Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего Терентьевой Н.А, судей Агина В.В, Шидаковой О.А, при секретаре Вороновой О.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Закорко Владимира Владимировича к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ровенской Виктории Геннадьевне, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения и обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 апреля 2019 г, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Закорко В.В. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, оформленное сообщением от 9 января 2019 г. N90/021/152/2018-1194 об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности за истцом на объект недвижимого имущества - жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" мотивируя тем, что 16 октября 2018 г. истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом по адресу: "адрес", представив в качестве правоустанавливающего документа декларацию о готовности объекта к эксплуатации. Уведомлением государственного регистратора от 26 октября 2018 г. осуществление действий по регистрации права собственности было приостановлено, в связи с направлением межведомственного запроса в Службу государственного строительного надзора Республики Крым и отсутствием на него ответа. Сообщением государственного регистратора от 9 января 2019 г. в государственной регистрации права собственности на жилой дом было отказано, в связи с не предоставлением правоустанавливающего документа на земельный участок и невозможностью установить, на каком земельном участке расположен жилой дом. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку указанные в нем причины не соответствуют основаниям, вызвавшим приостановление государственной регистрации права.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 апреля 2019 г. административное исковое заявление Закорко Владимира Владимировича удовлетворено частично. Признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 9 января 2019 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" оформленное сообщением N 90/021/152/2018-1194. На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" повторно рассмотреть заявление Закорко Владимира Владимировича о регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером N, и документы, представленные 16 октября 2018 г. В остальной части исковых требований отказать. С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Закорко Владимира Владимировича взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решения суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывают, что правоустанавливающий документ на земельный участок заявителем представлен не был. Исходя из сведений ЕГРН, у государственного регистратора отсутствовала возможность установить на каком земельном участке расположен заявленный к регистрации жилой дом.
В судебном заседании представитель Закорко В.В. - Береуцин Д.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Закорко В.В, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ровенская В.Г, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крымв судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 октября 2018 г. Закорко В.В, действуя через своего представителя обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 294,2 кв. метров, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
В качестве документов - оснований для государственной регистрации права им были представлены: декларация о готовности объекта к эксплуатации на индивидуальный жилой дом по адресу: "адрес" справка, выданная ГСК "Виктория М. и Ф." о том, что Закорко В.В. является членом кооператива, полностью выплатил паевой взнос и ему для строительства жилого дома было выделено место N 59 на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: г "адрес".
В целях проведения правовой экспертизы представленных документов, 26 октября 2019 г. государственным регистратором был направлен в Службу государственного строительного надзора Республики Крым межведомственный запрос с целью подтверждения достоверности декларации о готовности объекта к эксплуатации и указанных в ней сведений.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 26 октября 2018 г. N 90/021/152/2018-1194 проведение государственной регистрации права собственности было приостановлено в срок до 23 ноября 2018 г, в связи с направлением межведомственного запроса в Службу государственного строительного надзора Республики Крым.
9 ноября 2018 г. представитель истца подал в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество в срок до 15 января 2019 г.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 9 ноября 2018 г. N 90/021/152/2018-1194 проведение государственной регистрации права собственности было приостановлено в срок до 15 января 2019 г.
12 декабря 2018 г. в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поступил ответ Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 4 декабря 2018 г. N1113/9080, в котором сообщено, что согласно информации, имеющейся на официальном сайте Госархстроинспекции Украины обнаружена декларация о готовности объекта к эксплуатации N N "Строительство жилого дома по адресу: "адрес" При этом, Служба документами указанного органа не обладает, в связи с чем лишена возможности предоставить запрашиваемую информацию.
18 декабря 2018 г. представитель истца подал в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление о возобновлении ранее приостановленной государственной регистрации прав.
Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 9 января 2019 г. N 90/021/152/2018-1194 в государственной регистрации права собственности истца на жилой дом по адресу: "адрес" было отказано.
Основанием для отказа послужило то, что заявителем не предоставлены правоустанавливающий документ на земельный участок, а исходя из сведений ЕГРН невозможно установить, на каком земельном участке расположен жилой "адрес".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права не соответствуют основаниям, по которым регистрация права была приостановлена, что свидетельствует о существенных нарушениях процедуры рассмотрения заявления истца, нарушении его законных прав и интересов.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии частью 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2016 г. N 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов" в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав приводятся все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.
Как усматривается из уведомления о приостановлении государственной регистрации и установлено судом первой инстанции, причиной приостановления послужило направление в Службу государственного строительного надзора Республики Крым межведомственного запроса с целью подтверждения достоверности декларации о готовности объекта к эксплуатации и указанных в ней сведений.
Вместе с тем, основанием для отказа в регистрации права собственности послужило непредставление заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что в нарушение требований Федерального закона N 218-ФЗ в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 26 октября 2018 г, не были указаны все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав, рекомендации по устранению причин приостановления.
Таким образом, основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности не соответствуют основаниям, по которым регистрация права была приостановлена, что свидетельствует о существенных нарушениях статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ.
При этом, в силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ основанием для отказа является не устранение причин в течение срока приостановления, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, учитывая вышеназванные положения закона, а также установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу оспариваемое решения регистрирующего органа не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, их законность административным ответчиком не доказана, при этом, безусловно, оно нарушает права административного истца, в связи с чем, оспариваемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 9 января 2019 г. N 90/021/152/2018-1194 об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
При этом, признав незаконным решение административного ответчика, суд первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путем повторного рассмотрения заявления Закорко Владимира Владимировича от 16 октября 2018 г. о государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером N.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 апреля 2019 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: В.В. Агин
Судья: О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.