Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И,
судей Соляникова Р.В, Колбасовой Н.А.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2019 г. по административному исковому заявлению Ковалевой И.В, Ковалева А.В. к администрации Костомукшского городского округа об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что (... ) Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия многодетной семье административных истцов в общую долевую собственность был предоставлен земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Административные истцы просили признать незаконным бездействие администрации Костомукшского городского округа в части непринятия мер по обеспечению возможности подключения предоставленного участка к инженерным сетям водоснабжения и водоотведения, возложить на административного ответчика обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать водоснабжение и водоотведение, построить дорогу к земельному участку, организовать комплекс инженерно-гидрологических и инженерно-геологических изысканий, разработать проект инженерной защиты данной территории от подтопления и затопления, обеспечить устройство инженерной защиты от подтопления и затопления территории в соответствии с нормой осушения 2 метра.
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие администрации Костомукшского городского округа в части необеспечения транспортной доступности и системы водоснабжения и водоотведения к земельному участку с кадастровым номером (... ) признано незаконным. На администрацию Костомукшского городского округа возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить дорогу на территории индивидуальной жилой застройки блока (... ), принять меры, направленные на надлежащее функционирование системы водоснабжения и водоотведения по месту нахождения земельного участка. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление в части удовлетворения административного иска и принять новое решение об отказе в иске. В обоснование жалобы указывает на отсутствие законодательно установленной обязанности предоставлять земельные участки, заранее обеспеченные водоснабжением и водоотведением, сроки подведения сетей к таким участкам. Методические рекомендации, на которые сослался суд, не носят обязательный характер и указывают на критерии отбора земельных участков перед предоставлением их многодетным семьям. Суд без учета документов территориального планирования возложил на администрацию Костомукшского городского округа обязанности по организации системы водоснабжения и водоотведения, обустройству дороги в приоритетном порядке, вопреки срокам, определенным Генеральным планом Костомукшского городского округа. Развитие системы водоснабжения и водоотведения в (... ) должно быть осуществлено в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Генерального плана Костомукшского городского округа поэтапно вплоть до 2025 г..В соответствии с Программой комплексного развития инфраструктуры муниципального образования строительство проездов в районах индивидуальной жилой застройки в районах улиц (... ) запланировано на 2026-2027г.г. При получении земельных участков многодетные семьи были уведомлены о сроках обеспечения водоснабжения и водоотведения территории. Суд первой инстанции возложил на администрацию обязанность обустроить дорогу всего (... ) в то время как административными истцами заявлялись требования об обустройстве дороги к конкретному земельному участку, что свидетельствует о разрешении требования в защиту неопределенного круга лиц, которое суду в процессе рассмотрения дела не заявлялось.
Администрация Костомукшского городского округа неоднократно обращалась в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия о включении в федеральную целевую программу строительство объектов инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных под индивидуальную жилую застройку, в том числе для многодетных семей. Разработана проектная документация на магистрали общегородского значения. (... ) был объявлен электронный аукцион на корректировку, разработку проектно-сметной документации по строительству объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей земельные участки. (... ) аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие в аукционе. (... ) администрацией Костомукшского городского округа был повторно объявлен аукцион. По результатам аукциона (... ) заключен муниципальный контракт. С целью обеспечения микрорайона системой водоснабжения, водоотведения, транспортной доступностью, администрация ведет активную работу, бездействие с ее стороны отсутствует.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от (... ) семье административных истцов, имеющей статус многодетной, предоставлен в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым номером (... ), площадью (... ) кв.м, расположенный по адресу: (... ), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство.
Законами Республики Карелия от 30.11.2011 N 1560-ЗРК "О бесплатном предоставлении в собственность многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства на территории Республики Карелия" (действовавшим до 17 марта 2017 г.) и от 06.03.2017 N 2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия" определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
В целях бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков уполномоченный орган в пределах своей компетенции утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность.
Перечень земельных участков, предоставляемых в собственность многодетным семьям на территории Костомукшского городского округа, утвержден распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от (... )
Решение о включении спорного земельного участка в названный Перечень принято администрацией Костомукшского городского округа (письмо администрации от (... ) (... )), той же администрацией (... ) утверждена документация по планировке территории в части (... )
Из дела также усматривается, что предоставленный административным истцам для индивидуального жилищного строительства земельный участок расположен в болотистой местности, дорога к нему не проведена, система водоснабжения и водоотведения не оборудована.
Отсутствие данных коммуникаций административный ответчик объясняет тем, что в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Генерального плана Костомукшского городского округа развитие названной системы предполагается на расчетный срок Генерального плана - на 2025 г. Строительство дорог и сетей возможно только при условии софинансирования из средств бюджетов Российской Федерации и Республики Карелия.
Судебная коллегия полагает, что возложение на административного ответчика обязанности принять меры, направленные на надлежащее функционирование системы водоснабжения и водоотведения, а также обустроить дорогу, соответствует положениям п. 5 ч. 1 ст. 16, п.4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 1 ч. 2 ст. 3, п.п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2001 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09.09.2013 N 372.
Суд правомерно исходил из того, что организация водоснабжения и водоотведения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения Костомукшского городского округа, в связи с чем земельные участки многодетным семьям необходимо выделять с учетом существующей обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры, потребности в строительстве таких объектов и сроков их строительства.
Вывод суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.11.2017 N 2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения, водоотведения и дорожной деятельности, и отсутствие финансовой помощи со стороны бюджета Республики Карелия не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Административным ответчиком не представлено доказательств принятия действенных мер для обеспечения земельных участков, находящихся в собственности административных истцов, инженерной инфраструктурой на протяжении 2014-2019 годов.
Следовательно, обоснованно установив незаконное бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неразрешении вопросов местного значения, суд правомерно обязал административного ответчика устранить допущенное нарушение прав.
При этом судебная коллегия полагает, что суд, обязав административного ответчика обустроить дорогу на территории индивидуальной жилой застройки (... ) в г.Костомукша, без законных оснований вышел за пределы заявленных требований, которые были сформулированы административными истцами как возложение обязанности обустроить дорогу лишь до принадлежащего им земельного участка.
Также судебная коллегия отмечает следующее.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Отказав в удовлетворении административного иска в части возложения на административного ответчика обязанности организовать комплекс инженерно-гидрологических и инженерно-геологических изысканий, разработать проект инженерной защиты данной территории от подтопления и затопления, обеспечить устройство инженерной защиты от подтопления и затопления территории в соответствии с нормой осушения 2 метра, суд в нарушение п. 4 ч. 4 ст. 180 КАС РФ не привел какого-либо обоснования данному выводу.
При таком положении судебная коллегия полагает необходимым проверить законность решения суда в необжалованной части.
Согласно п. 3.10 СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85, утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 964/пр, подтопление - это комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных.
В соответствии с п. 4.1 СП 104.13330.2016 при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Система инженерной защиты от подтопления должна быть территориально единой, объединяющей все локальные системы отдельных участков и объектов. При этом она должна быть увязана с генеральными планами и территориальными комплексными схемами градостроительного планирования.
Пунктом 4.9 СП 104.13330.2016 предусмотрено, что в качестве основных средств инженерной защиты территорий следует предусматривать обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, систематические дренажные системы, локальные дренажи и другие защитные сооружения.
Учитывая, что меры по предупреждению подтопления являются одним из условий безопасного строительства объектов и их последующей эксплуатации, а также организации систем водоснабжения, водоотведения и транспортного сообщения, исходя из положений п. 1 ч. 4 ст. 41.2 ГрК РФ, п.п. 8, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", на административного ответчика также следует возложить обязанность обеспечить проведение комплекса мероприятий, направленных на предотвращение подтопления территории спорного участка.
Судом не предрешается вопрос о конкретном способе предотвращения подтопления земельного участка административных истцов, поскольку он относится к компетенции административного ответчика, который во всяком случае должен руководствоваться действующими нормативными правовыми актами в данной сфере.
В этой связи, в целях защиты прав неопределенного круга лиц, которые не уполномочивали административных истцов представлять их интересы, оснований для удовлетворения иска в заявленной формулировке не имеется.
По изложенным мотивам судебная коллегия на основании п. 2 ст. 309 КАС РФ изменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ) и принимает новое решение о частичном удовлетворении требований, возлагая на административного ответчика обязанность в течение 12месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить к спорному участку дорогу, принять меры, направленные на надлежащее функционирование системы водоснабжения и водоотведения и провести мероприятия, направленные на предотвращение подтопления участка с кадастровым номером (... ).
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2019 г. по настоящему делу изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Костомукшского городского округа по необеспечению транспортной доступности, системы водоснабжения и водоотведения и непринятию мер, направленных на предотвращение подтопления земельного участка с кадастровым номером (... ).
Обязать администрацию Костомукшскогогородского округа в течение 12месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить дорогу для подъезда к земельному участку с кадастровым номером (... ).
Обязать администрацию Костомукшскогогородского округа в течение 12месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на надлежащее функционирование системы водоснабжения и водоотведения земельного участка с кадастровым номером (... ) в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Обязать администрацию Костомукшского городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на предотвращение подтопления земельного участка с кадастровым номером (... ).
Об исполнении решения суда сообщить в суд и административным истцам Ковалевой И.В, Ковалеву А.В.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.