Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д.,
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности организовать уличное освещение,
поступившее по апелляционной жалобе представителя администрации г.Чебоксары Гаврилова С.Н. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2019 года, которым постановлено:
иск заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики обязанность по организации уличного освещения на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале 21:01:030403:62, 21:01:030403:63, 21:01:030403:67, 21:01:030403:68, 21:01:030403:83, 21:01:030403:62 по ул. Кадыкова, на участке улично-дорожной сети между улицей Баумана и улицей Гастелло г.Чебоксары в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением с требованием возложить на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики обязанность по организации уличного освещения на земельных участках, расположенных по ул.Кадыкова, на участке улично-дорожной сети между улицей Баумана и ул.Гастелло г.Чебоксары.
Требования мотивировал тем, что по обращению гражданина Федотова С.В. проведена проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 14, 17ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования г.Чебоксары администрацией г.Чебоксары не обеспечено и не организовано надлежащее освещение на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале 21:01:030403:62, 21:01:030403:63, 21:01:030403:67, 21:01:030403:68, 21:01:030403:83, 21:01:030403:62 по ул. Кадыкова, на участке улично-дорожной сети между улицами Баумана и Гастелло г.Чебоксары, что нарушает права и интересы граждан на обеспечение безопасности дорожного движения, личной безопасности в ночное и вечернее время суток, создает угрозу неприкосновенности граждан, то есть нарушает их конституционные права.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Васильева Е.В. административный иск поддержала по приведенным основаниям.
Представитель административного ответчика администрации г. Чебоксары ГавриловС.Н, не оспаривая отсутствие уличного освещения на данной территории, административный иск не признал.
Заинтересованное лицо МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Судом вынесено указанное решение, которое обжаловано представителем администрации г. Чебоксары Гавриловым С.Н. по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Овчинниковой Н.А, проверив решение суда в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной на основании обращения гражданина проверки прокуратурой Калининского района г. Чебоксары выявлено отсутствие уличного освещения на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале 21:01:030403:62, 21:01:030403:63, 21:01:030403:67, 21:01:030403:68, 21:01:030403:83, 21:01:030403:62 по ул. Кадыкова, на участке улично-дорожной сети между улицей Баумана и улицей Гастелло г.Чебоксары.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что вопросы организации стационарного уличного освещения относятся непосредственно к ведению органа местного самоуправления, являются его публичной обязанностью, неисполнение которой, то есть бездействие администрации г. Чебоксары, создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, на основании чего возложил на административного ответчика обязанность по организации уличного освещения по ул.Кадыкова на участке улично-дорожной сети между ул.Баумана и ул.Гастелло г.Чебоксары.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, при разрешении спора районный суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Аналогичные положения закреплены в п. 25 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
Согласно ст. 41 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Положением об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары - администрации города Чебоксары предусмотрено, что одной из основных задач администрации является обеспечение реализации полномочий по решению вопросов местного значения (п. 2.1).
В соответствии с п. 3.1.8 упомянутого Положения администрация города Чебоксары в целях реализации возложенных на неё задач в области жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи обеспечивает разработку правил благоустройства территорий города Чебоксары, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организации благоустройства территории муниципального образования города Чебоксары (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использованию, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в городе Чебоксары.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года N1006 утверждены Правила благоустройства территории г. Чебоксары, в соответствии с подп. 2 п. 5.1.2. которых содержание и благоустройство территории города Чебоксары заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих благоустройство объектов улично-дорожной сети, инженерных сооружений (мостов, дамб, путепроводов и т.п.), объектов уличного освещения, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства.
Пунктом 5.2.3.10. названных Правил предусмотрено, что строительство, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляют специализированные организации при наличии договоров, заключенных с ними администрацией города Чебоксары в установленном законом порядке.
С учетом смысла и содержания приведенных выше положений, при обстоятельствах, когда благоустройство территории г. Чебоксары в виде уличного освещения обеспечивается администрацией г. Чебоксары, тогда как неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц следует, что обязанность по организации наружного освещения судом первой инстанции правомерно возложена на административного ответчика.
Не соглашаясь с решением суда, представитель административного ответчика в апелляционной жалобе приводит доводы, которые сводятся к тому, что возложенная судом обязанность повлечет для бюджета города большие расходные обязательства. Данным решением суд фактически подменил собой орган местного самоуправления, к исключительной компетенции которого относится формирование и утверждение бюджета, в том числе в его доходной и расходной части, а понуждение судом органа местного самоуправления к включению в бюджет определенных расходов является ограничением его права на самостоятельное решение вопросов местного значения и нарушает принцип разделения властей.
Судебная коллегия находит данный довод необоснованным.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ определено, что суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суды рассматривают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч.ч. 1 и 2 ст. 1 КАС РФ); а также связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Исходя из приведенных положений и п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ в случае признания оспариваемого бездействия незаконным на соответствующий орган возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов административного дела, прокурором в рамках предоставленных ему законом полномочий по осуществлению контроля за исполнением законодательства в целях предупреждения нарушения прав неопределенного круга лиц оспаривается бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенных на него законом обязанностей.
Удовлетворение требований прокурора не ущемляет самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 84 КАС РФ на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, районным судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены правильного по существу судебного постановления не имеется.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия соглашается с решением суда и оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя администрации г. Чебоксары ГавриловаС.Н. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Д.В. Алексеев
И.Н. Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.