Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. на решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2018 года, которым постановлено:
"Постановление государственного инспектора г. Москвы в области охраны природы окружающей среды N от 00.00.0000 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. оставить без изменений, жалобу Кроликова М.В. - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора г. Москвы в области охраны природы окружающей среды N от 00.00.0000 года главный инженер ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликов М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи районного суда указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, Кроликовым М.В. подана жалоба в Московский городской суд, в которой он ставит вопрос об их отмене, прекращении производства по делу, по доводам, изложенным в жалобе, ссылаясь на то, что на момент вынесения обжалуемого постановления имелись смягчающие административную ответственность заявителя обстоятельства в виде фактического исполнения законодательства о соблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований в части образования, обезвреживании и утилизации отходов производства и потребления.
Изучив доводы жалобы, выслушав Кроликова М.В... поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу обжалуемое решение судьи, постановление должностного лица законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение ( пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов ( пункт 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности ГБУК
г. Москвы МДТ "Бенефис" являются формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве, которое способствует эстетическому и нравственному воспитанию, сохранение и развитие исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, которые являются национальным достоянием российской культуры.
При осуществлении своей хозяйственной деятельности Учреждение, в том числе, оказывает негативное воздействие на окружающую среду в части образования и временного хранения, размещения отходов производства и потребления.
В процессе хозяйственной деятельности на территории Учреждения образуются, временно хранятся и передаются другими предприятиями, на размещение отходы производства и потребления 1-4 классов опасности, а именно отработанные люминесцентные лампы, твёрдые бытовые отходы от помещений.
Согласно представленному журналу учёта отходов производства и потребления Учреждения: в 2 квартале 0000 года образовалось отходов в виде ртутных ламп, ртутно-кварцевых ламп, люминесцентных ламп, утративших потребительские свойства, в количестве 20 штук; твёрдые бытовые отходы в количестве 2.1188 тонн (6 куб.м.); в 1 квартале 2017 года образовались отходы в виде твёрдых бытовых отходов в размере 2.1188 тонн (6 куб.м.); в 4 квартале 2016 года образовалось отходов в виде твёрдых бытовых отходов 2.1188 тонн (6 куб.м.); в 3 квартале 2016 года образовалось отходов в виде твёрдых бытовых отходов в размере 2.1188 тонн (6 куб.м.); во 2 квартале 2016 года образовалось отходов в виде твёрдых бытовых отходов в размере 2.11.88 (6 куб.м.).
Отходы производства и потребления в периоды их накопления для вывоза на объекты конечного размещения подлежат временному размещению и хранению на территории Учреждения.
На основании письма соглашения от 00.00.0000 года без номера ГБУ "Жилищник района Черёмушки" утилизирует отработанные люминесцентные лампы ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис". ООО "МКМ-Логистика" в соответствии с договором от 00.00.0000 года N 04 ПГС-17 оказывает услуги по вывозу ТБО. Вывоз отходов на размещение согласно указанному договору подтверждается представленными актами выполненных работ, а именно актом сдачи-приёмки работ от 00.00.0000 года N, от 00.00.0000 года N, от 00.00.0000 года N, от 00.00.0000 года N, от 00.00.0000 года N, от 00.00.0000 года N, от 00.00.0000 года N, от 00.00.0000 года N, от 00.00.0000 года N.
Указанное свидетельствует о том, что ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством образования, временного хранения и размещения отходов производства и потребления, в отсутствие предусмотренного природоохранным законодательством РФ согласованного и разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие должным образом оформленных паспортов на образуемые отходы (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства).
Согласно приказу художественного руководителя ГБУК г. Москвы "Бенефис" от 00.00.0000 года N ответственным за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами назначен главный инженер Кроликов М.В.
Действия главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. подтверждаются следующими доказательствами:
- распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки от 00.00.0000 года N;
- протоколом N об административном правонарушении от
00.00.0000 года, в котором изложены обстоятельства совершения Кроликовым М.В. правонарушения;
- выпиской из журнала учёта отходов производства и потребления учреждения за
1 и 2 квартал 0000 года и за 2,3 и 4 кварталы 0000 года;
- актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N года;
- иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Соблюдение экологических требований является для Учреждения обязательным, однако проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявителем не разработан. Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами влечет применение административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Кроликова М.В. в его совершении.
Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины Кроликова М.В. в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Кроликова М.В. состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась.
При таких обстоятельствах, действия главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. по ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы заявителя о том, что на момент вынесения обжалуемого постановления имелись в наличии смягчающие административную ответственность обстоятельства в виде фактического исполнения законодательства о соблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований в части образования, обезвреживании и утилизации отходов производства и потребления, не могут быть приняты во внимание, поскольку объективно ничем не подтверждены.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Не согласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Административное наказание назначено главному инженеру ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликову М.В. в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора г. Москвы в области охраны природы окружающей среды N от 00.00.0000 года, решение судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 26 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. оставить без изменения, жалобу главного инженера ГБУК г. Москвы МДТ "Бенефис" Кроликова М.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.