Ростовский областной суд в составе
председательствующего судьи Чайка Е.А,
при секретаре Паненковой Е.С,
с участием прокурора Емелиной Е.А,
представителя Федерального агентства лесного хозяйства Цоя Л.А, представителя Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения и администрации Колундаевского сельского поселения Русакова С.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения от 18 мая 2012 года N 130 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Колундаевского сельского поселения",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия решения Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения от 18 мая 2012 года N 130 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Колундаевского сельского поселения" в части включения в границы Колундаевского сельского поселения Ростовской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Шолоховского лесничества, общей площадью пересечения 409 407, 00 кв. м.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения от 18 мая 2012 года N 130 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Колундаевского сельского поселения" находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы Колундаевского сельского поселения с нарушением предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования проекта Генерального плана с Рослесхозом. Факт включения в границы сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Колундаевского участкового лесничества Шолоховского лесничества Ростовской области, установлен выполненными ФГБУ "Рослесинфорг" схемами расположения земельных участков относительно границ населённых пунктов.
Оспариваемое решение нарушает положения Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", изменяет целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
По этим основаниям административный истец просит суд признать недействующим со дня принятия решение Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения от 18 мая 2012 года N 130 в части включения в границы Колундаевского сельского поселения Ростовской области следующих лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Шолоховского лесничества:
х. Черновский: часть квартала 3; квартал 4, часть выдела 4, площадью пересечения 8 805, 00 кв. м.;
х. Гороховский: квартал 5, части выдела 16; квартал 31, части выделов 1, 8; квартал 47, части выделов 2, 4; квартал 63, части выделов 2, 11, 15, 18, площадью пересечения 28 258, 00 кв. м;
х. Алимовский: квартал 9, часть выдела 5; квартал 13, часть выдела 1; квартал 6, площадью пересечения 215 201, 00 кв. м;
х. Солдатовский: часть квартала 6, площадью пересечения 129 786, 00 кв. м;
х. Колундаевский: часть квартала 5, часть квартала 6, площадью пересечения 26 571, 00 кв. м;
х. Ващаевский: часть квартала 5, площадью пересечения 786, 00 кв. м; общей площадью пересечения 409 407, 00 кв. м.
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства Цой Л.А. дополнил и уточнил требования, изложенные в административном исковом заявлении, просил признать недействующим со дня принятия решение Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения от 18 мая 2012 года N 130 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Колундаевского сельского поселения" в части включения генеральным планом в границы Колундаевского сельского поселения Ростовской области вышеперечисленных лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Шолоховского лесничества, общей площадью пересечения 409 407, 00 кв. м.
Представитель Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения и Администрации Колундаевского сельского поселения Русаков С.С. административные исковые требования признал полностью, подтвердив факт включения в границы Колундаевского сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Шолоховского лесничества, и несоблюдение административным ответчиком процедуры согласования проекта генерального плана с Рослесхозом, пояснив, что с момента утверждения Генерального плана до даты рассмотрения дела в суде он в обжалуемой административным истцом части не применялся.
Представитель министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, надлежаще извещённый о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, в ранее представленном отзыве просил административные исковые требования удовлетворить.
Прокурор, участвующий в деле, полагал, что оспариваемое решение Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения подлежит признанию недействующим в указанной административным истцом части с момента его принятия.
Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, т.к. оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае не имеется.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд пришёл к следующим выводам.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно статье 23 Устава муниципального образования "Колундаевское сельское поселение", принятого 12 мая 2008 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесёнными решением Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения от 10 июля 2009 года N 26, представительным органом муниципального образования является Собрание депутатов Колундаевского сельского поселения.
18 мая 2012 года Собранием депутатов Колундаевского сельского поселения принято решение N 130 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Колундаевского сельского поселения".
Как следует из материалов дела, проект генерального плана был разработан ООО "ГЕОЗЕМСТРОЙ"; по проекту генерального плана Колундаевского сельского поселения в соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 28 Закона N 131-ФЗ были проведены публичные слушания, результаты которых оформлены протоколом публичных слушаний по проекту Генерального плана Колундаевского сельского поселения от 3 апреля 2012 года. На основании протокола публичных слушаний главой органа местного самоуправления подготовлено заключение о результатах публичных слушаний, на которых рекомендовано утвердить проект.
Согласно протоколу Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения от 18 мая 2012 года N 46 проект генерального плана, правил землепользования и застройки Колундаевского сельского поселения был рассмотрен и принят в целом 9 голосами депутатов из 9 присутствовавших (при установленном статьёй 23 Устава составе Собрания из 10 депутатов и главы Колундаевского сельского поселения).
В соответствии со статьёй 38 Устава муниципального образования "Колундаевское сельское поселение" в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки, оно было доведено до сведения жителей путём издания информационного бюллетеня нормативно-правовых актов муниципального образования "Колундаевское сельское поселение", оригинал текста решения 18 мая 2012 года был размещён на информационном стенде в здании администрации Колундаевского сельского поселения, по истечении 14 календарных дней оставлен на хранение в администрации Колундаевского сельского поселения. По результатам официального обнародования 1 июня 2012 года составлено подписанное главой Колундаевского сельского поселения заключение, в котором указаны формы и сроки обнародования муниципального правового акта. С момента официального обнародования решение вступило в силу.
Впоследствии текст решения, в том числе текстовая и графическая части генерального плана, были опубликованы на официальном сайте муниципального образования "Колундаевское сельское поселение" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, решение об утверждении генерального плана принято Собранием депутатов Колундаевского сельского поселения в рамках его компетенции и в порядке, установленном Законом N 131-ФЗ и Уставом муниципального образования.
По изложенному выше порядку принятия муниципального правового акта генеральный план не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов.
При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населённого пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Судом установлено, что указанные административным истцом лесные участки, расположенные на землях Шолоховского лесничества, относятся к землям лесного фонда, входят в состав земельного участка с кадастровым номером 61:43:0000000:24 из категории земель лесного фонда, разрешённое использование - для ведения лесного хозяйства, площадью 98 874 900 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ростовская обл, р-н Шолоховский, пс. Межселенная территория по границе ЗЛФ р-н Шолоховский, находящегося в собственности Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации на указанный лесной участок подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 31 марта 2004 года и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок от 8 августа 2019 года.
По результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства со схемой генерального плана установлено частичное наложение границ населённых пунктов муниципального образования Колундаевское сельское поселение и границ находящихся в федеральной собственности земельных участков из состава земель лесного фонда Шолоховского лесничества.
Данное обстоятельство подтверждено графическими схемами расположения земельных участков Шолоховского лесничества относительно границ населённых пунктов, входящих в состав Колундаевского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области, и административным ответчиком не оспаривается.
Пунктом 2.1 действовавшего в период подготовки Генерального плана Колундаевского сельского поселения Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённого Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69, предусматривалось, что в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 указанного Порядка Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Таким уполномоченным федеральным органом в период подготовки оспариваемого акта, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", являлся Рослесхоз. В соответствии с пунктом 4 названного Постановления к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов.
Кроме того, подпунктами 5.4.2, 5.4.3 указанного Положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Следовательно, включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов предполагает обязательное согласование со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
Таким образом, отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного частью 1 статьи 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, является существенным нарушением порядка принятия генерального плана поселения.
Наличие сводного заключения Правительства Ростовской области о согласовании проекта генерального плана Колундаевского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области от 26 апреля 2012 года N 7/919 подтверждает исполнение административным ответчиком обязанности, установленной частью 2 статьи 25 ГрК РФ, но не освобождает представительный орган местного самоуправления поселения от обязанности согласования проекта с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в данном случае с Рослесхозом, и не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана сельского поселения, предусмотренного частью 1 статьи 25 ГрК РФ.
При таком положении у суда имеются основания для признания решения Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения от 18 мая 2012 года N 130 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Колундаевского сельского поселения" недействующим в части включения генеральным планом в границы Колундаевского сельского поселения Ростовской области вышеперечисленных лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Шолоховского лесничества, общей площадью пересечения 409 407, 00 кв. м.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Доказательств тому, что генеральный план Колундаевского сельского поселения, утверждённый вышеуказанным решением Собрания депутатов, с момента его принятия применялся в оспариваемой части, и на его основе были реализованы права граждан и организаций, материалы дела не содержат. Представитель Собрания депутатов и администрации Колундаевского сельского поселения Русаков С.С. в судебном заседании пояснил, что земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда Шолоховского лесничества, администрацией Колундаевского сельского поселения в собственность или на других основаниях никому не предоставлялись.
В связи с этим оспариваемое решение Собрания депутатов подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в информационном бюллетене нормативно-правовых актов муниципального образования "Колундаевское сельское поселение", в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим со дня принятия решение Собрания депутатов Колундаевского сельского поселения от 18 мая 2012 года N 130 "Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Колундаевского сельского поселения" в части включения генеральным планом в границы Колундаевского сельского поселения Ростовской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Шолоховского лесничества:
х. Черновский: часть квартала 3; квартал 4, часть выдела 4, площадью пересечения 8 805, 00 кв. м.;
х. Гороховский: квартал 5, части выдела 16; квартал 31, части выделов 1, 8; квартал 47, части выделов 2, 4; квартал 63, части выделов 2, 11, 15, 18, площадью пересечения 28 258, 00 кв. м;
х. Алимовский: квартал 9, часть выдела 5; квартал 13, часть выдела 1; квартал 6, площадью пересечения 215 201, 00 кв. м;
х. Солдатовский: часть квартала 6, площадью пересечения 129 786, 00 кв. м;
х. Колундаевский: часть квартала 5, часть квартала 6, площадью пересечения 26 571, 00 кв. м;
х. Ващаевский: часть квартала 5, площадью пересечения 786, 00 кв. м; общей площадью пересечения 409 407, 00 кв. м.
Обязать Собрание депутатов Колундаевского сельского поселения Шолоховского района Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обнародовать сообщение о его принятии в информационном бюллетене нормативно-правовых актов муниципального образования "Колундаевское сельское поселение".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Чайка
Решение в окончательной форме принято 16 августа 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.