Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Боджокова Н.К.
судей - Тхагапсовой Е.А. и Мерзакановой Р.А.
при секретаре судебного заседания - Бендюк- Черной Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителей заинтересованных лиц Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея Казначевской О.С, представителя администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея по доверенности Скобеевой Т.И. на решение Верховного суда Республики Адыгея от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление ООО "Адыгпромстрой" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0512001:9, общей площадью 2926 +/- 19 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"-в, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, равной 2 138 000,00 (два миллиона сто тридцать восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0512001:30, общей площадью 8162+/- 32 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленной базы, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"-д, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, равной 5 964 000,00 (пять миллионов девятьсот шестьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:5, общей площадью 4 100+/-22 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"-а, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, равной 2 996 000,00 (два миллиона девятьсот девяносто шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:6, общей площадью 29 009 +/- 60 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения УПТК фирмы "Адыгпромстрой", расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, равной 19 714 000,00 (девятнадцать миллионов семьсот четырнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0503006:11, общей площадью 31078 +/-62 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автобазы, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", квартал П-5, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, равной 21 120 000,00 (двадцать один миллион сто двадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:413, общей площадью 31044 +/-62 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунально-складские и производственные предприятия различного профиля, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 09 марта 2017 года, равной 20 768 000,00 (двадцать миллионов семьсот шестьдесят восемь тысяч) рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать дату обращения ОАО "Адыгпромстрой" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 26 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Определением Верховного суда Республики Адыгея от 20 мая 2019 года постановлено:
"Исправить описку, допущенную в вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частях решения Верховного суда Республики Адыгея от 22 апреля 2019 года по административному исковому заявлению ОАО фирма "Адыгпромстрой" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равной их рыночной стоимости, указав вместо неправильного наименования "ОАО "Адыгпромстрой" верное наименование "ОАО фирма "Адыгпромстрой"".
Определением Верховного суда Республики Адыгея от 30 мая 2019 года постановлено:
"Исправить описку, допущенную во вводной части решения Верховного суда Республики Адыгея от 22 апреля 2018 года по административному исковому заявлению ОАО фирма "Адыгпромстрой" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равной их рыночной стоимости, указав дату вынесения решения "22 апреля 2019 года", вместо "22 апреля 2018 года".
Заслушав доклад судьи Мерзакановой Р.А, пояснения заинтересованных лиц - представителя Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея по доверенности Ушакова М.В, представителя администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея по доверенности Скобеевой Т.И, представителя Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Ожева Р.А, поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Открытое акционерное общество "Адыгпромстрой" обратился в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
В судебном заседании первой инстанции представитель административного истца исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельных участков с учетом результатов судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Матыжев Х.А. в судебном заседании первой инстанции оставил разрешение административных исковых требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО "Город Майкоп" Скобеева Т.И. в судебном заседании первой инстанции просила отказать в удовлетворении административных исковых требований ОАО "Адыгпромстрой" ввиду того, что требования истца нарушают права администрации в части сокращения дохода местного бюджета в виде имущественного налога.
Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея по доверенности Ладыженко О.С. просила рассмотреть дело в её отсутствие, решение по делу оставила на усмотрение суда первой инстанции.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп", надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание первой инстанции не явились.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица руководитель Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп" Казначевская О.С. просила решение Верховного суда Республики Адыгея от 22.04.2019 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить и принять по административному делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований ОАО фирмы "Адыгпромстрой".
Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что в ходе судебного разбирательства в первой инстанции истцом не представлено доказательств несоответствия государственной кадастровой оценки установленным законом требованиям. Уменьшение кадастровой стоимости спорных объектов ведет к уменьшению размера арендной платы, поступающей в бюджет муниципального образования "Город Майкоп". Заключение эксперта N03/19/09 от 29.03.2019 года не подтверждает действительную рыночную стоимость земельных участков, не соответствует требованиям нормативных актов в области оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость исследуемых земельных участков существенно занижена и не соответствует их реальной стоимости.
Считает, что указанные выше обстоятельства могли привести к необоснованному искажению рыночной стоимости земельного участка, которая по результатам проведенной оценки оказалась значительно ниже кадастровой стоимости.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея по доверенности Скобеева Т.И. просила решение Верховного суда Республики Адыгея от 22.04.2019 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении требований Открытого акционерного общества фирма "Адыгпромстрой" отказать.
Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что уменьшение кадастровой стоимости объектов оценки ведет к уменьшению доходов, поступающих в бюджет МО "Город Майкоп" от налоговых и арендных платежей. В то же время, государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства) на территории Республики Адыгея утверждена Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 06.09.2016 N 223. Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея, утверждена Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25.11.2016 N276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея".
Указанные оценки проведены специализированными организациями, на основании государственных контрактов, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Считает, что в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции доказательств несоответствия государственной кадастровой оценки установленным законом требованиям, административным истцом не представлено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на нее, выслушав участников процесса, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, не явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административному истцу ОАО "Адыгпромстрой" принадлежат:
- на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 01:08:0512001:9, общей площадью 2926 +/- 19 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственной базы, расположенный по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"-в.
Право собственности административного истца на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0512001:9 подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 28.11.2018 N КУВИ - 001/2018-14455044.
- на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 01:08:0512001:30, общей площадью 8162+/- 32 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленной базы, расположенный по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"-д.
Право собственности административного истца на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0512001:30 подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 28.11.2018 N КУВИ-001/2018-14454998.
Кроме того, административный истец является арендатором:
-земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:5, общей площадью 4 100+/-22 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"-а.
Право аренды административного истца на земельный участок с кадастровым номером 01:08:050400:5 подтверждается договором аренды земельного участка от 22.07.2008 N 000167, а также выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 30.11.2018 N КУВИ-001/2018-14722568.
- земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:6, общей площадью 29 009 +/- 60 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения УПТК фирмы "Адыгпромстрой", расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес".
Право аренды административного истца на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0504002:6 подтверждается договором аренды земельного участка от 03.12.2015 N 008466, а также выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 30.11.2018 N КУВИ-001/2018-14718520.
- земельного участка с кадастровым номером 01:08:0503006:11, общей площадью 31078 +/-62 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автобазы, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", квартал П-5.
Право аренды административного истца на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0503006:11 подтверждается договором аренды земельного участка от 29.09.2016 N 008605, а также выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 30.11.2018 N КУВИ-001/2018-14725719.
- земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:413, общей площадью 31044 +/-62 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунально-складские и производственные предприятия различного профиля, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес".
Право аренды административного истца на земельный участок с кадастровым номером 01:08:0504002:413 подтверждается договором аренды земельного участка от 25.10.2018 N 8936, а также выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 30.11.2018 N КУВИ-001/2018-14719128.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункта 6 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508, под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Из приведенных норм права следует, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям N 276 от 25 ноября 2016 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея" методом массовой оценки.
Поскольку административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 01:08:0512001:9, 01:08:0512001:30, и арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 01:08:0504002:5, 01:08:0504002:6, 01:08:0503006:11, 01:08:0504002:413, оплачивая земельный налог и арендную плату, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельных участков. Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного и в силу абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ административный истец, будучи собственником и арендатором земельных участков, оплачивающим земельный налог и вносящим арендную плату, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости спорных земельных участков и в суд. При этом суд учитывает, что установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения земельного налога и установления арендной платы на земельные участки.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:
- 01:08:0512001:9 утверждена по состоянию на 01.01.2016 и составляет 3 271 121,7 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости N КУВИ -001/2018-14454204 от 28.11.2018;
- 01:08:0512001:30 утверждена по состоянию на 01.01.2016 и составляет 8 081 114,58 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости N КУВИ -001/2018-14454207 от 28.11.2018;
- 01:08:0504002:5 утверждена по состоянию на 01.01.2016 и составляет 4 749 891,00 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости N КУВИ -001/2018-14589627 от 29.11.2018;
- 01:08:0504002:6 утверждена по состоянию на 01.01.2016 и составляет 27 230 748,3 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости N КУВИ -001/2018-14587614 от 29.11.2018;
- 01:08:0503006:11 утверждена по состоянию на 01.01.2016 и составляет 34 307 625, 76 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости N КУВИ -001/2018-1458953 от 29.11.2018;
- 01:08:0504002:413 утверждена по состоянию на 09.03.2017 года и составляет 32 744 590, 32 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости N КУВИ -001/2018-14589312 от 29.11.2018.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Адыгея путем подачи заявления, которое было отклонено 16.01.2018 (т. 1 л.д. 220-224).
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 года, а по земельному участку с кадастровым номером 01:08:0504002:413 по состоянию на 09.03.2017. При этом, в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
При этом, оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, административный истец представил в суд первой инстанции отчет N 237/012/18 от 13.12.2018, подготовленный ООО "Сенат-Оценка", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0512001:9, по состоянию на 01.01.2016, составляет 1 971 270,00 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0512001:30, по состоянию на 01.01.2016, составляет 5 498 807,00 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:5, по состоянию на 01.01.2016, составляет 2 762 204,00 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:6, по состоянию на 01.01.2016, составляет 17 859 533,00 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0503006:11, по состоянию на 01.01.2016, составляет 19 133 323,00 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:413, по состоянию на 09.03.2017, составляет 22 397 999,00 рублей (т. 1 л.д. 84-219).
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости земельных участков, в целях устранения возникших сомнений, по ходатайству представителя административного истца определением Верховного суда Республики Адыгея от 11.03.2019 по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Вектор".
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы от 29.03.2019 N 03/19/09, проведенной экспертами ООО "Вектор" Юрченко А.И. и Ильиновым Д.С.:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0512001:9, общей площадью 2926 +/- 19 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"-в, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 2 138 000,00 рублей;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0512001:30, общей площадью 8162+/- 32 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленной базы, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"-д, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 5 964 000,00 рублей;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:5, общей площадью 4 100+/-22 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственной базы, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес"-а, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 2 996 000,00 рублей.
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:6, общей площадью 29 009 +/- 60 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения УПТК фирмы "Адыгпромстрой", расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 01 января 2016 года составляет 19 714 000,00 рублей;
-рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0503006:11, общей площадью 31078 +/-62 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автобазы, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", квартал П-5, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 21 120 000,00 рублей.
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0504002:413, общей площадью 31044 +/-62 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунально-складские и производственные предприятия различного профиля, расположенного по адресу: местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 09 марта 2017 года составляет 20 768 000,00 рублей.
Также, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не привели суду первой инстанции конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии заключения оценочной судебной экспертизы требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 N 611. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Ходатайств о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы лица, участвующие в деле, суду первой инстанции не заявили.
Суд первой инстанции, в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, пришел к выводу, что заключение судебной оценочной экспертизы от 29.03.2019 N 03/19/09, проведенной экспертами ООО "Вектор", соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 N 297, N 298, N 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 N 611. Приведенные в заключении судебной оценочной экспертизы выводы экспертов не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение экспертов относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых земельных участков основано экспертами на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 N 299, предусматривают, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Оценивая приведенные выводы судебной оценочной экспертизы всесторонне, в совокупности с предоставленными суду первой инстанции доказательствами, суд первой инстанции считает правильным, обоснованным и объективным заключение судебной оценочной экспертизы, поскольку выводы экспертов основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объекта оценки. Экспертами не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 N 299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, просил определить кадастровую стоимость земельных участков по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции обоснованно определил, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
Датой обращения административного истца ОАО "Адыгпромстрой" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 26 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, с вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в полном объеме, поскольку они мотивированы, основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, решение основано на нормах материального права, регулирующих возникшие правоотношения, в связи, с чем, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Адыгея от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей заинтересованных лиц администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея по доверенности Скобеевой Т.И. и руководителя комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея Казначевской О.С.- без удовлетворения.
Председательствующий Н.К. Боджоков
Судьи: Е.А. Тхагапсова
Р.А. Мерзаканова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.