Президиум Московского городского суда в составе:
Председателя Президиума: Панарина М.М.
и членов Президиума: Афанасьевой Н.П, Васильевой Н.А, Курциньш С.Э, Ишмуратовой Л.Ю,
при секретаре Батеевой Е.Н,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Пономарёва А.Н. истребованное по кассационной жалобе Саввина А.Л. гражданское дело по иску Саввина А.Л. к Министерству обороны РФ, комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в лице начальника управления кадров Южного военного округа Министерства обороны РФ о признании незаконным решения комиссии Южного военного округа при рассмотрении обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, обязании признать ветераном боевых действий и выдать удостоверение ветерана боевых действий,
установил:
Саввин А.Л. обратился в Пресненский районный суд города Москвы с указанным выше иском к Министерству обороны РФ, комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссия Южного военного округа Министерства обороны РФ) в лице начальника управления кадров Южного военного округа Министерства обороны РФ.
Требования мотивированы тем, что в период прохождения службы по контракту в войсковой части 64176 (город Москва, К-160) истец в 1997 году был направлен в служебную командировку в Республику Таджикистан, где в составе Коллективных миротворческих сил выполнял боевые задачи по урегулированию конфликта на таджикско-афганской границе и общей нормализации обстановки на границах России.
Решением комиссии Южного военного округа Министерства обороны РФ от 26 сентября 2016 года Саввину А.Л. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с тем, что представленные им документы не подтверждали статус участника боевых действий.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 16 января 2018 года исковые требования Саввина А.Л. были удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2018 года решение Пресненского районного суда города Москвы от 16 января 2018 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Саввина А.Л. отказано.
В кассационной жалобе Саввин А.Л. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2018 года и оставить в силе решение Пресненского районного суда города Москвы от 16 января 2018 года, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права судом апелляционной инстанции.
4 марта 2019 года судьей Московского городского суда Колосовой С.И. дело истребовано из Пресненского районного суда город Москвы и 4 апреля 2019 года поступило на рассмотрение в суд кассационной инстанции.
Определением судьи Московского городского суда Колосовой С.И. от 17 мая 2019 года кассационная жалоба Саввина А.Л. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, Президиум Московского городского суда находит доводы, изложенные в кассационной жалобе, обоснованными, а состоявшееся по делу апелляционное определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального права допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судами, Саввин А.Л. проходил военную службу в Вооруженных Силах России в войсковой части 64176.
Приказом командира войсковой части 64176 от 18 августа 1997 года N 267 Саввин А.Л. был командирован в состав Объединенного командования Коллективными миротворческими силами с 27 августа 1997 года по 27 ноября 1997 года в город Душанбе Республики Таджикистан.
Согласно выписке из приказа командующего Коллективными миротворческими силами от 29 августа 1997 года N 35 и архивной справке Центрального архива Министерства обороны РФ, Саввин А.Л, прибывший в состав Объединенного командования Коллективными миротворческими силами (далее - ОК КМС), был зачислен в списки личного состава на все виды обеспечения, назначен на должность и приступил к исполнению обязанностей, а с 6 декабря 1997 года освобожден от занимаемых должностей в ОК КМС, исключен из списка личного состава и всех видов довольствия и откомандирован к прежнему месту службы.
В соответствии с послужным списком истец с 29 августа 1997 года по 6 декабря 1997 года выполнял специальные задачи в зоне чрезвычайного положения и при военных конфликтах в Республике Таджикистан.
Заключением комиссии ЮВО Министерства обороны РФ от 26 сентября 2016 года истцу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по мотиву отсутствия документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, руководствовался Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" и исходил из того, что Саввин А.Л. в период с 29 августа 1997 года по 6 декабря 1997 года выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республике Таджикистан.
Отменяя решение районного суда и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, судебная коллегия исходила из того, что для признания лица ветераном боевых действий необходимо предоставление в компетентный орган, на который возложена обязанность по рассмотрению заявлений граждан о выдаче такого рода удостоверений, документов, предусмотренных Порядком выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 1177.
Между тем при разрешении спора судом апелляционной инстанции применен закон, не подлежащий применению.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе "О ветеранах" установилправовые гарантии социальной защиты в том числе ветеранов боевых действий и определилкруг лиц, относящихся к данной категории.
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся (помимо иных граждан) военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к названному Федеральному закону).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории не является произвольным - он основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О и др.).
Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 351-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" в раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми позиция: "Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года" изложена в следующей редакции: "Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года".
До 15 октября 2012 года действовал Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Министра обороны РФ от 2 ноября 2009 года N 1177 (ред. от 16 декабря 2010 года)
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 (ред. от 4 марта 2016 года) был утвержден новый Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, который действовал до 4 ноября 2017 года и утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации".
Разделом II (условия оформления и выдачи удостоверений) Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения органа государственной власти, было установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются: для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") (далее - раздел III Перечня); к обращению прикладываются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей:
для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие указанных лиц в выполнении задач, установленных пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, архивные справки, содержащие сведения, указанные в настоящем абзаце, для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - копии военных билетов, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении задач.
Пунктом 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 постановлено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Эти нормы права, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, судебной коллегией применены не были.
Таким образом, принимая во внимание, что с заявлением в Комиссию ЮВО Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" Саввин А.Л. обратился в 2016 году, документы поступили в Комиссию ЮВО Министерства обороны РФ 22 августа 2016 года, а 26 сентября 2016 года Комиссией ЮВО Министерства обороны РФ было вынесено заключение об отказе в выдаче Саввину А.Л. удостоверения "Ветеран боевых действий", суду апелляционной инстанции следовало руководствоваться, среди прочего, Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288.
В нарушение приведенных законоположений судебная коллегия проверила соблюдение ответчиком требований Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 1177, который на момент обращения истца в Комиссию ЮВО Министерства обороны РФ утратил силу и, соответственно, применению не подлежал.
Президиум Московского городского суда находит, что допущенные судом второй инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2018 года подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Московского городского суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 августа 2018 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
Председатель Президиума
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.