дагестан, "адрес", с, Карланюрт, устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры с ОАО " "."" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей".
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное. В обоснование доводов жалобы указывает, что платформами, в поперечном пути измерении, должны полностью отвечать очертанию габарита С по сплошной линии для перегона, согласно Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83 NЦП/4425, при новом строительстве, реконструкции (усилении) и эксплуатации на расстоянии от оси пути 3100 мм и пределах высоты до 3200 мм, считая от уровня верха головок рельсов, должны размещаться все сооружения и устройства (кроме пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей и платформ), располагаемые с внешней стороны. Устройство наружного освещения на береговой пассажирской платформе станции Карланюрт установлено и находится в балансовой принадлежности ЭЧ.
Во исполнение телеграфного указания N от "дата" заместителя ЦЭ ФИО1 и Первого заместителя ФИО1 Перовских, в соответствии п.11.9 Плана мероприятий, направленных на повышение качества транспортного обслуживания пассажиров, проводимых под девизом "Год пассажира", согласно инвестиционной программы монтаж систем освещения на платформах регионального участка произведен в 2016 году. Ввиду того, что островная пассажирская платформа принята на баланс Минераловодского регионального участка в июне 2017 года, освещение на данной платформе не установлено. При формировании "Программы реконструкции и ремонта пригородной пассажирской инфраструктуры Северо-Кавказской железной дороги" будет рассмотрен вопрос об устройстве системой наружного освещения пассажирской островной платформы станции Карланюрт силами подрядной организации.
Предъявление настоящего иска прокурором является вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО " "."", поскольку строительство в ОАО " "."" осуществляется в соответствии с инвестиционной программой ОАО " "."", утвержденной Правительством Российской Федерации, которая включает реализацию требований природоохранного законодательства, сокращение техногенного воздействия на окружающую среду, выполнение мероприятий по созданию безопасных условий перехода граждан через железнодорожные пути, устройство ограждений вдоль железнодорожного полотна для предотвращения выхода граждан в зону движения поездов и т.д.
Выполнять инвестиционную программу Компании и осуществлять строительство указанных в настоящем отзыве объектов одновременно невозможно, так как на это требуются значительные финансовые затраты.
Предъявление исковых требований идет в ущерб безопасности граждан, так как существует целый ряд железнодорожных станций и остановочных пунктов, на которых пассажиропоток, а также интенсивность движения поездов существенно выше, чем на объекте, в отношении которого предъявлен иск.
В рамках прокурорской проверки получена позиция Минтранса России, который делает однозначный вывод о том, что финансовых средств, предусмотренных инвестиционной программой, в том числе для строительства объектов по искам прокуроров, явно недостаточно.
Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" не применим к спорным правоотношениям.
ОАО " "."" не осуществляет перевозку граждан железнодорожным транспортом ни в дальнем, ни в пригородном сообщении и, соответственно, не отвечает перед пассажирами за качество услуги, оказываемой другими юридическими лицами (перевозчиками в дальнем сообщении является АО "ФПК", в пригородном сообщении - ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания").
Поскольку ОАО " "."" не является ни одним из вышеперечисленных участников отношений в сфере защиты прав потребителей, по этой причине ссылки прокурора на данный закон необоснованны. Прокурором неверно определены интересы лиц, в защиту которых он обратился.
Вместе с тем частью 3 статьи 131 ГПК России установлено, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в тем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Ссылки прокурора на статью 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также на Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 20 ноября 2003г. N 703, необоснованны.
Статья 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" регулирует организацию обеспечения безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств. Исходя из положений статьи 2 данного закона раскрывающей понятие "безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта", следует, что статья 20 содержит требования к безопасности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава и не регулирует отношения по содержанию платформ и иных объектов инфраструктуры.
Предметом регулирования Правил оказания услуг по использованию железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 703, является порядок и условия взаимодействия перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при оказании услуг по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, в том числе порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях отсутствия ограничений ее пропускной способности.
Таким образом, в сферу действия названных правил не входят отношения по оказанию услуг перевозки. Пассажир не является стороной договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры и не участвует в данных отношениях в каком-либо качестве, в связи с чем, утверждение прокурора о праве пассажира на качественную услугу по перевозке в виде установления навеса на пассажирской платформе не может быть основано на названных выше положениях закона и правил.
Более того, предъявляя иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор, напротив, ухудшает положение потребителей услуги по перевозке в связи со следующим.
Дополнительные затраты ОАО " "."", как владельца инфраструктуры, по обустройству платформ навесами или павильонами приведут к необходимости увеличения затрат со стороны перевозчиков в части инвестиционной составляющей тарифа на перевозку. Как следствие - увеличение стоимости проезда для пассажира.
Прокурор не представил доказательств того, что отсутствие навесов (павильонов) нарушает права и свободы граждан - потребителей услуг железнодорожного транспорта. Несоблюдение Правил технической эксплуатации железных дорог само по себе нарушением прав и свобод граждан не является.
Утверждение прокурора о предназначении навесов для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера противоречит нормам Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Названный закон не относит навесы к средствам предупреждения юридическими лицами чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Более того, данный закон предусматривает, что финансовое обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций является расходным обязательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (статья 24).
Требования статьи 80 УЖТ России и абзаца 5 пункта 29 Правил технической эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, по отношению к уже построенным платформам не применимы.
В качестве обоснования заявленных требований прокурор ссылается на статью 80 УЖТ России, пункт 29 Правил технической эксплуатации железных дорог, утвержденных Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N286 (далее - ПТЭ).
Согласно статье 80 УЖТ России на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Указанная норма устанавливает обязанность по оборудованию пассажирских платформ навесами или павильонами только при сооружении пассажирских платформ.
К моменту обращения прокурора с настоящим иском вышеуказанные пассажирские платформы, уже были сооружены, поэтому требование статьи 80 УЖТ России в данном случае не применяется.
Кроме того, данная статья носит отсылочный характер и подлежит применению при наличии норм технологического проектирования.
Согласно пункту 17 Правил технической эксплуатации - сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации.
Сооружения, устройства, механизмы, оборудование железнодорожного транспорта, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать техническим регламентам, нормам и правилам, регулирующим отдельные вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - нормы и правила), требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической и пожарной безопасности, санитарным нормам и законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды, а также настоящим Правилам.
Законодательство о техническом регулировании составляют Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", которые также регулируют отношения, возникающие между пользователями услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в части требований к проектированию и строительству соответствующих объектов инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержден перечень стандартов и сводов правил, которыми необходимо руководствоваться, в том числе и при строительстве объектов железнодорожного транспорта (СТН Ц-01- 95).
Данный свод правил составлен в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также государственного и (или) муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей, обеспечения энергетической эффективности, повышения уровня безопасности людей при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Согласно действующим требованиям СТН Ц-01-95 "Железные дороги колеи 1520 мм" строительство или реконструкция проводится на основании проектной документации, при разработке которой проектная организация должна ссылаться на нормы проектирования.
Между тем, указанный свод правил распространяется на проектирование, строительство и эксплуатацию новых железнодорожных линий, дополнительных (вторых, третьих, четвертых) главных путей.
Таким образом, требование прокурора по строительству на введенной в эксплуатацию пассажирской платформе навесов или павильонов является необоснованным, так как согласно указанным выше нормам возведение навеса или павильона должно быть предусмотрено проектной документацией при строительстве нового объекта.
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрен механизм реализации указанных актов по отношению к уже построенным стационарным объектам.
Возведение навесов или павильонов с нарушением норм проектирования является недопустимым, поскольку создает угрозу жизни и здоровью пассажиров, безопасности движения поездов.
В частности, установка навеса или павильона на спорной платформе без соблюдения технологических норм проектирования может привести к нарушению габаритов приближения строений, установленных ГОСТ 9238-83, утвержденных МПС СССР от 18 ноября 1986 г. N ЦП-4425, что, в свою очередь, будет угрожать не только безопасности находящихся на платформе пассажиров, но и безопасности движения подвижного состава.
Из приложенных к исковому заявлению материалов следует, что Истцом не исследовалась техническая возможность установки навеса или павильона без соответствующей реконструкции имеющейся платформы, отвечающей строительным нормам и требованиям, а также, будут ли соблюдены требования безопасности при движении поездов в случае установки навеса или павильона на имеющейся платформе, что может явиться причиной нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров.
Истец не наделен полномочиями по контролю (надзору) за соблюдением технических норм на железнодорожном транспорте, следовательно, предъявление иска к ОАО " "."" находится вне компетенции прокуратуры.
Действующим законодательством Российской Федерации контроль за соблюдением технических норм возложен на Ространснадзор.
В соответствии со статьей 20 УЖТ России государственный контроль (надзор) на железнодорожном транспорте осуществляется специальной службой федерального органа исполнительной власти по надзору в области железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398, Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору), в том числе в сфере железнодорожного транспорта, а также обеспечения транспортной безопасности. Прокурор такими полномочиями не наделен.
Доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц не подтверждены техническими обоснованиями и заключениями компетентных специалистов. Не обладая специальными познаниями, прокурор не имеет возможности сделать объективные выводы о наличии или отсутствии технологических возможностей для строительства навесов (павильонов).
Законность и обоснованность данной правовой позиции ОАО " "."" подтверждается решением Ленинского районного суда "адрес" от "дата" по делу N.
Обязанность по оборудованию платформ навесами (павильонами) напрямую зависит от среднесуточного пассажиропотока.
В соответствии с пунктом 2.9 Положения о содержании и проведении плановопредупредительного ремонта объектов инфраструктуры пассажирского комплекса ОАО " "."", утвержденного распоряжением ОАО " "."" от 14 ноября 2013г. N 2446р, навесы над платформами для пригородных пассажиров оборудуются там, где единовременный поток пассажиров отправления составляет не менее 100 человек.
В целях повышения качества обслуживания пассажиров на объектах пассажирского комплекса, обеспечения единства требований к пассажирским платформам, зданиям, павильонам и другим эксплуатационным параметрам пассажирских обустройств на железнодорожных линиях в зависимости от объема пригородного пассажиропотока распоряжением ОАО " "."" от 4 июня 2013г. N 1252р утверждены Типовые требования к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях (далее- Типовые требования).
Согласно п.п. 5.5.1 - 5.5.3 указанных Типовых требований обязанность по оборудованию навесами установлена только для пассажирских остановочных пунктов на пригородных участках категорий А, В, С.
При этом, в соответствии с информацией, представленной Северо - Кавказской дирекцией пассажирских обустройств среднесуточный пассажиропоток на станции Карланюрт составляет: 33 человек в сутки убытие со станции, 29 человек прибытие на станцию. При этом согласно распоряжения ОАО " "."" от 14 ноября 2013 г. N 2446р навесы над платформами для пригородных пассажиров оборудуются там, где единовременный поток пассажиров отправления составляет не менее 100 человек. На станции Карланюрт пассажиропоток в сумме с прибытием и убытием составляет 62 человека
Таким образом, вышеуказанные остановочные пункты относятся к категории D, которая в соответствии с пунктом 4.2 Типовых требований не предусматривает установку навеса.
Пригородные пассажирские перевозки в Республике Дагестан осуществляет ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания, которое не было привлечено к участию в деле соответчиком.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. транспортного прокурора ФИО1 просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в виду следующего.
Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно п. 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N286, пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами. На пассажирских остановочных пунктах должны освещаться места посадки пассажиров в вагоны и высадки из вагонов и помещения для пассажиров.
Как установлено судом и не опровергается ответчиком в апелляционной жалобе в ходе проверки, проведенной Махачкалинской транспортной прокуратурой, выявлено, что низкая открытая островная пассажирская платформа на станции "Карланюрт", расположенная по адресу: Республика Дагестан, "адрес", "." км, не оборудована навесами и павильонами.
Кроме того, низкая открытая пассажирская платформа и перрон (береговая платформа) на "адрес" не оборудованы устройствами для освещения мест посадки и высадки пассажиров, при этом на остановочном пункте "адрес" посадка и высадка пассажиров производится, в том числе, в темное время суток.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата" серия 05-РД N указанные пассажирские платформы находятся в собственности ОАО " "."" и состоят на балансе Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО " "."".
В связи с наличием указанных нарушений требований законодательства на платформах ответчика станции Карланюрт суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предъявление настоящего иска прокурором является вмешательством в хозяйственную деятельность и что Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" не применим к правоотношениям, несостоятельны, поскольку не свидетельствуют об отсутствии у ответчика обязанности устранить нарушения законодательства на принадлежащих ему платформах.
Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что норма ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" устанавливает обязанность по оборудованию пассажирских платформ навесами или павильонами только при сооружении пассажирских платформ.
Данная норма подлежит применению с учетом общего требования указанной статьи о том, что владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
Таким образом, наличие у пассажирской платформы навеса или павильона не только повышает показатель комфорта применительно к оценке качества услуги по перевозке пассажиров, но и призвано защитить лиц, ожидающих прибытие железнодорожного состава, от погодных явлений, которые могут создать опасность для жизни и здоровья человека.
Тем самым требование об оборудовании пассажирских платформ навесами или павильонами распространяется не только на сооружаемые, но и на существующие платформы.
Являются несостоятельными доводы жалобы о том, что установка навеса или павильона на спорной платформе без соблюдения технологических норм проектирования может привести к нарушению габаритов приближения строений, установленных ГОСТ 9238-83, утвержденных МГТС СССР от 18 ноября 1986 г. N ЦП-4425, будет угрожать безопасности находящихся на платформе пассажиров и движению подвижного состава.
В нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ответчик в обоснование данных доводов каких-либо доказательств не представил.
Также не основаны на нормах закона доводы жалобы о том, что истец не наделен полномочиями по контролю (надзору) за соблюдением технических норм на железнодорожном транспорте, следовательно, предъявление иска к ОАО " "."" находится вне компетенции прокуратуры.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями законодательства на принадлежащих ответчику платформах, создающими угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, транспортный прокурор Махачкалинской транспортной прокуратуры обоснованно в пределах своих полномочий обратился в суд с настоящим иском.
Не принимаются судебной коллегией и доводы ответчика о том, что доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц не подтверждены техническими обоснованиями и заключениями компетентных специалистов.
Нарушение прав неопределенного круга лиц на станции Карланюрт подтверждается фактом отсутствия на платформах ответчика навесов, павильонов и освещения, что было подтверждено самим ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Доводы жалобы о необоснованности требований иска со ссылкой на п. 2.9 Положения о содержании и проведении планово-предупредительного ремонта объектов инфраструктуры пассажирского комплекса ОАО " "."", утвержденного распоряжением ОАО " "."" от 14 ноября 2013г. N 2446р, о том, что обязанность по оборудованию платформ навесами (павильонами) напрямую зависит от среднесуточного пассажиропотока, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на вышеназванных нормах материального права, подлежащих применению в данном споре.
Также несостоятельными являются доводы жалобы о необходимости необходимо привлечения в качестве соответчиков ОАО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" и администрации муниципального образования " "адрес"" Республики Дагестан.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из данной нормы обязанность по обеспечению безопасности на платформах возлагается именно на ответчика, то есть ОАО " "."", как на владельца инфраструктуры, в связи с чем основания для привлечения названных в жалобе лиц не имелось.
При разрешении дела судом дана полная и всесторонняя оценка исследованным доказательствам, правильно применены нормы материального права, в связи с чем основания для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.