Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Акульшиной Т.В,
судей Шубиной И.И, Мищенко О.А,
при секретаре Трусковской И.Е,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шубиной И.И. гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Горячевой Л.А. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 08 августа 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Горячевой ***** в пользу Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы субсидию в размере 312 000 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 65 568 руб. 57 коп..
Взыскать с Горячевой ***** в доход государства государственную пошлину в сумме 6 975 руб. 68 коп..
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы обратился в суд с иском к Горячевой Л.А. о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии в сумме 312 000 руб, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 65 568 руб. 57 коп, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с 16 июня 2017 г. до момента полного исполнения решения суда из расчета ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды. В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что 07 июля 2011 г. между истцом и ответчиком был заключен договор, в соответствии с которым ответчику за счет средств бюджета г. Москвы была предоставлена субсидия на организацию самозанятости в размере 312 000 руб... В соответствии с условиями договора ответчик приняла на себя обязательство трудоустроить 4-х граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с заработной платой не ниже минимальной заработной платы, установленной в г. Москве. Также ответчик обязалась предоставлять ежеквартальные отчеты о ходе выполнения обязательств по договору. Обязательства по договору ответчик в полном объеме не выполнила.
Представитель истца Ильина Т.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала.
Ответчик Горячева Л.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась.
Суд постановилвышеприведенное решение, об отмене которого просит ответчик Горячева Л.А, указывая на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Исследовав доводы апелляционной жалобы о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, установив, что в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении ответчика Горячевой Л.А. о времени и месте судебного заседания, назначенного на 08 августа 2017 года, судебная коллегия 24 мая 2018 года вынесла определение, которым перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (л.д. 150).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 июня 2018 года решение Головинского районного суда г. Москвы от 08 августа 2017 года отменено, по делу постановлено новое решение.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 июня 2018 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский городской суд.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
В силу п. 4 ст. 330 ГПК РФ о снованием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Учитывая допущенное судом первой инстанции существенное нарушение норм процессуального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Ильина Т.В. явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик Горячева Л.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, иск не признала.
Разрешая спор, судебная коллегия установиласледующие фактические обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, 7 июля 2011 г. между Департаментом труда и занятости населения г. Москвы и Горячевой Л.А, зарегистрированной в качестве безработной 2 марта 2011 г, был заключён договор о предоставлении из бюджета г. Москвы субсидии на организацию самозанятости.
В соответствии с пунктом 1.1 договора Горячева Л.А. обязалась организовать фермерское хозяйство по производству, переработке, хранению и реализации экологически чистого картофеля и овощей для удовлетворения потребностей населения г. Москвы, а Департамент в целях полного или частичного возмещения её затрат по организации самозанятости обязался предоставить Горячевой Л.А. субсидию на организацию самозанятости из бюджета г. Москвы.
Согласно пункту 2.1.1 договора Горячева Л.А. приняла на себя обязательство до 29 июля 2011 г. зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующем органе.
Пунктом 2.1.4 договора предусмотрена обязанность Горячевой Л.А. использовать денежные средства, полученные от Департамента в виде субсидии, на возмещение затрат по организации самозанятости согласно смете затрат и не позднее сроков, установленных графиком представления отчётов о расходовании субсидии на организацию самозанятости.
Горячева Л.А. также должна была представлять в период пользования субсидией в сроки, определённые договором, в Государственное учреждение Центр занятости населения Северного административного округа г. Москвы отчёт о расходовании целевых средств с подтверждающими оплату платёжными документами (договоры, счета-фактуры, кассовые и товарные чеки, накладные и т.д.) в соответствии с графиком представления отчётов, утверждённым Департаментом (пункт 2.1.5 договора).
Пунктом 2.1.6 договора на Горячеву Л.А. возложена обязанность создать 4 новых рабочих места, трудоустроить на них 4 граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с бизнес-планом, с заработной платой работникам не ниже минимальной заработной платы, установленной в г. Москве.
До 15 числа месяца, следующего за кварталом, Горячева Л.А. должна была представлять в Департамент отчёт о ходе выполнения обязательств по договору с представлением документов, подтверждающих информацию: о количестве созданных мест; о численности трудоустроенных граждан на созданные рабочие места; об уровне заработной платы каждого трудоустроенного гражданина; о сумме перечисленных страховых взносов в государственные бюджетные фонды (пункт 2.1.7 договора).
В силу пункта 2.1.8 договора Горячева Л.А. обязана вести предпринимательскую деятельность в течение срока действия договора.
В случае получения от Департамента уведомления о необходимости представления документов в связи с обнаружением недостоверности или претензии о нарушении обязательств по настоящему договору Горячева Л.А. должна в течение пяти рабочих дней возвратить на расчётный счёт Департамента денежные средства, полученные в виде субсидии (пункт 2.1.11 договора).
Пунктом 2.2.1 предусмотрено, что Департамент обязался предоставить Горячевой Л.А. бюджетные средства в виде субсидии на организацию самозанятости в размере не более 312 000 руб. согласно смете затрат при представлении в срок всех документов, указанных в пункте 2.1.2.
Пунктом 4.1 договора определено, что он вступает в силу с момента его подписания и действует не менее двенадцати месяцев с момента трудоустройства последнего гражданина на созданное рабочее место в рамках данного договора либо до момента расторжения.
Документом об исполнении (окончании срока действия) договора является акт о выполнении договора, который оформляется в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.2 договора).
В случае невозврата Горячевой Л.А. финансовых средств на расчётный счёт Департамента по истечении пяти рабочих дней Департамент принимает меры к их возврату в соответствии с действующим законодательством (пункт 5.4 договора).
14 июля 2011 г. Горячева Л.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
По состоянию на 1 апреля 2012 г, 13 июля 2012 г, 3 октября 2012 г, 14 января 2013 г, 25 марта 2013 г. Горячевой Л.А. представлялись в Департамент отчёты о ходе выполнения обязательств по договору.
Согласно акту плановой выездной проверки, проведённой государственным казённым учреждением Центром занятости населения Северного административного округа г. Москвы 26 марта 2013 г. в отношении индивидуального предпринимателя Горячевой Л.А, на момент проверки отсутствуют нарушения ею договорных обязательств, связанных с организацией самозанятости, установлено выполнение Горячевой Л.А. пунктов 2.1.6, 2.1.7, 2.1.8, 4.1 договора: получателем субсидии создано 4 дополнительных рабочих места, на рабочие места трудоустроены 4 человека, в том числе 4 человека из числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на должность "помощник специалиста по выращиванию садовых растений", трудоустроенные граждане на момент проверки проработали по 12 месяцев, записи в трудовых книжках о принятии на работу имеются, трудовые договоры заключены, заработная плата выплачивалась ежемесячно, перечисление страховых взносов производилось ежемесячно, на момент проверки нарушений не обнаружено.
В акте также отражено замечание - отсутствует документ, подтверждающий принадлежность Науменко Е.А. (работника Горячевой Л.А.) к одной или нескольким категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
22 июля 2013 г. и 8 октября 2013 г. Горячева Л.А. была проинформирована письмами Департамента о том, что в связи с неподтверждением трудоустройства на созданное рабочее место гражданина, испытывающего трудности в поиске работы, Департамент не может закрыть договор и подписать акт о выполнении сторонами обязательств по договору. Горячевой Л.А. было предложено представить в Департамент документы, подтверждающие отношение работника Науменко Е.А. к категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с действующим законодательством.
Письмом Департамента от 30 декабря 2013 г. Горячева Л.А. вновь уведомлена о необходимости представить в Департамент документы, подтверждающие отношение работника Науменко Е.А. к категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также о необходимости представить отчёты о ходе выполнения обязательств по договору за второй и третий кварталы 2013 года.
3 февраля 2015 г. Департаментом в адрес Горячевой Л.А. направлена претензия о нарушении обязательств по договору, Горячева Л.А. была предупреждена о необходимости исполнить в срок до 15 марта 2015 г. обязательства по договору и представить в Департамент отчёты за третий и четвёртый кварталы 2014 года с документами, подтверждающими информацию о выполнении пунктов 2.1.6, 2.1.7 договора, либо возвратить на лицевой счёт Департамента субсидию в размере 312 000 руб.
18 февраля 2016 г. Департаментом в адрес Горячевой Л.А. повторно направлена претензия о невыполнении ею пунктов 2.1.6 и 2.1.7 договора.
Письма с требованиями о представлении отчётов о выполнении обязательств по договору за соответствующие периоды направлялись Департаментом Горячевой Л.А. также 12 марта 2015 г, 24 июня 2015 г, 4 марта 2016 г, 27 апреля 2016 г.
В своих ответах на указанные выше письма и претензию Департамента Горячева Л.И. неоднократно сообщала о том, что полагает свои обязательства по договору по состоянию на 1 апреля 2013 г. исполненными, так как ею были организованы четыре рабочих места и в марте 2012 г. приняты на работу четверо граждан, испытывающих трудности в поиске работы, им выплачивалась заработная плата, за них начислялись страховые взносы, ею неоднократно представлялись в Департамент отчёты о выполнении обязательств по договору, которые были приняты Департаментом без замечаний.
24 декабря 2015 г. Горячева Л.И. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании постановления Правительства г. Москвы от 26 августа 2015 г. N 526-1Ш "О реорганизации Департамента социальной защиты населения города Москвы и изменении ведомственного подчинения отдельных государственных учреждений города Москвы" Департамент труда и занятости населения г. Москвы реорганизован в форме присоединения к Департаменту социальной защиты населения города Москвы, который, в свою очередь, переименован в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы.
Правовые, экономические и организационные меры реализации государственной политики в области содействия занятости населения в г. Москве, дополнительные гарантии по обеспечению конституционных прав жителей г. Москвы на труд и социальную защиту от безработицы, а также дополнительные меры по социальной поддержке безработных граждан в целях создания эффективной городской системы содействия занятости населения, профилактики безработицы, повышения социальной защищенности жителей г. Москвы и последовательного приближения к полной занятости населения установлены Законом г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве" (далее также - Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Действие названного закона распространяется на жителей города Москвы, достигших возраста, с которого в соответствии с трудовым законодательством допускается заключение трудового договора, независимо от пола, национальности, социального положения, отношения к религии, политических убеждений, а также на работодателей, вступающих в трудовые отношения с работниками на территории города Москвы (ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона г Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 реализация государственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве основывается в том числе на принципе профилактики и преодоления негативных последствий безработицы.
В целях создания условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения принимаются и реализуются городские целевые программы по содействию занятости населения (ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).
Городские целевые программы по содействию занятости населения предусматривают среди прочих меры по реализации специальных мероприятий, способствующих трудоустройству безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы (п. 11 ч. 2 ст. 9 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).
К числу таких специальных мероприятий относится организация самозанятости безработных граждан.
Под самозанятостью понимаются самостоятельные организация и ведение предпринимательской деятельности, осуществляемые в соответствии с федеральным законодательством (ч. 1 ст. 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).
Содействие самозанятости безработных граждан осуществляется, в частности, в форме предоставления финансовой помощи для организации самозанятости в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы (п. 3 ч. 3 ст. 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).
Содействие самозанятости безработных граждан осуществляется на основе договора, заключаемого между государственным учреждением службы занятости населения и безработным гражданином (ч. 4 ст. 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).
Частью 5 ст. 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 определены необходимые условия предоставления финансовой помощи для организации самозанятости. В числе этих условий регистрация гражданина в качестве безработного в государственном учреждении службы занятости населения; избрание вида деятельности, являющегося приоритетным для г. Москвы; предоставление технико-экономического обоснования избранного вида деятельности (бизнес-плана); заключение договора между государственным учреждением службы занятости населения и гражданином; получение свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью или свидетельства о регистрации малого предприятия в соответствии с заключённым договором (п.п. 2-6 ч. 5 ст. 18 названного закона).
Порядок содействия самозанятости безработных граждан и иных категорий граждан определяется Правительством Москвы (ч. 7 ст. 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46).
На момент заключения Департаментом и Горячевой Л.А. договора о предоставлении из бюджета г. Москвы субсидии на организацию самозанятости от 7 июля 2011 г. порядок организации работы по содействию самозанятости безработных и иных категорий граждан и условия предоставления субсидий безработным гражданам из бюджета города Москвы на организацию самозанятости был установлен Положением о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 727-ПП (далее - Положение). Названное постановление утратило силу 30 декабря 2012 г. в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. N 757-1111 "Об утверждении порядка предоставления безработным гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства".
В соответствии с п. 1.3 Положения предоставление субсидий осуществляется за счёт средств бюджета города Москвы в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий период Департаменту для реализации мероприятий Программы содействия занятости населения города Москвы.
Содействие самозанятости включает в себя комплекс мероприятий по оказанию информационных, консультационных и иных услуг гражданам по вопросам организации самозанятости, а также предоставление безработным гражданам субсидии за счёт средств бюджета города Москвы на организацию самозанятости (п. 1.4 Положения).
Пунктом 2.1 Положения определено, что получателями государственной услуги по содействию самозанятости являются: безработные граждане, зарегистрированные в установленном порядке в государственном учреждении службы занятости населения; граждане, обратившиеся за консультацией в государственное учреждение службы занятости населения; граждане, ищущие работу (занятые и незанятые), зарегистрированные в установленном порядке в государственном учреждении службы занятости населения.
Субсидия предоставляется на полное или частичное возмещение затрат по организации самозанятости безработным гражданам, обоснованных бизнес-планом, включая компенсацию затрат по государственной регистрации в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением расходов на оплату труда. Максимальный размер субсидии не может превышать 327 000 руб. (п. 3.1 Положения).
Критериями отбора претендентов на получение субсидий на организацию самозанятости являются предусмотренные в предоставленных технико-экономических обоснованиях (бизнес-планах): размер заработной платы, обеспечиваемый получателем субсидии наёмным работникам в течение срока действия договора о предоставлении субсидии; количество создаваемых дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (абз. 2 п. 5.2 Положения).
Субсидия предоставляется на основании договора между Департаментом и получателем субсидии (абз. 1 п. 5.5 Положения).
В договоре предусматриваются условия, сроки и порядок перечисления субсидии, условия о целевом расходовании субсидии, обязательства по представлению отчёта об использовании субсидии, обязанность возврата субсидии в бюджет города Москвы в случае её нецелевого использования и ответственность за нецелевое использование полученной субсидии (п. 5.6 Положения).
Получатели субсидии в течение 15 дней после окончания отчётного периода, установленного договором, представляют в Департамент отчёт о ходе выполнения обязательств по договору, включая информацию по: количеству созданных рабочих мест; численности трудоустроенных граждан на созданные рабочие места; уровню заработной платы по каждому трудоустроенному гражданину с документальным подтверждением; сумме перечисленных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (п. 6.3 Положения).
Получатели субсидии несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы за достоверность данных, представляемых в Департамент, а также за нецелевое использование средств бюджета города Москвы (п. 6.4 Положения).
В случае нецелевого использования предоставленной субсидии получатель субсидии возмещает в бюджет города Москвы всю сумму субсидии, которая использована им не по назначению, и несет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством, правовыми актами города Москвы (п. 6.6 Положения).
Организация работы по взысканию бюджетных средств в случае их нецелевого использования осуществляется Департаментом в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы (п. 6.7 Положения).
Из приведённых нормативных правовых актов следует, что в г. Москве установлены дополнительные гарантии по обеспечению прав жителей г. Москвы на труд и социальную защиту от безработицы в виде специальных мер, способствующих трудоустройству безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Одной из таких мер является содействие самозанятости безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которое осуществляется, в том числе, путём предоставления финансовой помощи таким гражданам в виде субсидии за счёт средств бюджета г. Москвы на организацию самозанятости.
Предоставление субсидии для организации самозанятости является мерой социальной поддержки проживающих в г. Москве безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в целях повышения их социальной защищённости.
Нормативными правовыми актами г. Москвы регламентирован порядок и определены условия предоставления за счёт средств бюджета г. Москвы субсидии на организацию самозанятости. В частности, такая субсидия предоставляется на основании договора, заключаемого уполномоченным органом и получателем субсидии, которым устанавливаются размер субсидии, сроки и порядок её перечисления получателю, а также обязанности получателя субсидии о целевом расходовании этих денежных средств, в числе которых создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. В случае нецелевого использования предоставленной субсидии получатель субсидии обязан возместить в бюджет г. Москвы всю сумму субсидии.
Указывая на неисполнение Горячевой Л.А. условий договора о предоставлении из бюджета г. Москвы субсидии на организацию самозанятости, истец ссылается на то, что трудоустроенная ею работник Науменко Е.А. (студентка очной формы обучения) не относится к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Однако положениями приведённых выше нормативных правовых актов г. Москвы на получателя субсидии на организацию самозанятости возложена обязанность по организации дополнительных рабочих мест и трудоустройству на эти места безработных граждан.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 9 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 к числу граждан, в отношении которых предусмотрены меры социальной поддержки по содействию их занятости, отнесены безработные граждане и граждане, испытывающие трудности в поиске работы (инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; беженцы и вынужденные переселенцы; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; беременные женщины и женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; граждане, имеющие на попечении лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа исполнительной власти необходим постоянный уход; супруги, в случае если они оба признаны безработными; граждане в возрасте до 30 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; бездомные граждане, утратившие право пользования жилой площадью в городе Москве и не имеющие регистрации по месту жительства).
В силу ч. 1 и ч. 3 ст. 27 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 органы исполнительной власти г. Москвы оказывают содействие временному трудоустройству молодёжи. Содействие временному трудоустройству оказывается следующим категориям молодежи: обучающимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в свободное от учёбы время и в период каникул; несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет; выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте до 30 лет.
Пунктами 2, 3 ст. 28 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 предусмотрено, что органы исполнительной власти г. Москвы оказывают содействие занятости женщин, испытывающих трудности в поиске работы в г. Москве, путём в том числе разработки специальных мероприятий, способствующих занятости; содействия в организации собственного дела и организации временного трудоустройства.
Одним из условий для получения субсидии безработными гражданами на организацию самозанятости согласно пункту 3.2 Положения о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 727-ПП, является принадлежность безработного гражданина к одной или более категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе: инвалиды, имеющие показания к труду; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане в возрасте до 30 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей.
Из системного толкования приведённых выше нормативных положений следует, что перечень безработных лиц, испытывающих трудности в поиске работы, указанный в п. 10 ч. 2 ст. 9 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46, не является исчерпывающим. К числу таких лиц могут быть отнесены и иные граждане, в том числе женщины, студенты образовательных учреждений, испытывающие трудности в поиске работы в г. Москве.
Науменко Е.А, трудоустроенная Горячевой Л.А. в 2012 году, являясь студенткой образовательного учреждения высшего профессионального образования, испытывала трудности в поиске работы, нуждалась в гибком графике работы для совмещения её с учёбой, во временной занятости в свободное от учёбы время.
Таким образом, трудоустроенная Горячевой Л.А. работник Науменко Е.А. (женщина, студентка образовательного учреждения высшего профессионального образования) может быть отнесена к испытывающим трудности в поиске работы. Следовательно, оснований полагать, что Горячевой Л.А. не были исполнены условия договора о предоставлении из бюджета г. Москвы субсидии на организацию самозанятости, заключённого 7 июля 2011 г. между ней и Департаментом труда и занятости населения г. Москвы, не имеется.
Кроме того, в условиях заключённого между Горячевой Л.А. и Департаментом договора критерии определения граждан, испытывающих трудности в поиске работы, не оговорены, в период действия договора ответчик представляла в Департамент отчёты о ходе выполнения обязательств по договору, содержащие, в том числе, данные по всем трудоустроенным ею гражданам, и эти отчёты принимались Департаментом без каких-либо возражений.
Ответчиком Горячевой Л.А. в суде апелляционной инстанции при рассмотрении дела по правилам производства суда первой инстанции сделано заявление о пропуске истцом - Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы - срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 данного кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Начало течения срока исковой давности следует исчислять со дня, когда Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы узнал или должен был узнать о возможном нарушении Горячевой Л.А. предусмотренных нормативно-правовыми актами г. Москвы и договором о предоставлении субсидии на организацию самозанятости от 7 июля 2011 г. условий, связанных с использованием данной субсидии. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 727-ПП, контроль за целевым использованием средств бюджета города Москвы в форме субсидий осуществляют Департамент, а также иные органы государственной власти, уполномоченные на осуществление контроля в данной сфере.
Как усматривается из материалов дела, предполагаемое истцом нарушение Горячевой Л.А. условий договора о предоставлении субсидии на организацию самозанятости от 7 июля 2011 г. (трудоустройство Горячевой Л.А. работника Науменко Е.А, не относящейся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы), указанное Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы в качестве фактического основания для обращения с иском в суд о взыскании с Горячевой Л.А. предоставленной ей субсидии на организацию самозанятости, было выявлено в ходе плановой выездной проверки, по результатам которой 26 марта 2013 г. государственным казённым учреждением Центром занятости населения Северного административного округа г. Москвы был составлен акт в отношении индивидуального предпринимателя Горячевой Л.А, отразивший отсутствие у неё документа, подтверждающего принадлежность Науменко Е.А. (работника Горячевой Л.А.) к одной или нескольким категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Учитывая, что предполагаемое нарушение Горячевой Л.А. условий договора о предоставлении субсидии на организацию самозанятости от 7 июля 2011 г. было выявлено истцом 26 марта 2013 г, Департамент в суд с иском обратился 16 июня 2017 г, срок исковой давности им пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Департамента о взыскании с Горячевой Л.А. денежных средств, полученных в качестве субсидии, процентов следует полностью отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 08 августа 2018 года отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы к Горячевой ***** о взыскании денежных средств в виде субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.