Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Селиверстовой А.А,
при секретаре Сангаджиевой Д.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Централизованной религиозной организации "Мусульманский духовный центр "Иман" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 декабря 2018 года, которым постановлено:
"Отказать Централизованной религиозной организации "Мусульманский духовный центр "Иман" в удовлетворении требований к Минюсту России о признании решения незаконным, обязании произвести регистрацию",
УСТАНОВИЛА:
Централизованная религиозная организация "Мусульманский духовный центр "Иман" обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации Централизованной религиозной организации мусульман "Единение", обязании провести государственную регистрацию, мотивируя свои требования тем, что правовых оснований для принятия оспариваемого решения не имелось.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Представитель Министерства юстиции Российской Федерации явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца - Карасева **, представителя Министерства юстиции Российской Федерации - Соловых **, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 декабря 2018 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Централизованная религиозная организация "Мусульманский духовный центр "Иман" обратился в Министерство юстиции Российской Федерации 29 мая 2018 года в целях государственной регистрации в своей структуре Централизованной религиозной организации мусульман "Единение".
Проведенной Минюстом России правовой экспертизы установлено согласно представленным на государственную регистрацию документам учредителем Организации является Централизованная религиозная организация "Мусульманский духовный центр "Иман". На государственную регистрацию наряду с другими документами представлены уставы трех местных религиозных организаций, входящих в её структуру, представление которых предусмотрено пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Согласно представленными на государственную регистрацию документам о местных религиозных организациях только одна из них (Местная религиозная организация мусульман города Москвы "Исток") входит в структуру Учредителя.
Согласно пункту 1.1 устава Местной религиозной организации мусульман районов Северного, Центрального и Южного Чертаново города Москвы "Кяусар" указанная религиозная организация входит в состав и находится под каноническим управлением Духовного Управления мусульман Европейской части России (в настоящее время - Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Российской Федерации).
Согласно пункту 1.1 устава Местной мусульманской религиозной организации городского округа Саранск Централизованной религиозной организации "Центральное духовное управление мусульман Республики Мордовия" данная организация действует в составе и под каноническим управлением централизованной религиозной организации, указанной в ее наименовании.
Руководствуясь положениями абзаца четвертого пункта 1 статьи 12 Закона N125-ФЗ Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2018 г. принято решение об отказе в государственной регистрации Централизованной религиозной организации мусульман "Единение", о чем сообщено заявителю уведомлением от 28 июня 2018 г. N 11-86156/18.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления Централизованной религиозной организации "Мусульманский духовный центр "Иман", суд руководствовался тем, что оспариваемое решение Минюста России основано на законе, представленные на государственную регистрацию документы подтверждают, что в нарушение пункта 7 статьи 11 Закона N 125-ФЗ указанные заявителем местные религиозные организации не входят в его структуру и, соответственно, не могут участвовать в формировании Организации.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Конституция Российской Федерации, закрепляющая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признавая идеологическое многообразие в качестве одной из основ конституционного строя, гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 2; статья 13, часть 1; статья 28; статья 29, части 1 и 4); наряду с иными правами и свободами, включая право на объединение и свободу деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1), они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); Конституция Российской Федерации, учитывая, что Российская Федерация как демократическое правовое государство обязана обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, единство статуса личности на всей ее территории, а также защиту других конституционных ценностей, и исходя из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), предусматривает возможность ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3); вводимые законодателем меры, относящиеся к миссионерской деятельности организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть
оправданными и соразмерными конституционно значимым целям (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 1053-О, от 25 сентября 2014 года N 1873-О, от 23 октября 2014 года N 2521-О и от 7 декабря 2017 года N 2793-О).
Принятый в развитие положений Конституции Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусматривает, что в Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения; право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункты 1 и 2 статьи 3).
При этом под религиозным объединением, создаваемым в форме религиозной группы или религиозной организации, названный Федеральный закон понимает добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (пункты 1 и 2 статьи 6).
Единство вероисповедания, его наличие - важнейший признак любой религиозной организации, установленный пунктом 1 статьи 6 Закона о свободе совести, и, одновременно, принцип объединения местных религиозных организаций в составе централизованной религиозной организации, исходя из требований пункта 2 статьи 9, пункта 7 статьи 11 Закона о свободе совести и пункта 1 статьи 123.26 Гражданского кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона о свободе совести для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации, наряду с прочим, документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации.
Таким образом, необходимо обращать особое внимание на соответствие вероисповедания местной религиозной организации, указанного в ее наименовании и уставе, вероисповеданию, указанному в наименовании и уставе централизованной религиозной организации, а также в документе, подтверждающем вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации (Письмо Минюста России от 27.07.2018 N 11-99821/18 "О направлении Обзора применения законодательства Российской Федерации при решении проблемных вопросов в сфере государственной регистрации и осуществления контроля за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций").
Согласно пункту 4.2 Устава Организации структуру Организации составляют её участники из числа местных религиозных организаций исламского вероисповедания. В соответствии с пунктом 3.4 устава Организации прием в участники Организации осуществляется Председателем Организации на основании решения уполномоченного органа вступающей религиозной организации.
Из материалов дела следует, что в представленных в Минюст РФ документах, отсутствовали данные, подтверждающие принятие уполномоченными органами указанных выше местных религиозных организаций решения о вступлении в структуру создаваемой Организации, так и свидетельствующие об их приеме в структуру Организации, что является нарушением пункта 2 статьи 123.26 ГК РФ и пункта 1 статьи 10 Закона N 125-ФЗ, согласно которым религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами, которые должны отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации и не противоречить закону.
Соответственно, представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные Законом N 125-ФЗ, не соответствовали требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о расширительном толковании Минюстом России положений пункта 7 статьи 11 Закона N 125-ФЗ не могут являться основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку противоречат установленным обстоятельства дела и буквальному толкованию указанной нормы права.
В силу прямого указания Закона, при создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части основаны на выборочном, избирательном толковании норм материального права, без учета их буквального смысла.
Согласно статье 9 Закона N 125-ФЗ централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.
Пунктом 8.1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
В соответствии со статьей 52 ГК РФ устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно- правовой формы и вида.
Поскольку из представленных на государственную регистрацию документов следует, что Местная религиозная организация мусульман районов Северного, Центрального и Южного Чертаново города Москвы "Кяусар" и Местная мусульманская религиозная организация городского округа Саранск Централизованной религиозной организации "Центральное духовное управление мусульман Республики Мордовия" не входят в структуру Учредителя, а входят в структуру других централизованных религиозных организаций, выводы Минюста России о непредставлении всех предусмотренных Законом документов, необходимых для государственной регистрации, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана правильная оценка, с которой согласилась судебная коллегия; они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Централизованной религиозной организации "Мусульманский духовный центр "Иман" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.