Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Местниковой С.А,
при секретаре Семеновой Л.А,
с участием прокурора Никифоровой М.В, представителя истца Мошкина А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 22 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Макаренко Татьяны Владимировны к Администрации муниципального образования "Город Удачный" о признании Положения об оплате труда и материальном поощрении руководителей муниципальных унитарных предприятий МО "Город Удачный" Мирнинского района РС(Я) не действующим, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска Макаренко Татьяны Владимировны - отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения представителя, заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
Макаренко Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что, занимая должность директора муниципального предприятия, являлась субъектом отношений, регулируемых Положением об оплате труда и материальном поощрении руководителей муниципальных унитарных предприятий МО "Город Удачный" Мирнинского района РС (Я), утвержденным постановлением главы АМО "Город Удачный" от 24 марта 2015 года N 35, пункты 2.7, 2.8, 3.8, 4.1, 4.4 которого не соответствуют законодательству Российской Федерации. В связи с этим просила признать Положение недействующим полностью.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного постановления и принятии нового - об удовлетворении заявленного требования. Представитель считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что оспариваемые пункты Положения о премировании противоречат трудовому законодательству, что является основанием для признания нормативно-правового акта незаконным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч.ч. 7 и 8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, процедуру принятия, форму и вид оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Предметом оспаривания в рассматриваемом случае является Положение об оплате труда и материальном поощрении руководителей муниципальных унитарных предприятий МО "Город Удачный" Мирнинского района РС (Я) (далее - Положение), утвержденное постановлением и.о. главы АМО "Город Удачный" N 35 от 24 марта 2015 года, в редакции от 26 декабря 2017 года.
Макаренко Т.В. в обоснование заявленного требования о признании вышеуказанного Положения недействующим полностью ссылается на несоответствие отдельных его пунктов нормам трудового законодательства, указывая при этом, что до 15 марта 2019 года на основании трудового договора занимала должность директора ********", что в её отношении применен оспариваемый акт по уголовному делу.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Макаренко Т.В, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт прав административного истца не нарушает, что оспариваемое Положение принято в пределах полномочий и в рамках компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением процедуры принятия и введения в действие, что оно нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на законе и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 ТК РФ).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 ТК РФ).
Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 ТК РФ).
Частью 1 статьи 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно ст.145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий определяются трудовыми договорами.
Подпунктом 7 пункта 1 ст.20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" установлено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Согласно заключенному с Администрацией МО "Город Удачный" трудовому договору N 04-ТД от 30 марта 2017 г. Макаренко Т.В. была назначена на должность директора ********". Данным договором предусмотрено, что руководитель предприятия подотчетен учредителю (муниципальному образованию) в пределах, установленных нормативными правовыми актами, Уставом МО, Уставом предприятия и настоящим трудовым договором (пункт 2.1). Оплата труда руководителя состоит из должностного оклада, вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия и иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, установленных действующим законодательством и Положением о порядке оплаты труда и материальном положении руководителей муниципальных унитарных предприятий (пункт 4.1). Размер вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия определяется в соответствии с Положением и выплачивается на основании распоряжения главы города (пункт 4.2). Приостановление или отказ в выплате вознаграждения определяется в соответствии с Положением (пункт 4.4).
Пунктом 2.7 оспариваемого Положения предусмотрено, что повышение оклада (руководителя предприятия) производится на основании распоряжения главы города путем внесения изменений в трудовой договор: для установления или изменения размера должностного оклада в Администрацию представляется штатное расписание, расчет должностного оклада, финансовые и производственные показатели деятельности предприятия, справка о фактической заработной плате за предыдущий период.
Как видно из материалов дела, в трудовой договор от 30 марта 2017 г. дополнительными соглашениями вносились изменения в части должностного оклада руководителя в связи с повышением МРОТ.
Пункт 3.8 Положения устанавливает, что Администрация МО "Город Удачный" при принятии решения о выплате вознаграждения руководителю предприятия вправе уменьшить размер вознаграждения, отказать в выплате вознаграждения либо приостановить ее выплату за результаты финансово-хозяйственной деятельности до момента устранения выявленных нарушений.
В соответствии с нормами статьи 191 ТК РФ премия (вознаграждение) является одним из видов поощрения работника, условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
Согласно пункта 4.1 Положения на руководителя предприятия не распространяются положения о премировании, действующие на предприятии, и коллективные договоры в части установления заработной платы и других выплат.
В п. 4.4 указано, что руководителю муниципального унитарного предприятия в отдельных случаях могут быть установлены условия оплаты труда, отличные от предусмотренных настоящим Положением. Решение по их установлению принимается главой "Город Удачный" Мирнинского района РС (Я) по представлению заместителя главы города, курирующего данное предприятие.
Из статьи 273 ТК РФ следует, что руководитель организации является ее высшим должностным лицом, поэтому не наделен полномочиями по установлению по отношению к самому себе размера оплаты труда и иных выплат, распространению действующих локальных актов об оплате труда, так как по отношению к нему представителем работодателя является лицо, указанное в трудовом договоре.
Поскольку в данном случае работодателем директора муниципального унитарного предприятия является администрация муниципального образования, любые денежные выплаты, выплачиваемые директору, должны производиться на основании выраженного волеизъявления работодателя.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые полностью или в части нормативные правовые акты признаются соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установив, что приведенные выше пункты Положения о порядке оплаты труда и материальном положении руководителей муниципальных унитарных предприятий не противоречат нормам трудового законодательства, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают, суд первой инстанции правомерно принял решение отказать в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не установила.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 22 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Макаренко Татьяны Владимировны к Администрации муниципального образования "Город Удачный" о признании Положения об оплате труда и материальном поощрении руководителей муниципальных унитарных предприятий МО "Город Удачный" Мирнинского района РС(Я) не действующим оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи З.С. Дьяконова
С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.