Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Сокола В.С,
судей
Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре
Вааповой С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску Ошанова С.А. и Ошановой Н.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, третьи лица - ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, 1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрация г. Феодосии, Ошанова Л.С. и Сокульская Т.С, по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации - Яшкова В.Л. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Ошанов С.А. и Ошанова Н.А. 17 сентября 2018 года обратились в суд с данным иском и просили сохранить в перепланированном виде квартиру, расположенную по адресу: "адрес", признать за ними в порядке приватизации в равных долях право собственности на эту квартиру.
Заявленные требования истцы обосновали тем, что Ошанов С.А. с 1982 года по март 2005 года проходил службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации. Приказом командира войсковой части 78384 от ДД.ММ.ГГГГ N Ошанов С.А. уволен с военной службы с зачислением в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). С ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. В период прохождения действительной военной службы Ошанову С.А. с совместно проживающим с ним членам семьи (жене Ошановой Н.А, дочери Ошановой Л.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Ошановой Т.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в 1999 года была предоставлена для проживания трехкомнатная служебная квартира по адресу: "адрес". Указанная квартира была исключена из числа служебных, в связи с чем, Ошанову С.А. с составом семьи из трех человек (Ошанова Н.А.- жена, Ошанова Л.C. - дочь, Ошанова Т.С. - дочь) ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер N на занимаемое ими жилое помещение. По указанному адресу Ошанов С.А. зарегистрирован с 2007 года, Ошанова Н.А. с 2002 года, Ошанова Л.C. с 2004 года, Ошанова Т.С. с 2002 года. В последующем Ошанова Т.С. после регистрации брака изменила фамилию на "Сокульская". Ошанова Л.C. и Сокульская Т.С. отказались от участия в приватизации, о чем ими поданы нотариально удостоверенные заявления. Ранее истцы не реализовали право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации. Истцы обращались в структурные подразделения МО РФ с просьбой передать предоставленную им квартиру в собственность путем приватизации, однако квартиру им в собственность до настоящего времени так и не передали, в связи с чем истцы вынуждены обратиться в суд с настоящим иском /т.1, л.д. 3-6/.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года указанный иск удовлетворен.
Квартира, расположенная по адресу: "адрес", сохранена в перепланированном виде со следующими техническими характеристиками: 1 - прихожая площадью 8,4 кв.м, 2 - санузел площадью 4,9 кв.м, 3 - кухня площадью 10,9 кв.м, 4 - жилая комната площадью 11,7 кв.м, 5 - кладовая площадью 1,3 кв.м, 6 - жилая комната площадью 18,9 кв.м, 7 - жилая комната площадью 9,5 кв.м, I - балкон площадью 1,7 кв.м, II - лоджия площадью 1,4 кв.м, III - балкон площадью 0,9 кв.м. "адрес" 69,6 кв.м, жилая площадь 40,1 кв.м. Кадастровый N.
Признано за Ошановым С.А. и Ошановой. Н.А. в порядке приватизации право общей долевой собственности в равных частях (по 1/2 доли у каждого) на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 69,6 кв.м, жилой - 40,1 кв.м, кадастровый N.
Указано, что настоящее решение является основанием для прекращения права собственности Правительства Российской Федерации на "адрес" расположенную по адресу: "адрес", и регистрации права общей долевой собственности Ошанова С.А. и Ошановой Н.А. на данную квартиру по 1/2 доле за каждым, и внесения соответствующих записей в ЕГРН /т.1, л.д. 239-245/.
Не согласившись с данным решением суда, представитель Министерства обороны Российской Федерации - Яшков В.Л. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /т. 2, л.д. 2-4/.
В частности, основные доводы жалобы заключаются в том, что спорная квартира предоставлена Ошанову С.А. на основании ордера с отметкой "служебная", договор социального найма между Ошановым С.А. и уполномоченным органом Минобороны России не заключался, также истцом не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие у него имущества на территории Российской Федерации.
Ошановым С.А. предоставлены письменные возражения, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /т. 2, л.д. 11-13/.
Представитель истцов Ошанова С.А. и Ошановой Н.А. - Никонов Н.В. в заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
Истцы, представители ответчиков и третьи лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились, от Ошанова С.А. и Ошановой Н.А, а также представителя ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие /т.2, л.д. 43, 61/, остальные участники процесса о причинах своей неявки не сообщили, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С, выслушав пояснения представителя истцов, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец - Ошанов С.А. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в звании капитана 2 ранга.
Ошанов С.А. на основании Приказа командира войсковой части 78384 от ДД.ММ.ГГГГ N уволенный с военной службы Приказом Командующего Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ N в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности") с правом ношения военной формы и объявлением благодарности, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части.
Общая продолжительность военной службы капитана 2 ранга Ошанова С.А. в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 27 лет.
При прохождении службы в 1999 года Ошанову С.А. и членам его семьи - супруге Ошановой Н.А. и дочерям - Ошанова Л.С. и Ошановой Т.С. была распределена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", на основании Протокола N от ДД.ММ.ГГГГ /т.1, л.д. 12-16/.
На основании указанного решения Ошанов С.А. с членами своей семьи - супругой Ошановой Н.А. и дочерями - Ошанова Л.С. и Ошановой Т.С. вселился в трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ "адрес", расположенная по адресу: "адрес", закреплена как служебная за 1998 ОМИС /т.1, л.д. 96/.
ДД.ММ.ГГГГ между Домоуправлением N ОМИС и Ошановым С.А. заключен договор найма в домах государственного и коммунального жилищного фонда на служебную "адрес", расположенную по адресу: "адрес" /т.1, л.д. 30/.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Феодосийского городского совета выдано свидетельство о праве собственности Российской Федерации на квартиры N N и N, расположенные по адресу: "адрес" /т.1, л.д. 98/.
ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Феодосийского городского совета N на основании ходатайства 1998 ОМИС ЧФ Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ трехкомнатная "адрес", расположенная по адресу: "адрес", исключена из числа служебных и закреплена за Ошановым С.А. с составом семьи из четырех человек, в т.ч. жена и две дочери, который состоял на квартирном учете при войсковой части 78384 /т.1, л.д. 219/.
На основании указанного решения Ошанову С.А. на состав семьи из четырех человек, в т.ч. жена - Ошанова Н.А. и дочери - Ошанова Л.С. и Ошанова Т.С, исполнительным комитетом Феодосийского городского совета ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер N на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" /т.1, л.д. 220/.
Ошанов С.А. с членами своей семьи - супругой Ошановой Н.А. и дочерями Ошанова Л.С. и Ошановой Т.С. на основании решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ и ордера N от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы проживают до настоящего времени в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес".
Таким образом, при рассмотрении дела судом достоверно установлено изменение статуса спорного жилого помещения в 2005 году и утраты им статуса служебного жилья. Доказательств обратного не предоставлено и материалы дела не содержат, в связи с чем доводы апеллянта в данной части являются несостоятельными.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С истцом уполномоченным собственником жилья заключен договор найма, который до настоящего времени не оспорен и не признан недействительным в установленном законом порядке, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части отклоняются, как необоснованные.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования урегулирован Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Статья 1 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" даёт понятие приватизации жилых помещений, которой является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно статье 2 данного Закона, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из смысла статей 1, 2 указанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 (ред. от 02 июля 2009 года) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в котором указано, что, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Статья 11 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" закрепляет, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статье 6 данного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N1053 (ред. от 22 октября 2014 года) "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N1550 (ред. от 05 апреля 2011 года) "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" (вместе с "Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями"), на Департамент имущественных отношений МО России возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России), организации передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность, ведение реестра жилых помещений Министерства обороны.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года N2580-р создано Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N110 от 25 февраля 2014 года утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Минобороны России, согласно которому Департамент уполномочен, в том числе от имени Минобороны России заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.
По информации филиала ГУП Республики Крым "Крым БТИ" в г. Феодосия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется запись о регистрации права собственности на "адрес", расположенную в многоквартирном жилом "адрес", за Российской Федерацией, которая передана воинской части N в управление на основании свидетельства на право собственности, выданного ДД.ММ.ГГГГ исполкомом Феодосийского городского совета /т.1, л.д. 82/.
Из выписки из ЕГРН, следует, что объект недвижимости - "адрес", общей площадью 69,2 кв.м, (общая площадь указана в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации) имеет кадастровый N, сведения необходимые для заполнения раздела 2 (о собственнике, правообладателе) отсутствуют /т.1, л.д. 55/.
Согласно материалам дела, в "адрес" произведена самовольна перепланировка, которая состоит в следующем:
демонтирована перегородка между помещением N - прихожая площадью 10,1 кв.м и N - туалет площадью 1,5 кв.м (до перепланировки);
демонтирована перегородка между помещением N - прихожая площадью 10,1 кв.м и N - ванная площадью 2,9 кв.м (до перепланировки);
помещение N - санузел площадью 4,9 кв.м (после перепланировки) образовано путем объединения туалета площадью 1,5 кв.м (до перепланировки), части прихожей площадью 10,1 кв.м (до перепланировки) и части ванной площадью 2,9 кв.м (до перепланировки), возведены ненесущие перегородки между помещением N - санузел площадью 4,9 кв.м (после перепланировки) и N - кухня площадью 10,9 кв.м (после перепланировки) и между помещением N - санузел площадью 4,9 кв.м (после перепланировки) и N - прихожая площадью 8,4 кв.м (после перепланировки);
площадь помещения N - кухня площадью 10,9 кв.м (после перепланировки) увеличено за счет объединения с частью помещения N - ванная площадью 2,9 кв.м (до перепланировки);
установлен новый дверной проем в перегородке между N - прихожая площадью 8,4 кв.м (после перепланировки) и N - санузел площадью 4,9 кв.м (после перепланировки);
установлен новый дверной проем в перегородке между N - прихожая площадью 8,4 кв.м (после перепланировки) и N - кухня площадью 10,9 (после перепланировки).
Согласно технического паспорта ГУП РК "Крым БТИ", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: "адрес", состоит из следующих помещений: 1 - прихожая, площадью 8,4 кв.м, 2 - санузел, площадью 4,9 кв.м, 3 - кухня, площадью 10,9 кв.м, 4 - жилая комната, площадью 11,7 кв.м, 5 - кладовая, площадью 1,3 кв.м, 6 - жилая комната, площадью 18,9 кв.м, 7 - жилая комната, площадью 9,5 кв.м, I - балкон, площадью 1,7 кв.м, II - лоджия, площадью 1,4 кв.м, III - балкон, площадью 0,9 кв.м. Общая площадь 69,6 кв.м, жилая площадь 40,1 кв.м.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N170, определено, что переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно заключению судебной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, в целом перепланировка квартиры, расположенной по адресу: "адрес", соответствует градостроительным, строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Перепланировка указанной квартиры не нарушает целостность конструкций жилого "адрес" и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Специалист ОНД по г. Феодосии УНД ГУ МЧС России по Республике Крым в суде первой инстанции дал заключение о том, что перепланировка квартиры, расположенной по адресу: "адрес", соответствует градостроительным, строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям.
Истцы обращались с заявлением о передаче им в собственность занимаемого жилого помещения, относящегося к государственной собственности, в структурные подразделения Министерства Обороны Российской Федерации, муниципальные органы.
В соответствии с информацией ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации, жилое помещение "адрес" расположенной по адресу: "адрес"Б, не входит в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации /т.1, л.д. 28/.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России указывает на отсутствие механизма передачи в собственность занимаемой истцами квартиры, а также о возможности истцам реализовать свое право в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение в рамках гражданского судопроизводства /т.1, л.д. 26/.
Право на бесплатную приватизацию истцы не использовали и в настоящее время не могут использовать его по независящим от них причинам.
Предусмотренное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.
Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Соответствующая правовая позиция была отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 года.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Ошанова Л.С. и Сокульская (до брака - Ошанова) Т.С. предоставили нотариально удостоверенный отказ от участия в приватизации "адрес" расположенной по адресу: Республика "адрес" /т.1, л.д. 23-24, 46/.
Суд первой инстанции, установив, что перепланировка квартиры не создает угрозу жизни и здоровья граждан и не нарушает их права и законные интересы, в связи с чем, данное жилое помещение может быть сохранено в перепланированном виде, истцы вселились в спорную квартиру в установленном законом порядке на основании ордера, в настоящее время спорное жилое помещение находится в государственной собственности и не является специализированным (служебным) жильем, а не заключением с истцами договора о бесплатной передачи квартиры в собственность в порядке приватизации незаконно ограничиваются права истцов в реализации их права на безвозмездную передачу в собственность спорного жилого помещения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с таким разрешением спора, поскольку выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.
Доводы, приведенные заявителем в рассматриваемой апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного акта, постановленного по данному делу, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 3 ноября 1998 года N25-П и от 5 апреля 2007 года N5-П, Определение от 15 мая 2007 года N378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.
К юридически значимым обстоятельствам по данному делу следует отнести установление того, на каком праве истцам была предоставлена вышеуказанная квартира, какова правовая природа отношений, фактически сложившихся между сторонами в связи с использованием истцами спорной квартиры для проживания в ней.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции исходил из того, что вышеуказанная квартира была исключена из состава служебного жилья и предоставлена истцам из государственного жилищного фонда с 2005 года на условиях социального найма.
Судебная коллегия полагает, что такой вывод суда является обоснованным, поскольку, истцы на законных основаниях вселились в спорное жилое помещение и проживают в нем, ответчики вплоть до 2018 года, то есть на протяжении более 18 лет с момента фактического их вселения, подтверждали законность такого вселения и проживания, не требовали выселения истцов из спорной квартиры.
Как следует из положений пунктов 1 и 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с пунктом 6 указанной статьи - жилищные права и обязанности возникают: вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
С учетом разумных ожиданий истцов, реализации конечной их цели, как лиц, нуждающихся в жилом помещении, условий соглашения - законного фактического предоставления постоянного жилища, факта совершения направленных на это мероприятий со стороны истцов, выразившихся в несении бремени содержания выделенного в пользование имущества, материалами дела подтверждено, что стороны совершили совокупность взаимных действий, свидетельствующих о фактическом заключении и исполнении договора социального найма и, несмотря на отсутствие его юридического оформления, совершение указанных действий повлекло за собой определенные правовые последствия для обеих сторон.
Предоставленные ответчиком документы в подтверждение своих возражений не опровергают указанные обстоятельства.
В настоящее время имеет место нарушение прав истцов в реализации ими прав на приватизацию жилого помещения в которое они на законных основаниях вселились и проживают.
Более того, как неоднократно указывалось в правоприменительной практике Верховного Суда Российской Федерации, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, то есть в данном случае вне зависимости от воли ответчиков.
Тот факт, что право на бесплатную приватизацию истцы не использовали, подтверждается соответствующими уведомлениями из ЕГРН, в связи с чем доводы жалобы в данной части судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Апелляционная жалоба не содержит доводов на решение суда в части сохранения квартиры в перепланированном виде, в связи с чем судебная коллегия не вступает в их обсуждение.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.