СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А,
судей Ушаковой Л.В, Шерстнёвой А.А,
при секретаре Буткиной А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2019 года дело по апелляционной жалобе Сергеева И.И. на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 14 марта 2019 г, по которому
в удовлетворении исковых требований Сергеева И.И. к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Югыд ва" об обязании установить должностной оклад в соответствии с действующим законодательством, перерасчете и взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, - оказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения представителя ответчика Пузановой Л.В, судебная коллегия
установила:
Сергеев И.И. обратился в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Югыд ва" (далее по тексту - ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва"), считая, что работодатель своими действиями неправомерно удерживал и удерживает часть неначисленной и недоплаченной заработной платы - разницы в минимальных размерах должностных окладов, указанные действия работодателя повлекли существенные нарушения его прав и законных интересов, в связи с чем, Сергеев И.И. просил суд:
-обязать ответчика с 31 декабря 2008 года привести в соответствие с Приказом Минприроды России от 23 сентября 2008 года N 229 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды России" и Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды п. 2.6. Положения об оплате труда работников "Национального парка "Югыд ва", отнесенных ПКГ "Общеотраслевых должностей служащих" 2008 год, 2011 год, 2015 год и 2018 год, в части установления должностных окладов;
-признать не подлежащим применению с 31 декабря 2008 года п. 2.6. Положения об оплате труда работников "Национального парка "Югыд ва", отнесенных ПКГ "Общеотраслевых должностей служащих" от 2008 года, 2011 года, 2015 года и 2018 года, в части установления должностных окладов, как основанных на Приказе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 ноября 2008 года N 510;
-обязать ответчика с 31 декабря 2008 года привести в соответствие с Приказом Минприроды России от 23 сентября 2008 года N 229, отнесенных ПКГ "Общеотраслевых должностей служащих" Дополнительное соглашение от 09 января 2018 года N 517 к трудовому договору от 01 марта 2007 года N 101 и Дополнительное соглашение от 10 декабря 2008 года N 63 к трудовому договору от 01 марта 2007 года N 101 в части установления должностного оклада;
-обязать ответчика произвести перерасчет, доначисление невыплаченной заработной платы с 31 декабря 2008 года по настоящее время;
-взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате: оклада - в соответствии с Приказом Минприроды России от 23 сентября 2008 года N 229 в сумме 211 138 рублей 05 копеек; премиальных от оклада в сумме 74 203 рубля; выслуги лет от оклада в сумме 28 186 рублей 72 копейки;
-обязать ответчика в соответствии с положениями ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации произвести начисление денежной компенсации за задержку невыплаченной заработной платы с 31 декабря 2008 года по настоящее время;
-взыскать с ответчика в пользу истца в соответствии с положениями ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежную компенсацию за задержку невыплаченной заработной платы: оклада в сумме 20 706 рублей 38 копеек; за выслугу лет в сумме 2 026 рублей 04 копейки; премиальных в сумме 4 788 рублей 56 копеек;
-взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей (том 1, л.д. 8-9);
-признать не подлежащими применению Положения об оплате труда работников "Национальный парк "Югыд ва" на период: 2012-2015 годы, 2015-2018 годы и на 2018 год, принятых и утвержденных с нарушением ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации; рекомендаций по разработке федеральными органами и учреждениями - Примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений в соответствии с Приказом от 14 августа 2008 года N 425-н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; п. 1.1. Положений об оплате труда работников "Национального парка "Югыд ва" на период: 2012-2015 годы, 2015-2018 годы и 2018 год (том 1, л.д. 211);
-обязать ответчика произвести перерасчет, доначисление заработной платы с 11 января 2019 года по 31 декабря 2008 года согласно представленных расчетов в части п. 2.6. Положений на период с 2009 года по 2018 год: оклада, премиальных, за выслугу лет; стимулирующей надбавки (том 2, л.д. 4).
Ответчик не согласился с заявленными требованиями. Кроме того, заявил о пропуске истцом срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, который в данном случае необходимо исчислять с издания приказа от 01 апреля 2009 года N 18-п, в соответствии с которым во всей финансовой, кадровой и рабочей документации учреждения произведена замена слов "Государственное Учреждение "Национальный парк "Югыд ва", на "Федеральное Государственное Учреждение "Национальный парк "Югыд ва", "Росприроднадзор" на "Минприроды России", поскольку с данным приказом от 01 апреля 2009 года N 18-п истец Сергеев И.И. ознакомлен под роспись.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Сергеев И.И. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что судом не правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права. Считает, что о нарушении своих прав он узнал 6 марта 2018 года и, обратившись в суд 28 мая 2018 года, установленный законом срок не пропустил.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом и не сообщившего об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сергеев И.И. состоит в трудовых отношениях с ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" на основании приказа от от 01 марта 2007 года N 34-к, которым он принят на работу инженером по благоустройству с оплатой по 11 разряду ЕТС и заключением контракта на три года. Трудовым договором от 1 марта 2007 года Сергееву И.И. устанавливается должностной оклад (тарифная ставка) по ЕТС 11 разряда с окладом 5 157 рублей. Установлен районный коэффициент в размере 30%, надбавка к заработной плате за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера 50%.
Приказом от 08 декабря 2008 года N 97-п утверждено Положение об оплате труда работников Государственного учреждения "Национальный парк "Югыд ва". Из смысла приказа следует, что в соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" в срок до 15 декабря 2008 года необходимо осуществить мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками Национального парка в связи с введением новых условий оплаты труда.
Согласно указанному Положению должность истца Сергеева И.И. - инженера, отнесена к ПКГ "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня" с окладом 5 000 рублей.
10 декабря 2008 года с истцом заключено дополнительное соглашение N 63 к трудовому договору от 01 марта 2007 года N 101, в связи с введением 01 декабря 2008 года новых систем оплаты труда, по которому за выполнение трудовой функции Сергееву И.И. установлен оклад в размере 5 000 рублей. С условиями дополнительного соглашения Сергеев И.И. ознакомлен под роспись 10 декабря 2008 года.
На основании дополнительного соглашения от 25 февраля 2010 года N 115 трудовой договор от 01 марта 2007 года N 101 по соглашению сторон продлен на неопределенный срок. В остальной части условия трудового договора оставлены без изменения.
Приказом N 1-п от 09 января 2018 года размер должностных окладов сотрудников ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" с 01 января 2018 года увеличен на 4%. Согласно приложению N 1 к приказу от 09 января 2018 года N 1-п размер должностного оклада инженера по благоустройству составил 6 596 рублей.
По дополнительному соглашению от 09 января 2018 года N 517 к трудовому договору от 01 марта 2007 года N 101 с 01 января 2018 года Сергееву И.И, как работнику, за выполнение трудовых обязанностей, установлен должностной оклад в размере 6 596 рублей. В остальном условия трудового договора оставлены без изменения.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" до 31 декабря 2008 года находилось в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которое в свою очередь находилось в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С 1 января 2009 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2056-р ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" находится в непосредственном ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583, Приказом Минприроды России от 23 сентября 2008 года N 229 "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды России" утверждено примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды России.
Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 ноября 2008 года N 510 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений Росприроднадзора, директором федеральных государственных учреждений Росприроднадзора следовало утвердить Положение об оплате труда работников соответствующих учреждений с учетом Примерного Положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений Росприроднадзора.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, установив, что Положение об оплате труда ФГБУ "Национальный парк "Югыд Ва" утверждено на основании примерного положения Росприроднадзора для работников национальных парков, утвержденного в свою очередь на основании рекомендуемого положения Минприроды России; что выплаты заработной платы производились в соответствии с Положением об оплате труда; что Сергеев И.И. ознакомлен об изменениях обязательных условий трудового договора в части размера оплаты труда, которая осуществлялась в соответствии с утвержденным Положением об оплате труда, возражений против внесения соответствующих изменений в трудовой договор не представил; на основании распоряжений Правительства Российской Федерации с 2011 года оклад Сергеева И.И. повышался, суд первой инстанции, руководствуясь положениями трудового законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что истец ошибочно полагает, что размер его должностного оклада, оспариваемый в настоящем исковом производстве, установлен на основании нормативного акта Росприроднадзора, однако в судебном заседании достоверно установлено об установлении размера оклада истца, как и иных работников Учреждения, в соответствии с коллективным договорами и Положениями об оплате труда.
При этом суд указал, что применяя Положения об оплате труда работников - приложения к коллективным договорам на 2009-2012 года; 2012-2015 года; 2015-2018 года и отдельно Положения об оплате труда работников на 2018 год, работодатель обоснованно воспользовался правом, предоставленным ему действующим трудовым законодательством, издав соответствующие локальные акты, регулирующие оплату труда сотрудников национального парка. Примерные положения, изложенные в п. 2.1. Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года N 583, носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер, то есть императивная норма, обязывающая работодателя применять вышеуказанные положения, отсутствует.
Также суд пришел к выводу, что дополнительные исковые требования Сергеева И.И. о признании не подлежащими применению Положений об оплате труда работников "Национальный парк "Югыд ва" на период: 2012-2015 годы, 2015-2018 годы и на 2018 год, принятых и утвержденных с нарушением ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации; рекомендаций по разработке федеральными органами и учреждениями - Примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений в соответствии с Приказом от 14 августа 2008 года N 425-н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; п. 1.1. Положений об оплате труда работников "Национального парка "Югыд ва" на период: 2012-2015 годы, 2015-2018 годы и 2018 год не подлежат удовлетворению, поскольку материалами дела не установлены основания для признания вышеприведенных Положений об оплате труда работников национального парка не подлежащими применению. Следовательно, исковые требования Сергеева И.И. об обязании ответчика произвести перерасчет, доначисление заработной платы с 11 января 2009 года по 31 декабря 2018 года согласно представленных расчетов в части п. 2.6. Положений на период с 2009 года по 2018 год: оклада, премиальных, за выслугу лет; стимулирующей надбавки также не основаны на законе.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований суд, нашел обоснованным ходатайство ответчика о применении положений ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, указав, что Сергеев И.И. достоверно знал о переходе ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" из ведения Росприроднадзора в ведение Минприроды России с 01 апреля 2009 года, при этом ему был известен размер должностного оклада как до, так и после перехода Учреждения в ведение "Минприроды России", тем не менее, на протяжении длительного периода времени, до обращения в суд с настоящим исковым заявлением 28 мая 2018 года, Сергеев И.И. не предпринимал действий, направленных на защиту и оспаривание своих нарушенных прав.
Доводы истца о том, что о своем нарушенном праве он узнал из заявления от 06 марта 2018 года, адресованного директору национального парка Фомичевой Т.С, а следовательно, трехмесячный срок обращения в суд истекал 06 июня 2018 года, тогда как исковое заявление в суд подано Сергеевым И.И. 28 мая 2018 года, то есть в пределах срока исковой давности, а также о том, что нарушения трудового законодательства со стороны работодателя носят длящийся характер, поскольку до настоящего времени заработная плата размере, установленном действующим законодательством, ему не выплачена до настоящего времени, суд признал основанными на ошибочном толковании норм действующего права. Уважительных причин, из-за которых этот срок был истцом пропущен, иных обстоятельств, приостанавливающих или прерывающих течения срока давности, суд при рассмотрении дела не установил.
Судебная коллегия исходя из установленных обстоятельств дела не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к цитированию выводов суда и несогласию истца с этими выводами по основаниям, повторяющим позицию, изложенную в суде первой инстанции.
Доводы о том, что ответчик не выполнил приказ Минприроды России от 23 сентября 2008 года N 229, необоснованны, поскольку указанным приказом было утверждено примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Минприроды России. Во исполнение этого приказа ответчиком было утверждено Положение об оплате труда, на основании которого истцу выплачивалась заработная плата.
Ссылки в жалобе на апелляционное определение от 11 октября 2018 года, которым было отменено решение суда, вынесенное по спору сторон в связи с пропуском истцом срока для обращения в суд без установления фактических обстоятельств дела, не могут свидетельствовать о незаконности настоящего решения суда. Преюдициального значения при рассмотрении дела указанное апелляционное определение не имеет. Вопреки доводам апелляционной жалобы при вынесении оспариваемого решения, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, тщательно проверил все доводы истца и результаты этой проверки подробно изложил в мотивировочной части решения суда. Каких-либо обстоятельств, которые не были проверены судом первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
О переходе ФГБУ "Национальный парк "Югыд ва" из ведения Росприроднадзора в ведение Минприроды России истцу было известно, поскольку с приказом от 1 апреля 2009 года он ознакомлен; обо всех изменениях обязательных условий трудового договора в части размера оплаты труда, истец своевременно был ознакомлен, о чем свидетельствуют материалы дела, в связи, с чем его доводы о том, что о нарушении своих прав он не мог знать до 6 марта 2018 года, обоснованно отклонены судом.
Ссылки в жалобе на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 о том, что нарушение носит длящийся характер, отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном понимании норм материального права.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, все обстоятельства были предметом обсуждения в суде первой инстанции, других доказательств суду не представлено.
Поскольку суд не установилнарушения трудовых прав истца, в компенсации морального вреда также обоснованно отказано.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 14 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергеева И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.