Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Шидаковой О.А,
при секретаре Ломзиной М.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации города Армянска Республики Крым к судебному приставу - исполнителю Отдела судебных приставов по городу Армянску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым Андреевой Екатерине Владимировне, Отделу судебных приставов по городу Армянску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, заинтересованные лица - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, прокуратура города Армянска об освобождении от взыскания исполнительского сбора, по апелляционной жалобе Администрации города Армянска Республики Крым на решение Армянского городского суда Республики Крым от 5 апреля 2019 г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Администрация города Армянска Республики Крым обратилась в Армянский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили освободить Администрацию города Армянска Республики Крым от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 6 марта 2019 г..по исполнительному производству N-ИП в размере 50000 руб, мотивируя тем, что 12 февраля 2019 г..постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г..Армянску УФССП по Республике Крым Андреевой Е.В. возбуждено исполнительное производство N-ИП, предметом исполнения которого является обязание Администрации города Армянска Республики Крым в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке в районе многоквартирных домов N N3, 4 микрорайона имени Корявко г..Армянска. Пунктом 2 указанного постановления установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, с момента получения копии настоящего постановления. 6 марта 2019 г..судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г..Армянску УФССП России по Республике Крым Андреевой Е.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Указывают, что с момента вынесения решения суда, в феврале 2018 г, Администрацией города Армянска была организована работа по сбору и вывозу отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке в районе многоквартирных домов N3,4 микрорайона имени генерала Корявко, по результатам которой осуществлен сбор и вывоз отходов потребления, осуществлен сбор отходов производства, их складирование, что подтверждается актом обследования территорий, в местах ранее демонтированных зданий общежитий по адресу: "адрес".
Администрация города Армянска организовала частичный сбор, вывоз, складирование крупногабаритных строительных конструкций, сбор и вывоз несанкционированно размещенных бытовых отходов, механизированную планировку грунта на очищенных территориях, удаление дикой поросли, обрезку деревьев с последующим вывозом, очистку территорий от мелких фрагментов строительного мусора до фундаментов. Кроме того, разработана и утверждена проектно-сметная документация на проведение работ по разборке бетонных фундаментов, сбору и вывозу отходов, расположенных на земельном участке в районе многоквартирных жилых домов N3,4 микрорайона имени генерала Корявко в г..Армянске. Согласно проектно-сметной документации стоимость проведения работ по разборке бетонных фундаментов, сбору и вывозу отходов, расположенных на земельном участке в районе многоквартирных жилых домов N3,4 микрорайона имени генерала Корявко в г..Армянске составляет 4294,85 рублей. При этом, Администрация города Армянска Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым и не наделена полномочиями по утверждению бюджета и внесению в него изменений. Администрация является казенным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются исключительно в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым на 2019 год, утвержденной решением Армянского городского совета Республики Крым от 11 декабря 2018 г..N 583. Бюджет муниципального образования городской округ Армянск является высокодотационным, решение суда исполнялось при наличии финансовых и материальных возможностей, что является исключительным обстоятельством, препятствующим Администрации города Армянска в полном объеме исполнить решение суда в пятидневный срок.
Также, исходя из того, что Администрация города Армянска не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не является организацией, которая самостоятельно может исполнить решение суда, не заключив муниципальный контракт на предоставление услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, невыполнение администрацией города Армянска решения суда в пятидневный срок не является уклонением. В связи с указанным, просят освободить от уплаты исполнительского сбора в порядке части 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г..N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Решением Армянского районного суда Республики Крым от 5 апреля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Администрации города Армянска Республики Крым отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрацией города Армянска Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковое заявление удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на наличие оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
В судебное заседание судебный пристав - исполнитель Отдела судебных приставов по городу Армянску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым Андреева Е.В, представители Администрации города Армянска Республики Крым, Отдела судебных приставов по городу Армянску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, прокуратуры города Армянска не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов предусмотрены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Из материалов дела следует, что решением Армянского городского суда Республики Крым от 29 июня 2017 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 17 октября 2017 г. иск прокурора города Армянска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Армянска Республики Крым о признании бездействия незаконным, понуждении к выполнению определенных действий удовлетворен. Признано незаконным бездействие Администрации города Армянска Республики Крым, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на земельном участке в районе многоквартирных домов NN3,4 микрорайона имени генерала Корявко города Армянска Республики Крым. На Администрацию города Армянска Республики Крым возложена обязанность организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке в районе многоквартирных домов NN3,4 микрорайона имени генерала Корявко города Армянска Республики Крым, установив срок исполнения обязанности в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановление судебного пристава - исполнителя Отдела судебных приставов по городу Армянску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым Андреевой Е.В. от 12 февраля 2019 г. возбуждено исполнительное производство N в отношении должника Администрации города Армянска Республики Крым, предмет исполнения: обязать Администрацию города Армянска Республики Крым организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке в районе многоквартирных домов "адрес", установив срок исполнения обязанности в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 2 данного постановления, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства, была получена Администрацией города Армянска 21 февраля 2019 г.
6 марта 2019 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по городу Армянску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым Андреевой Е.В. вынесено постановление о взыскании с должника Администрации города Армянска Республики Крым исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания считать, что неисполнение требований исполнительного документа Администрацией города Армянска Республики Крым вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
С указанным выводом судебная коллегия не соглашается в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 6 названной статьи предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом, согласно пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Аналогичное разъяснение дано в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Из материалов дела усматривается, что должником подобные меры предпринимались.
Так, из материалов дела следует, что на основании протокольного поручения в целях исполнения решения Армянского городского суда Республики Крым от 29 июня 2017 г, обставленного без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 17 октября 2017 г, заместителем главы Администрации города Армянска, заведующим сектора благоустройства и природопользования отдела жилищного хозяйства, благоустройства и природопользования администрации города Армянска, директором МКП "Благоустройство" 21 февраля 2018 г. проведено обследование территорий, в местах ранее демонтированных общежитий по адресу: "адрес", по результатам которого составлен акт от 21 февраля 2018 г. и рекомендовано организовать работу по разработке проектно-сметной документации на демонтаж фундаментов и вывоз крупногабаритного мусора; провести демонтаж и вывоз крупногабаритного мусора; территорию включить в план работ по санитарной очистке на регулярной основе.
10 сентября 2018 г. Администрацией города Армянска Республики Крым в адрес главы Республики Крым направлено письмо о возможности выделения бюджету городского округа Армянск дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в общей сумме 27,8 млн. руб.
25 июня 2018 г. между Администрацией города Армянска Республики Крым (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО2 (Исполнитель) заключен муниципальный контракт N78, согласно которому Исполнитель обязуется выполнить следующие работы - разработать сметную документацию, провести государственную строительную экспертизу и получить положительное заключение экспертизы по объекту "Проведение работ по разборке бетонных фундаментов, сбор и вывоз отходов, расположенных на земляном участке в районе многоквартирных жилых домов "адрес"" в рамках выполнения мероприятий по ликвидации стихийных свалок на территории муниципального образования : некой округ Армянск Республики Крым в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в объеме, необходимом для разработки указанной сметной документации, а также в соответствии с обязательными для сторон строительными нормами и правилами согласно утвержденного Заказчиком технического задания сложения 1), и передать их Заказчику.
16 ноября 2018 г. Государственным автономным учреждением Республики Крым "Государственная строительная экспертиза" дано положительное заключение N 91-1-10009-18 о том, что сметная документация соответствует действующим нормативам и правилам в области сметного нормирования и ценообразования в строительстве и сметная стоимость по объекту "Проведение работ по разборке бетонных фундаментов, сбор и вывоз отходов, расположенных на земельном участке в районе многоквартирных домов NN3,4 микрорайона имени генерала Корявко города Армянска" определена правильно.
Постановлением Администрации города Армянска Республики Крым от 27 декабря 2018 г. N 849 утвержден сводный сметный расчет стоимости строительства объекта "Проведение работ по разборке бетонных фундаментов, сбор и вывоз отходов, расположенных на земельном участке в районе многоквартирных домов NN3,4 микрорайона имени генерала Корявко города Армянска".
21 марта 2019 г. в целях исполнения решения Армянского городского суда Республики Крым от 29 июня 2017 г, заместителем главы администрации города Армянска, заведующим сектора муниципального контроля администрации города Армянска, директором МКП "Благоустройство" проведено обследование территорий, в местах ранее демонтированных общежитий по адресу: "адрес", по результатам которого составлен акт от 21 марта 2019 г, согласно которому территория очищена от бытовых отходов потребления и дикой поросли с последующим вывозом, организован сбор и вывоз обособленных крупногабаритных отходов производства, произведена механизированная планировка грунта на очищенных территориях, произведена очистка мелких фрагментов строительного мусора до оснований фундаментов. Также комиссия пришла к выводу о проведении демонтажа и вывоза оснований бетонных ленточных фундаментов, армированных свай лишь с применением специализированной строительной техники в рамках работ, предусмотренных разработанной проектно-сметной документацией, в связи с залеганием оснований конструкций на глубину до 4 метров и продолжении регулярной санитарной очистки территории.
2 апреля 2019 г. заместителем главы администрации города Армянска, заведующим сектора муниципального контроля администрации города Армянска, начальником отдела жилищного хозяйства, благоустройства й природопользования администрации города Армянска, заведующим сектором благоустройства и природопользования отдела жилищного хозяйства, благоустройства и природопользования администрации города Армянска, заведующим сектором по контролю и надзору за выполнением строительно-монтажных работ отдела капитального строительства администрации города Армянска, директором МКП "Благоустройство" произведено обследование территорий, в районе многоквартирных жилых домов N3 и N4 мкрн. Корявко г. Армянск, в местах ранее демонтированных зданий общежитий по адресу: "адрес", о чем составлен акт от 2 апреля 2019 г, согласно которому по результатам визуального осмотра установлено, что на земельном участке расположено 2 фундамента. Вокруг фундаментов отсутствуют отходы производства и потребления. Фундаменты состоят из железобетонных монолитов, строительных свай, плит перекрытия, неразрывно связанных между собой. Извлечение строительных изделий технически осуществить невозможно без разрушения существующих связей строительных конструкций, обеспечивающих его пространственную жесткость и устойчивость (фундаментов), с применением тяжелой специализированной техники и средствами механизированного разрушения конструкций.
Кроме того, определением Армянского городского суда Республики Крым от 10 июня 2019 г. Администрации города Армянска Республики Крым предоставлена отсрочка исполнения решения Армянского городского суда Республики Крым по гражданскому делу N2-150/2017 от 29 июня 2017 г, которым должник обязан организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на земельном участке в районе многоквартирных домов "адрес".
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении требований исполнительного документа, поскольку Администрацией города Армянска Республики Крым со своей стороны принимались меры для исполнения вышеуказанного исполнительного листа.
В силу изложенного нельзя признать правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии объективных причин и наличии виновного противоправного бездействия должника - Администрации города Армянска Республики Крым в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.
Учитывая, что административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы Администрации города Армянска Республики Крым следует признать обоснованными, являющимися достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Армянского городского суда Республики Крым от 5 апреля 2019 г, - отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Администрации города Армянска Республики Крым удовлетворить.
Освободить Администрацию города Армянска Республики Крым от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 6 марта 2018 г. по исполнительному производству N в размере 50000,00 (пятьдесят тысяч) рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.