Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Черевичной Т.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В, административное дело N 2а-24/19 по апелляционной жалобе административного истца Черепанова А.В. на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 26 марта 2019 года, которым постановлено:
Административный иск Черепанова А.В. о признании незаконным отказа Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области в допуске к изучению массива архивных записей актов гражданского состояния, со дня издания которых истекло более 75 лет - оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Черепанов А.В. обратился в суд с административным иском и просил признать незаконным отказ Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области в допуске к изучению массива архивных записей актов гражданского состояния, со дня издания которых истекло более 75 лет. Требования мотивированы тем, что в апреле 2018 года издательством Сибирского отделения Российской академии наук опубликована его книга-монография "Сибирская кровь" с обширным научно-историческим материалом, включая историю фамильной династии Черепановых, проживавших на территории нынешнего Качугского района Иркутской области. Приложение к книги содержит составленные на основании изученных в Российском государственном архиве древних актов и государственных архивах субъектов федерации, включая Государственный архив Иркутской области, ревизских сказок, церковных метрических книг и исповедных росписей уникальные формы табличного изображения общего родословного древа семейства Черепановых, начиная от рожденного в XVII веке основателя династии, семижды прадеда административного истца. В древе около трех тысяч имен его потомков, жен, мужей этих потомков с метрическими сведениями из жизни. Родословное древо оказалось неполным, в нем отсутствуют метрические данные о Черепановых, находящиеся в распоряжении отдела по Качугскому району управления службы ЗАГС Иркутской области. В настоящее время административный истец работает над вторым, дополненным изданием книги "Сибирская кровь", в которую планирует включить ранее недостающие сведения. Для получения сведений он обратился к административному ответчику, однако ему было отказано со ссылкой на защиту персональных данных. Данный отказ, по мнению административного истца, нарушает его конституционное право на доступ к информации.
Административный истец Черепанов А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель административного ответчика Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить административный истец со ссылкой на нарушение норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, судом установлено, что
29 августа 2018 года Черепанов А.В. направил обращение в адрес руководителя Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области с жалобой на действия руководства отдела ЗАГС Качугского района и просьбой обеспечить доступ исследователей по согласованному графику к имеющимся в распоряжении указанного отдела записям актов гражданского состояния более, чем 75-тилетней давности (1918- 1943 г.г.).
Письмом Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области от 28 сентября 2018 г. N 02-81-779/18 в доступе к записям актов гражданского состояния более, чем 75-летней давности отказано со ссылками на то обстоятельство, что документы о регистрации актов гражданского состояния предоставляются только лицу, в отношении которого составлена запись акта гражданского состояния либо родственникам (заинтересованным лицам) в отношении умершего лица. Предоставление архивно-поисковых и информационно-справочных услуг органами ЗАГС не осуществляется, доступ к архивным записям государственной регистрации актов гражданского состояния законодательством не предусмотрен.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что отказ административного ответчика полностью соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными и оснований не согласиться с ними не усматривает.
Согласно ст. 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 года N 143-ФЗ (в редакции на день рассмотрения запроса) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.
Пунктом 3 ст. 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ установлено, что органы записи актов гражданского состояния сообщают сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния исключительно по запросу ограниченного перечня государственных органов. Порядок предоставления таких сведений по запросу физических лиц не предусмотрен.
В соответствии с п. 7 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию, утвержденного приказом Минюста России от 29.11.2011 года N 412, конечным результатом предоставления государственной услуги является:
1) при государственной регистрации актов гражданского состояния - выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (в случаях, установленных Федеральным законом, справки о государственной регистрации акта гражданского состояния) установленной формы либо отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния;
2) при выдаче документа (повторного свидетельства либо справки), подтверждающего факт государственной регистрации акта гражданского состояния, - выдача заявителю повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния либо извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния;
3) при внесении исправлений (изменений) в записи актов гражданского состояния - выдача заявителю нового свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния с внесенными исправлениями (изменениями) либо отказ во внесении исправлений (изменений) в запись акта гражданского состояния;
4) при восстановлении записи акта гражданского состояния - выдача заявителю соответствующего свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния;
5) при аннулировании записи акта гражданского состояния - аннулирование записи акта гражданского состояния.
Обращение Черепанова А.В. не соответствовало этим требованиям закона ни в части конфиденциальности предоставления информации, так как он родственником умерших лиц не являлся, ни в части порядка предоставления информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" не предусмотрено предоставление информации, по поводу которой возник спор, незаинтересованным лицам.
Затребованные истцом документы непосредственно не затрагивают его права и свободы.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства применительно к нормам материального права, регулирующего возникшие отношения, суд пришел к верному выводу о том, что основания для отказа в предоставлении услуги у административного ответчика имелись, его действия осуществлялись в пределах предоставленных полномочий в соответствии с требованиями законадательства. При этом административный истец не доказал факт нарушения его прав.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебного постановления, предусмотренными ст. 310 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 26 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черепанова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.