Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Мадяева ЛК на решение судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 27 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мадяева Л.К.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя - начальника регионального отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай N от 09 апреля 2019 года "данные изъяты" Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Улаганскому району Мадяев Л.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 27 июня 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
Мадяев Л.К. обратился с жалобой в Верховный суд Республики Алтай, в которой выражает несогласие с вынесенным решением судьи по данному делу, просит его отменить, производство по делу прекратить. В качестве довода указывает, что на момент рассмотрения жалобы судом он находился на лечении в БУЗ РА РБ г. Горно-Алтайск, поэтому не мог участвовать в судебном заседании.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав Мадяева Л.К, поддержавшего доводы жалобы, представителя Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай Ошлакова А.С, возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Стационарным источником является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
При нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух учитываются все источники выброса, относящиеся к конкретной территории объекта хозяйственной и иной деятельности, принадлежащие юридическому лицу или закрепленные за ним в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай N от 21 ноября 2018 года в период с 03 декабря по 28 декабря 2018 года должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды с привлечением в качестве экспертов специалистов Филиала "ЦЛАТИ по Алтайскому краю" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Барнаул проведена плановая выездная проверка в отношении Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Улаганскому району, по результатам которой выявлены нарушения соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, о чем 28 декабря 2018 года составлен Акт проверки N
В ходе плановой проверки был произведен осмотр котельной, эксплуатируемой ОМВД России по Улаганскому району в период с 2016-2018 годы по адресу: с. Улаган, ул. Санаа, 21. Согласно справки, количество израсходованного угля за указанный период составило: за 2016 год - 105 т, за 2017 - 94,5 т, за 2018 - 63,35 т. Также установлено, что ОМВД России по Улаганскому району эксплуатирует оборудование и сооружение (котельную), расположенное по адресу: с. Улаган, пер. Энергетиков, 10, где за период с 01 октября 2018 года по 31 ноября 2018 года израсходовано 44,98 т. дизельного топлива. Данные объекты находятся в оперативном управлении ОМВД России по Улаганскому району.
Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Улаганскому району поставлено на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта по адресу: с. Улаган, ул. А.В. Санаа, 21, присвоен код объекта NП, III категория негативного воздействия на окружающую среду ( N от 21 декабря 2016 года).
Специалистами Бийского отдела ЛАиТИ Филиала "ЦЛАТИ по Алтайскому краю" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Барнаул в присутствии Мадяева Л.К. произведен отбор проб и образцов промышленных выбросов от котельной в с. Улаган, пер. Энергетиков, д.10, о чем составлены соответствующие протоколы от 12 декабря 2018 года NАТЗВ-1058-ОД, 603 08.2 Г. При отборе проб осуществлялась видеофиксация с использованием фотоаппарата Nikon COOLPIX L 810.
Результаты проведенных измерений отражены в протоколе испытаний промышленных выбросов от 17 декабря 2018 года N 603 08.2 Г и Заключении по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 20 декабря 2018 года N, выданных Филиалом "ЦЛАТИ по Алтайскому краю", из которых следует, что в составе промышленных выбросов, образующихся при эксплуатации котельной, содержатся следующие загрязняющие вещества: азота диоксид - менее 45 мг/м?, азота оксид - менее 90 мг/м?, серы диоксид - менее 150 мг/м?, углерода оксид - менее 90 мг/м?. Определение количества загрязняющих веществ в выбросах производилось в соответствии с М-МВИ-172-06 (ФР.1.31.2011.11222) "Методика выполнения измерений массовой концентрации и определения массового выброса загрязняющих веществ в отходящих газах топливо сжигающих установок с применением газоанализаторов "Монолит". Полученные результаты измерений находятся ниже диапазона определения, установленного данной методикой. В связи с этим установить величину массового выброса загрязняющих веществ не установлена.
Согласно представленным отчетам Отделения МВД России по Улаганскому району по форме N2-Тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" за 2016 и 2017 годы в составе выбросов загрязняющих веществ содержатся бензапирен, твердые вещества, углерода оксид, азота оксид.
Согласно Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р, в числе прочих загрязняющих веществ, указан выброс азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, углерода оксид, зола твердого топлива, бензапирен.
Отделением МВД России по Улаганскому району представлены декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016, 2017 и 2018 годы, где указаны количественные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников: зола углей, бензапирен, азота оксид, углерод (сажа), азота диоксид, углерода оксид, серы диоксид.
Проверкой установлено, что от стационарных источников ОМВД России по Улаганскому району осуществляется выброс указанных загрязняющих веществ, однако в нарушение законодательства об охране окружающей среды инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, расположенных по ул. А.В. Санаа, 21 и пер. Энергетиков, 10 в с. Улаган не проведена, тем самым допущено не соблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Мадяев Л.К. с 11 декабря 2017 года занимает должность "данные изъяты" Отделения МВД России по Улаганскому району.
Приказом Отделения МВД России по Улаганскому району от 10 января 2018 года N Мадяев Л.К. назначен ответственным за соблюдение требований природоохранного законодательства, мероприятий по охране окружающей среды, соблюдение экологических нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за проведение производственного контроля, за охраной атмосферного воздуха.
По факту выявленных нарушений 06 марта 2019 года главным специалистом-экспертом регионального отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай в отношении Мадяева Л.К. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, приказом N от 21 ноября 2018 года "О проведении плановой выездной проверки юридического лица", актом проверки от 28 декабря 2018 года; протоколом по делу об административном правонарушении от 06 марта 2019 года; а также иными материалами дела, исследованными судьей районного суда и которым дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия должностного лица Мадяева Л.К, являющегося "данные изъяты" Отделения МВД России по Улаганскому району, обоснованно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностное лицо и судья районного суда установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, и пришли к обоснованному выводу о виновности "данные изъяты" ОМВД России по Улаганскому району Мадяева Д.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения Мадяева Л.К. к административной ответственности соблюден.
Наказание назначено минимальное в соответствии с санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, и принимая во внимание все фактические обстоятельства дела и характер совершенного должностным лицом ОМВД России по Улаганском району правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, законных оснований для назначения наказания ниже низшего предела не имеется.
При проверке дела в полном объеме нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не выявлено, нормы материального права применены правильно.
Доводы жалобы о том, что на момент рассмотрения жалобы судом он находился на лечении в БУЗ РА РБ г. Горно-Алтайск, поэтому не мог участвовать в судебном заседании не может являться основанием отмены вынесенного судом решения, так как в материалах дела, имеется телефонограмма от 11.06.2019 года об извещении Мадяева Л.К. о времени и месте рассмотрения дела назначенного на 27.06.2019 г, в качестве лица привлекаемого к административной ответственности. Однако в назначенные дату и время Мадяев Л.К. в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении дела в суд не направил. при таких обстоятельствах выводы суда о надлежащем уведомлении Мадяева Л.К. и рассмотрении дела без его участия являются верными. Ссылка в жалобе на то, что на момент рассмотрения жалобы судом он находился на лечении в БУЗ РА РБ г. Горно-Алтайска, а по этому не мог участвовать в судебном заседании не свидетельствует о невозможности рассмотрения дела об административном правонарушении без его участия, поскольку заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания им заявлено не было, в материалах дела таких доказательств не имеется.
При таких обстоятельствах существенных нарушений норм процессуального права при рассмотрении жалобы судом не допущено.
Учитывая вышеизложенное оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи по доводам жалобы не нахожу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя - начальника регионального отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай N от 09 апреля 2019 года, решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 27 июня 2019 года, вынесенные в отношении "данные изъяты" Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Улаганскому району Мадяева Л.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Мадяева ЛК - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.